Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2017-2-3/Andreev.pdf
Для цитирования:

Андреев М.Л. «Героические комедии» Корнеля // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 3. С. 82–93. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-3-82-93

Автор: М.Л. Андреев
Сведения об авторе:

Михаил Леонидович Андреев — член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 27 марта 2017 г.
Дата публикации: 25 сентября 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №3
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 82-93
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2017-2-3-82-93

Индекс УДК: 821.133.1
Индекс ББК: 83.3(4Фра)51
Ключевые слова: Пьер Корнель, трагикомедия, комедия, трагедия, поэтика жанра.

Аннотация

В статье рассматривается особый, выделявшийся самим автором жанр драматургии Корнеля — «героическая комедия». Автор считал его положение срединным между двумя главными драматическими разновидностями, трагедией и комедией, и вместе с тем обособлял данный жанр от трагикомедии, пик популярности которой пришелся как раз на начало театральной деятельности Корнеля. Стандартная трагикомедия в первой половине XVII в. строилась либо на основе комедии (в которую добавлялись трагические интонации и обертоны), либо на основе трагедии (в которую вводились комические фигуры и ситуации). Корнель, как показано в статье, осуществляет межжанровые альянсы с помощью более сложной процедуры. Он берет из своих трагедий проблемное наполнение — конфликт с родительской властью, эвфемистически представленной через государственную власть, но лишает этот конфликт той предельной остроты и
неоднозначности, которой он наделен в трагедиях. В итоге жанровые характеристики приобретают иное качество, и «героическая комедия» предстает не комбинацией разножанровых элементов, а их синтезом, образующим особый жанр.

Список литературы

1 Андреев М.Л. Классическая европейская комедия: структура и формы. М.: РГГУ, 2011. 234 с.
2 Корнель П. Театр / сост. А.Д. Михайлова. М.: Искусство, 1984. Т. 2. 688 с.
3 Литературные манифесты западноевропейских классицистов / под ред. Н.П. Козловой. М.: МГУ, 1980. 617 c. 4 Чеснокова Т.Г. Поэтика «римской доблести» в трагедии Корнеля «Гораций» //
Arbor mundi. 2009. № 15. С. 9–27.
5 Baby H. La tragi-comédie de Corneille à Quinault. P.: Klincksieck, 2001. 306 p.
6 Guthke K.S. Modern Tragicomedy. An Investigation into the Nature of the Genre. N.Y. Random House, 1966. 204 p.
7 Herrick M.T. Tragicomedy. Its Origin and Development in Italy, France, and England. The University of Illinois Press, Urbana, 1955. 331 p.
8 Pearson J. Tragedy and Tragicomedy in the Plays of John Webster. Manchester: Manchester University Press, 1980. 151 p.