Аннотация
Своеобразие поэтики книги «Неистовая пора» (1958) Октавио Паса во многом определяет автобиографическая канва: в расположении 9 текстов, ее составляющих, поэт соблюдает хронологическую и географическую последовательность своих странствий на протяжении 9 лет (1948–1957). Исходя из этого, книгу можно воспринимать как единый поэтический текст, лирический герой которого повторяет пасовский маршрут (Неаполь–Венеция–Авиньон– Париж–Индия–Токио–Женева–Мексика), преодолевая границы разных культурных пространств (Средиземноморье–Восток–Америка) и пределы своего «я». Подобный «сюжет» сближает Паса с Аполлинером, интертекстуальное присутствие которого задается заглавием и эпиграфом книги. Аполлинеровской можно назвать работу поэтического сознания, синтезирующего личные и коллективные воспоминания. Кульминационной точки этот процесс достигает в последнем тексте цикла — поэме «Камень солнца», сама структура которой выражает идею сублимации истории. В целом конкретные события из жизни поэта отражены в цикле слабо, пространство и время в ряде стихотворений условны, пересечение культурных границ совершается незаметно. Намеченная пунктиром автобиографическая линия призвана, чтобы воспроизвести архетипическое движение творца по схеме «Ухода–и–Возврата». Определенная стилистическая однородность текстов свидетельствует о зрелости поэтического сознания, воспринимающего разнообразные явления духовной жизни сквозь призму универсальных категорий. Стремление к «традиции» и «изобретательности» закономерным образом приводит Паса к поэту, стоящему у истоков современного искусства, Аполлинеру.
Список литературы
1 Великовский С.И. В скрещенье лучей: Очерки французской поэзии XIX–XX веков. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 415 с.
2 Кофман А.Ф. Октавио Пас // История литератур Латинской Америки. М.: ИМЛИ РАН, 2005. Т. 5. С. 352–405.
3 Пернатые молнии: Мексиканская поэзия XX века. М.: Радуга, 1988. 383 с.
4 Apollinaire G. OEuvres poetiques. P.: Editions Gallimard, 1990. 1267 p.
5 Brotherston G. Latin American Poetry: Origins and Presence. Cambridge: Cambridge University Press, 1975. 228 p.
6 Correspondencia: Alfonso Reyes/Octavio Paz (1939–1959). Mexico: Fundacion Octavio Paz; Fondo de Cultura Economica, 1999. 261 p.
7 Paz O. La estacion violenta. Mexico: Fondo de Cultura Economica, 1958. 85 p.
8 Paz O. Libertad bajo palabra. Obra poetica (1935–1958). Mexico: Fondo de Cultura
Economica, 1960. 317 p.
9 Paz O. Obras completas: en 15 vol. Mexico: Fondo de Cultura Economica; Circulo de lectores, 1994. T. 2: Excursiones/Incursiones. Dominio extranjero. 606 p.; Mexico: Fondo de Cultura Economica; Circulo de lectores, 2003. T. 15: Miscelanea III. Entrevistas. 754 p.
10 Paz O. Jardines errantes: Cartas a J.C. Lambert (1952–1992). Barcelona: Seix Barral, 2008. 243 p.
11 Stanton A. El rio reflexivo: Poesia y ensayo en Octavio Paz (1931–1958). Mexico: Fondo de Cultura Economica, 2015. 526 p.