Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-1/Kirillin.pdf
Для цитирования:

Кириллин В.М. Святая Земля — Римская Империя — Византия — Русь: идея наследничества по памятникам древнерусской литературы // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 1. С. 118–139. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-1-118-139

Автор: Кириллин В.М.
Сведения об авторе:

Владимир Михайлович Кириллин — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 21 октября 2017 г.
Дата публикации: 25 марта 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №1
Рубрика: Русская литература
Страницы: 118-139
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-1-118-139

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)4
Ключевые слова: Иерусалим, Рим, Константинополь, Киев, Москва, теория translatio imperii, житие Владимира Святославича, ретроспективная аналогия, «Сказание о русской грамоте», архитектурное оформление Москвы.

Аннотация

В статье рассматривается история усвоения древнерусской общественной мыслью идеи преемственной и наследственной связи Руси с древнейшими политическими и духовными центрами христианского мира — Иерусалимом, Римом и Константинополем. Эта идея не получила развернутого доктринального оформления в каких-либо специальных трактатах, но кратко и декларативно, прямо или иносказательно ее выражали авторы ряда литературно исторических, полемических и учительных произведений. Автор статьи значительно расширяет круг источников, в которых посредством приема ретроспективной аналогии события русской истории отождествлялись с событиями истории Святой Земли. В начале весьма косвенное выражение этого тождества («Слово о Законе и Благодати») в агиографическом предании о великом Киевском князе Владимире Святославиче становится неприкрыто конкретным. И затем повторяется с разными акцентами, отражающими реальный ход русской истории, в ряде литературных текстов XV–XVII вв. При этом обозначилось разделение, по которому Рим как символ имперской власти на земле ассоциировался в представлении людей со сферой государственной политики, а Иерусалим как символ царства Божия — со сферой церковно-религиозной жизни.

Список литературы

1 Бауэр Е.А. Идея «Москва — третий Рим» в русской общественной мысли конца  XV — начала XVII вв.: отечественная историография XX столетия: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 127 с.

2 Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л.: Наука, 1965. 231 с.

3 Беседа Иерусалимская: Повесть града Иерусалима // Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Григорием Кушелевым-Безбородко под ред. Н. Костомарова: Сказания, легенды, повести, сказки и притчи. СПб., 1860. Вып. второй. С. 307–311.

4 Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: XI–XII века. 543 с.

5 Библиотека литературы Древней Руси / РАН, ИРЛИ; под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. Т. 5: XIII век. 527 с.

6 Библиотека литературы Древней Руси / РАН, ИРЛИ; под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1999. Т. 6: XIV — середина XV века. 583 с.

7 Библиотека литературы Древней Руси / РАН, ИРЛИ; под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1999. Т. 7: Вторая половина XV века. 581 с.

8 Библиотека литературы Древней Руси / РАН, ИРЛИ; под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 2000. Т. 10: XVI век. 618 с.

9 Василик В.В. Служба св. равноапостольному князю Владимиру и Кирилло-Мефодиевская традиция // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. СПб., 2013. № 2: июль — декабрь. С. 67–77.

10 Васильев В. Канонизация русских святых // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1893 год. Книга третья. М.: Университетская тип., 1893. С. 1–256.

11 Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1903. 606 с.

12 Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 1997. XXIV с. + 968 с. Т. II: Период второй, Московский, от нашествия монголов до митрополита Макария включительно. Первая половина тома.

13 Гребенюк В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М.: Биоинформсервис, 1997. 210 с.

14 Демчук Р.В. Киев — второй Иерусалим // Россия и христианский Восток: история, наука, культура. [Б. г.] URL: http://ros-vos.net/holy-land/vos-ros/2/1/ (дата обращения: 25.08.2017).

15 Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 465 с.

16 Живов В.М. Slavia Christiana и историко-культурный контекст Сказания о русской грамоте // Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 116–157.

17 Забелин И. История города Москвы. Ч. 1. М.: Типо-литография Тов-ва И.Н. Куш нерев и Ко, 1905. XXVI, 652 c.

18 Каждан А.П. Латинская империя // История Византии / отв. ред. Г.Г. Литаврин.  М.: Наука, 1967. Т. 3. С. 15–28.

19 Кириллин В.М. «Повесть о новгородском белом клобуке»: время происхождения и соотношение первых редакций // Герменевтика древнерусской литературы.  Вып. 11 / О-во исследователей Древней Руси; отв. ред. М.Ю. Люстров. М.: Языки славянской культуры; Прогресс-традиция, 2004. С. 393–437.

20 Кириллин В.М. Оценки Владимира Святославича посредством исторических аналогий в ранних русских гомилиях // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М., 2016. № 2 (64). Июнь. С. 90–98.

21 Кириллин В.М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия». Литера турная история памятника до XVII века. Его содержательная специфика в связи с культурой эпохи. Тексты. М.: Языки славянских культур, 2007. 307 с.

22 Кириллов И. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессионизма. М.: Тов-во Типо-Литогр. И.М. Машистова, 1914. 100 с.

23 Конявская Е.Л. Александр Невский в исторических источниках. 2. Житийная литература // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. М.: Р. Валент, 2010. С. 209–218.

24 Кралюк П. Становлення та розвиток теорії «Київ — другий Єрусалим» // Християнство і духовність. Зб. матеріалів другої міжнародної наукової конференції циклу наукових конференцій «християнство: історія і сучасність». К.: Знання, 1998. С. 207–209.

25 Кудрявцев М.П. Москва — третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М.: Сол Систем, 1994. 257 с.

26 Ларионов В.Е., Городова М.Н. Священное наследие. М.: Алгоритм, 2010. 576 с.

27 Лурье С.[В]. Imperium (Империя — ценностный и этнопсихологический подход). М.: АИРО-XXI, 2012. 272 с.

28 Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кн. 3. 704 с.

29 Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенско-го Валаамского монастыря, 1996. Кн. 6. 832 с.

30 Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. 1256 с.

31 Малышевский Н.И. Когда и где впервые установлено празднование памяти св. Владимира 15-го июля? // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1882. № 1. С. 45–69.

32 Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси: Древнейшие письменные источники. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. 578 с.

33 Минея служебная: Июль. М.: Печатный двор, 1629. 460 л.

34 Минея: Ноябрь. Ч. 2. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. 576 с.

35 Мокеев Г.А. О градостроительном символе «Москва — второй Иерусалим» // Богословские труды. М., 1999. Вып. 35. С. 167–170.

36 Новгородская первая летопись старшего извода / под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 642 с.

37 Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников икнижности Древней Руси. Л.: Наука, 1987. Вып. I (XI — первая половина XIV в.). С. 354–363.

38 Поппэ А. Владимир Святой: У истоков церковного прославления // Факты и знаки: Исследования по семиотике истории. М.: Языки славянских культур, 2008. Вып. I. С. 60–107.

39 Полное собрание русских летописей. Л., 1927. Т. 1: Лаврентьевская летопись. Вып. 2: Суздальская летопись по Лаврентевскому списку. Изд. 2-е. 488 с.

40 Полное собрание русских летописей. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1908. Т. 2: Ипатьевская летопись. XVI, 938, L, [14] с.

41 Полное собрание русских летописей. СПб., 1908. Т. 21, ч. 1: Книга степенная царского родословия. Первая половина. 342 с.

42 Ранчин А.М. Теория «Москва — Третий Рим» и ее место в русской культуре XVI–XVIII вв. // Образовательный портал «Слово». Филология. [Б. г.] URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/44938.php (дата обращения: 27.08.2017).

43 Ричка В.М. «Київ — Другий Єрусалим» (з історії політичної думки та ідеології середньовічної Русі). К.: Інститут історії України НАН України, 2005. 243 с.

44 Розов Н.Н. Древнейший памятник русской литературы в издании и интерпретации современного немецкого ученого // Известия Отделения литературы и языка АН СССР. М., 1963. № 5. С. 439–445.

45 Седова Р.А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М.: Русский мир, 1993. 423 с.

46 Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.). М.: Индрик, 1998. 416 с.

47 Стремоухов Д. Москва — третий Рим: источники доктрины // Из истории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. II, кн. 1: Киевская и Московская Русь / сост. А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. С. 425–441.

48 Тихонюк И.А. «Изложение Пасхалии» Московского митрополита Зосимы // Исследования по источниковедению истории СССР XIII — XVIII вв. М.: Ин-т истории СССР, 1986. С. 46–61.

49 Толковая Библия, или комментарий на все книги Ветхого и Нового Завета / изд. преемников А.П. Лопухина. СПб., 1910. Т. 7: Даниил и Малые пророки. 445 с.

50 Толочко П.П. Древний Киев. Киев: Наукова думка, 1976. 208 с.

51 Успенский Б.А. Когда был канонизирован князь Владимир Святославич? // Успенский Б.А. Историко-филологические очерки. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 69–122.

52 Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1997. 829 с.

53 Федотов Г.П. Канонизация святого Владимира // Владимирский сборник. В память 950-летия Крещения Руси. 988–1938. Белград, 1938. С. 188–196.

54 Шамбинаго С.К. Повести о начале Москвы // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт литературы; ред. А.С. Орлов. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. Т. 3. С. 59–98.

55 Шахматов А.А. Жития князя Владимира. Текстологическое исследование древнерусских источников XI–XVI вв. / подгот. текста, предисл., вступ. статья

Н.И. Милютенко; отв. ред. Д.М. Буланин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. 380 с.

56 Miller D.A. Imperial Constantinople. NY.: John Wiley, 1969. 226 p.

57 Toumanoff Cyril. Moscow the Third Rome: Genesis and Significance of a Politico-Religious // The Catholic Historical Review. Vol. 40. No. 4 (Jan.). Washington,  1955. P. 411–447.