Аннотация
Статья посвящена анализу двух мифологических баллад из раннего сборника стихотворений Кристины Пизанской «Сто баллад» (1399–1411), которые мы предлагаем прочесть сквозь призму аллегорических комментариев к поэме Овидия «Метаморфозы»: поэму «Морализованный Овидий» и два латинских трактата — «Морализованный Овидий» Пьера Берсюира и «О происхождении языческих богов» Боккаччо. Эти сочинения позволяют понять содержание баллады XC, которая исследователям казалась загадочной: речь в ней идет о скорой смерти Адониса, которому угрожают многие боги Олимпа. Кристина читала аллегорические комментарии к «Метаморфозам»; из них следует, что в балладе говорится о борьбе за человеческую душу, которую ведут аллегории: Адонис воплощает Юность, Вулкан — чувственную страсть, Паллада — мудрость; Юпитер — верховный Разум; Меркурий — красноречие; Юнона — волю. Адонис должен преодолеть чувственную страсть с помощью своей воли, — таков моральный урок, который Кристина в аллегорической форме сообщает своему читателю. Ее понимание воли как способности человека, связанной с разумом, близко к тому, которое развивал Фома Аквинский. Поэма «Морализованный Овидий» и трактат Берсюира открывают аллегорический смысл баллады LXI, где речь идет о счастливой любви Ио и Юпитера: Ио воплощает человеческую душу, на время погрязшую в грехах и утратившую человеческий облик, позднее же вернувшуюся к своему возлюбленному — Юпитеру, т. е. Богу.
Список литературы
1 Овидий. Метаморфозы / пер. С. Шервинского. М.: Худож. лит., 1977. 430 с.
2 Фома Аквинский. Сумма теологии / пер. А.В. Апполонова. М.: Савин С.А., 2007. Т. 2. Ч. 1. 648 с.
3 Altman B.K. L'art de l'autoportrait littéraire dans les Cent ballades de Christine de Pizan // Une femme de lettres au Moyen Âge. Études autour de Christine de Pizan / еd. L. Dulac, B. Ribémont. Orléans: Paradigme, 1995. P. 327–336.
4 Blumenfeld-Kosinski R. Reading Myth: Classical Mythology and Its Interpretations in Medieval French Literature. Standford: Standford University Press, 1997. 328 p.
5 Boсcaccio. Tutte le opere. Genealogia deorum gentilium / ed. V. Branca. Milano: Arnoldo Mondadori, 1998. T. VII–VIII. 2149 p.
6 Chance J. R. Re-membering Herself: Christine de Pizan’s Refiguration of Isis as Io // Modern Philology. 2013. T. III. P. 133–157.
7 Christine de Pizan. Le livre de l'advision Cristine / éd. C. Reno, L. Dulac. Paris: Champion, 2001. 261 p.
8 Christine de Pizan. Œuvres poétiques / éd. M. Roy. Paris: Librairie Firmin Didot; Johnson Reprint Corporation, 1886. T. I. 320 p.
9 Dictionnaire du Moyen français. URL: http://www.atilf.fr/dmf/ (дата обращения: 20.08.2017).
10 Dulac L. Le chevalier Hercule de l’Ovide moralisé au Livre de la mutacion de fortune de Christine de Pizan // Cahiers de Recherches Médiévales et Humanistes. 2002. T. 9. P. 1–15.
11 Ghisalberti F. Arnolfo d'Orléans. Un cultore di Ovidio nel secolo XII // Memorie del Reale istituto lombardo di scienze e lettere. Classe di lettere, scienze morali e storiche. 1932. V. 24. P. 157–232.
12 Ghisalberti F. L'Ovidius moralisatus di Pierre Bersuire. Estratto dal vol. XXIII degli Studi romanze. Roma: Ditta Tipografia Ciggiani, 1933. 134 p.
13 Godefroy F. Dictionnaire de l'ancienne langue française. Paris: Librairie Emile Bouillon, 1898. T. 9. 792 p.
14 Graham A. Froissart’s Use of Classical Allusion // Medium Aevum. 1963. T. 32. P. 24–33.
15 Guillaume de Lorris, Jean de Meun. Le Roman de la Rose / éd. A. Strubel. Paris: Librairie générale française, 1992 (Lettres gothiques). 1150 p.
16 Kellogg J.L. Christine de Pizan as Chivalric Mythographer: L'Epistre Othea // The Mytographic Art / ed. D. Chance. Gainesville: University of Florida Press, 1990. P. 100–124.
17 Laidlaw J.C. L'unité des Cent balades // The City of Scholars. New Approaches to Christine de Pizan / ed. M. Zimmermann, D. De Rentiis. Berlin, New York: De Gruyter, 1994. P. 97–106.
18 Laidlaw J.C. The Cent balades: the marriage of content and form // Christine de Pizan and Medieval French Lyric / ed. J. Richards. Gainesville: University Press of Florida, 1998. P. 53–82.
19 Lori W. Chivalry and the (en)gendered poetic self: Petrarchan models in the
Cent balades // The City of Scholars: New Approaches to Christine de Pizan /
ed. M. Zimmermann, D. de Rentiis. Berlin, New York: De Gruyter, 1994. P. 43–66.
20 “Ovide moralise”. Poème du commencement du quatorzième siècle / ed. C. De Boer. Amsterdam: Johannes Müller, 1915–1938. T. 1–5. 373 p. + 395 p. + 303 p. + 478 p. + 429 p.
21 Parussa G. Introduction. Christine De Pizan. Epistre Othea / éd. G. Parussa. Genève: Droz, 2008. P. 31–194.
22 Petrus Berchorius. Reductorium morale, Liber XV, cap. ii–xv. “Ovidius moralizatus” naar de Parijse druk van 1509 / ed. J. Engels. Utrecht: Instituut voor Laat Latijn der Rijksuniversiteit (Werkmateriaal, 2), 1962. 189 p.
23 Petrus Berchorius. Reductorium morale, Liber XV: Ovidius moralizatus, cap. i. De formis figurisque deorum. Textus e codice Brux., Bibl. Reg. 863–9 critice editus / ed. J. Engels. Utrecht: Instituut voor Laat Latijn der Rijksuniversiteit (Werkmteriaal, 3), 1966. 83 p.
24 Rigby S.H. Wisdom and Chivalry: Chaucer's Knight's Tale and Medieval Political Theory. Leiden: Brill, 2009. 329 p.
25 Roch D. Poétique des ballades de Christine de Pizan (1363–1430). Paris: Champion, 2013. 232 p.