Аннотация
В данной статье исследуются причины упоминания живописца сиенской школы Содомы (Джованни Антонио Бацци) среди художников школы Леонардо да Винчи в важном для Ахматовой стихотворении Н. Недоброво. Найденные источники, а именно работы Мережковского, Фрейда и Муратова, объясняют сближение творчества Содомы с творчеством Леонардо да Винчи. Доказывается, что поводом к этому курьезу стало анекдотическое повествование Вазари, переосмысленное писателями ХХ в. в духе «романтической иронии». Но помещение «романтической иронии» в контекст разговора о живописи как об отражении мира повлияло на Недоброво и Ахматову в их представлении о подлинном существовании как «зазеркалье». Таким образом, тема зеркал Ахматовой может быть уточнена не только как автобиографическая или доминантная для ее художественного мира, но и как связанная с топикой живописи как зеркала и с рассказом Вазари о Содоме как художнике одновременно серьезном и смешном, невольно пародировавшем самого себя и при этом последовательно выстраивавшем свой образ, что позволяет внести некоторые частные уточнения в ключевой ахматовский топос двойничества.
Список литературы
1 Антошина Е.В. Мотив «ожившего портрета» в структуре сюжета романа В.В. Набокова «Камера обскура» // Ученые записки РГСУ. 2010. № 10. С. 186–191.
2 Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зод- чих: в 5 кн. М.: Директ-медиа, 2015.
3 Муратов П.П. Образы Италии. М.: Директ-медиа, 2015. 934 с.
4 Орлова Е.И. На границе живописи и поэзии // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Симферополь: Крымский архив, 2008. Вып. 6. С. 69–81.
5 Солонович Е. К истории двух стихотворений Ахматовой // Вопросы литературы. 1994. № 5. С. 302–304. Русская литература / А.В. Марков6 Фрейд З. Леонардо да Винчи. М.: Директ-медиа, 2015. 82 с.
7 Цивьян Т.В. Странствие Анны Ахматовой в ее Италию // La Pietroburgo di Anna Achmatova. Bologna: Grafis Edizioni, 1996. P. 48–52.
8 Bartalini R. Le occasioni del Sodoma. Rome: Donzelli editore, 1996. 146 p.