Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-1/Agapkina.pdf
Для цитирования:

Агапкина Т.А. Бегствo святого семейства в Египет в славянских этиологических легендах о деревьях // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 1. С. 302–317. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-1-302-317

Автор: Агапкина Т.А.
Сведения об авторе:

Татьяна Алексеевна Агапкина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук, Ленинский пр., д. 32 а, 119991 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 15 сентября 2017 г.
Дата публикации: 25 марта 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №1
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 302-317
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-1-302-317

Индекс УДК: 398
Индекс ББК: 82.3
Ключевые слова: апокрифы, этиологические легенды, символика, славяне, этноботаника, деревья.

Аннотация

В статье рассматриваются славянские этиологические легенды о бегстве Св. Семейства в Египет после рождения Иисуса Христа. Это легенды о том, как деревья, которые Св. Семейство встретило на пути в Египет, помогали Ему и в награду вместе с благословением Богородицы получали какие-нибудь полезные свойства и способности, или, напротив, когда вместо помощи они выдавали Св. Семейство войску Ирода, за что были прокляты Богородицей и наделены Ею определенными негативными качествами. Автор анализирует фольклорные легенды, известные восточным, западным и южным славянам; выявляет круг растительных символов, которые встречаются в этих легендах, описывает их сюжетику, а также соотносит народные легенды с апокрифическими сказаниями, источником которых послужило апокрифическое Евангелие Псевдо-Матфея, влияние которого было ощутимо преимущественно на западе Славии, там же, где фиксировался основной корпус соответствующих этиологических легенд. Ключевые слова: апокрифы, этиологические легенды, символика, славяне, этноботаника, деревья.

Список литературы

1 Ангелова Р. Село Радуил. Народопис и говор // Известия на семинара по славянска филология при Университета в София. София, 1948. Т. 8–9. C. 48–150.

2 Ветлужская сторона / общая ред. А.В. Кулагиной. Кострома, 1996. Вып. 2. 336 c.

3 Вранска Цв. Апокрифите за Богородица и българската народна песень // Сборник на Българската академия на науките. София: Българската академия на науките, 1940. Кн. 34. С. 1–208.

4 Горбаль М. Сюжети лемкiвських рiздвяних легенд та переказiв // Народознавчi зошити. Львiв: Інститут народознавства НАН України, 2011. № 6. С. 941–946.

5 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.

6 Ђорђевић Т.Р. Природа у веровању и предању нашега народа. Београд: Српска краљевска академиjа, 1958. Књ. 2. 556 с. (Српски етнографски зборник. Књ. 72). 

7 Новозаветные апокрифы / сост. и коммент. С.А. Ершова. СПб.: Амфора, 2001. 423 с.

8 Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М.: Прогресс Традиция, 2001. 564 с.

9 Самарџиjа С.Д. Приче о постанку и особинама биља и растиња (Антологиjа) // Гора Љиљанова (Биљни свет у традиционалноj култури Срба. III). Нови Сад: Универзитетска библиотека «Светозар Марковић», 2016. С. 199–230.

10 Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие 1137. URL: https://
azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1137 (дата обращения:
15.08.2017).

11 Софрић П. Главниjе биље у народном веровању и предању код нас Срба. Београд:  Српска краљевска академиjа, 1912. 432 c.

12 Сперанский М.Н. Славянские апокрифические евангелия. М.: Тов-во
Тип. А.И. Мамонтова, 1895. 138 с.

13 У истоков мира. Русские этиологические сказки и легенды / сост. и коммент.
О.В. Беловой, Г.И. Кабаковой. М.: Форум Неолит, 2014. 528 с.

14 Усачева В.В. Судьба благословенных и прóклятых деревьев в традиционной культуре славян // Этноботаника: растения в языке и культуре / отв. ред. В.Б. Колосова. СПб.: Наука, 2010. С. 130–163.

15 Франко I. Апокрiфи i лєгенди з українських рукописiв. Львiв: Науково Товариство iмени Шевченка, 1899. Т. 2. 444 с

16 Франко І. Апокріфічне євангелиє псевдо Матвія і його сліди в українсько руськім письменстві // Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Львiв, 1900. Т. 35–36. С. 1–32.

17 Košt’ál J. Rostlinstvo v podání prostonárodním. Velké Meziříčí, 1902. 308 s.

18 Kotarski J. Lobor // Zbornik za narodni život i običaje Južnih Slavena. Zagreb: Jugoslav. akademija znanosti i umjetnosti, 1918. Knj. 23. Sv. 1. S. 11–63.

19 Lovretić J. Otok. Narodni život i običaji // Zbornik za narodni život i običaje Južnih Slavena. Zagreb: Jugoslav. akademija znanosti i umjetnosti, 1897. Knj. 2. S. 91–459.

20 Niebrzegowska S. Przestrach od przestrachu: Rośliny v ludowych przekazach ustnych. Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Curie Skłodowskiej, 2000. 266 s.

21 Olejník J. Poverove predstavy o ženských demonických bytostiach vo Vysokých Tatrách // Nové obzory. Spoločenskovedný sborník Východného Slovenska. Košice, 1963. № 5. S. 215–227.

22 Reinfuss R. Śladami Łemków. Warszawa: Wydawnictwo “Kraj”, 1990. 152 s.

23 Siarkowski W. Podania i legendy o zwierzętach, drzewach i roślinach // Zbiór wiadomości do antropologii krajowej. Lwów: Komisyja Antropologiczna Akademii Umiejętności, 1883. T. 7. S. 112–123.

24 Uther H. J. The Types of International Folktales. A Classification and Bibliography. Helsinki: Academia Scientiarum Fennica, 2004. Vol. I–III. (FF Communications No. 284–86). Vol. 1. 620 p.; Vol. 2. 536 p.; Vol. 3. 286 p.

25 Zowczak M. Biblia ludowa. Interpretacje wątków biblijnych w kulturze ludowej. Wrocław: Fundacja na rzecz nauki polskiej, 2000. 258 s.