Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-2/Dobryashkina.pdf
Для цитирования:

Добряшкина А.В. Детско-подростковая литература Третьего рейха как инструмент формирования нацистской идентичности // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 2. С. 52–65. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-2-52-65

Автор: Добряшкина А.В.
Сведения об авторе:

Анна Владимировна Добряшкина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 25 июня 2017 г.
Дата публикации: 25 июня 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №2
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 52-65
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-2-52-65

Индекс УДК: 821.112.2
Индекс ББК: 3.3(4Гем)6 + 83.8(4Гем)6
Ключевые слова: немецкая литература, детско-подростковая литература, Третий рейх, Гитлерюгенд, нацизм, индоктринация.

Аннотация

В статье рассматривается роль детско-подростковой литературы Третьего рейха в процессе формирования нацистской идентичности. Третий рейх провозглашался «юношеским рейхом» (das jugendliche Reich), детство утрачивало свою значимость как самостоятельный феномен и растворялось в ключевом понятии нацистской эпохи — «юности». Юность, в свою очередь, имела не возрастной, а мировоззренческий смысл, означая особую жизненную позицию, придерживаться которой должны были все возрастные группы нацистского общества. Дети и подростки 10–18 лет становились носителями новых установок в строящемся государстве. Официальная детско-подростковая литература значительно расширяла свои границы: к ней причислялись произведения, написанные для взрослых, в том числе написанные до 1933 г. «Расширенные границы» подразумевали, таким образом, множественные случаи пересечения детской и взрослой литературы, взаимопроникновение и взаимодействующее сосуществование этих литератур в едином художественном процессе нацистского периода. Несмотря на то что индоктринация осуществлялась всей системой образования и воспитания и в этой многоступенчатой структуре литература не была единственным фактором формирования нового сознания, именно литература легитимировала отказ детей и подростков от следования личным интересам и оценивала их приобщение к пропагандируемой идеологической системе как процесс индивидуального развития.

Список литературы

1 Гинзбург К. Германская мифология и нацизм. Об одной старой книге Жоржа Дюмезиля // Гинзбург К. Мифы — эмблемы — приметы. Морфология и история. М.: Новое изд-во, 2004. С. 243–273.
2 Кнопп Г. «Дети» Гитлера. М.: Олма-Пресс, 2004. 285 с.
3 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. М.: ЭКСМО, 2009. 797 с.
4 Baumann H. Es zittern die morschen Knochen, 1936 // Loewy E. Literatur unterm Hakenkreuz. Das Dritte Reich und seine Dichtung.  Dokumentation. Frankfurt a. M.: Hain Verl., 1990. 328 S.
5 Beumelburg W. Das jugendliche Reich: Reden und Aufsätze zur Zeitwende. Oldenburg: Gerharg Stalling, 1933. 64 S.
6 Deutsches Lesebuch für Volksschulen 2. Schuljahr. Berlin: Deutscher Schulverl., 1943. 248 S.
7 Gamm H.-J. Der braune Kult. Das Dritte Reich und seine Ersatzreligion. Hamburg: Rütten & Loening, 1962. 220 S.
8 Heyer G.W. Die Fahne ist mehr als der Tod. Lieder der Nazizeit. München: W. Heyne, 1981. 160 S.
9 Kaminski W. Exil und innere Emigration // Geschichte der deutschen Kinder- und Jugendliteratur / R. Wild. Stuttgart: J.B. Metzler, 1990. S. 285–327.
10 Mann E. Zehn Millionen Kinder. Die Erziehung der Jugend im Dritten Reich. Berlin: Neues Leben, 1988. 204 S.
11 Schenzinger K.A. Der Herrgottsbacher Schülermarsch. Berlin: Zeitgeschichte, 1934. 327 S.
12 Schenzinger K.A. Der Hitlerjunge Quex. Berlin: Zeitgeschichte, 1935. 256 S.
13 Unser Liederbuch. Lieder der Hitler-Jugend. München: Zentralverl. der NSDAP, 1939. 280 S.
14 Wilke G. Die Kinder- und Jugendliteratur des Nationalsozialismus als Instrument ideologischer Beeinflussung. Frankfurt a. M.: Peter Lang, 2005. 185 S.