Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-1/Demkina.pdf
Для цитирования:

Демкина С.М. Пьеса М. Горького «На дне» на немецкой сцене (по материалам Музея А.М. Горького ИМЛИ РАН) // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 1. С. 252–265. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-1-252-265

Автор: Демкина С.М.
Сведения об авторе:

Светлана Михайловна Демкина — кандидат филологических наук, заведующий Музеем А.М. Горького, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 10 января 2018 г.
Дата публикации: 25 марта 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №1
Рубрика: Русская литература
Страницы: 252-265
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-1-252-265

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6
Ключевые слова: театр, Горький, писатель, литература, пьеса, режиссеры, сцена.

Аннотация

В статье, посвященной сценической истории пьесы М. Горького «На дне» в Германии, автор рассматривает опыт обращения немецких театров к творчеству Горького на фоне социально-художественной проблематики ХХ столетия. Устойчивый интерес к горьковской драматургии в Германии объясняется острой общественной значимостью и универсальностью поднятых писателем вопросов. На документальном материале фондов Музея А.М. Горького РАН исследуются интерпретации европейскими режиссерами-реформаторами актуальной своей общечеловеческой составляющей и авторской гуманистической философией культовой драмы Горького. Значительный массив раздела «Горький и немецкий театр» хранения Музея М. Горького ИМЛИ РАН связан с драмой «На дне». С первой немецкой постановкой «Ночлежки» знакомят две серии фотографий. СпектакльМакса Рейнгардта и Рихарда Валлентина, представивших в берлинском Малом театре (Kleines Theater) 10–23 января 1903 г. «Nachtasyl», имел оглушительный успех и хорошие сборы. После этой премьеры внимание к личности Горького  продолжало усиливаться, в Европе он стал самым популярным русским писателем. В фашистскийпериод имя Горького оказалось под запретом. После окончания Второй мировойвойны, поделившей Германию на две части, Горький снова появился на немецкойсцене. В конце 60-х, в связи со столетием Горького (1968), волна постановок его пьес отмечалась по всему миру. Своеобразный ренессанс Горького-драматурганаблюдался в 70-е. Пьеса «На дне» ставилась в Европе, США, Англии. И режиссерами, и критиками драматургия Горького воспринималась в контексте произведений его современников — Шоу, Ибсена, Гауптмана, Толстого, Чехова.

Список литературы

1 Архив А.М. Горького. Переписка А.М. Горького с зарубежными литераторами. М.: Худож. лит., 1960. Т. 8. 446 с.

2 Березарк И. Сценическая история // «На дне» М. Горького. Материалы и исследования. М.; Л.: ВТО, 1940. С .227–276.

3 Горький М. Полн. cобр. соч. Письма: в 24 т. М.: Наука, 1997–2017.

4 Летопись жизни и творчества А.М. Горького. 1958–1960. Вып. 1–4.
М.: Изд-во АН СССР, 1958. Вып. 1. 702 с.