Название статьи  ОБРАЗЫ ЦВЕТОВ В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ И. АННЕНСКОГО
Автор(ы)  Н.В. Налегач
Сведения об авторе(ах)

Наталья Валерьевна Налегач  — доктор филологических наук,  аталья Валерьевна Налегач  — доктор филологических наук,  доцент, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет

Дата поступления  20 февраля 2017 г.
Дата публикации  25 июня 2017 г.
Номер журнала  2017 Том 2, №2
Рубрика  Русская литература
Страницы  212-229
DOI  10.22455/2500-4247-2017-2-2-212-229
Индекс УДК  821.161.1
Индекс ББК  82.3(2Рос=Рус)53
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению обобщенного образа цветов/цветка в поэзии  Статья посвящена рассмотрению обобщенного образа цветов/цветка в поэзии  И. Анненского в связи с высокой степенью присутствия в его лирике флористической образности. Анализ выявленных 22 стихотворений осуществляется с учетом  характерного  для  поэта  ансамблевого  принципа  представления  читателю  своих  произведений. Опора на историко-литературный подход и методику изучения произведений в аспекте лирической циклизации обуславливает рассмотрение цветочной символики сначала в пределах его поэтических книг «Тихие песни» (1904) и  «Кипарисовый ларец» (1910), а затем обращение к текстам, не вошедшим в их состав, с тем, чтобы проверить, какие смыслы оказались магистральными, а какие фоново-периферийными в изучаемом поэтическом мире. В качестве преобладающих  источников формирования поэтической семантики цветов у Анненского выступают  литературная и народно-поэтическая традиции с опорой на русскую и европейскую  культуры, которые в его поэтической системе рассматриваются как единое ментальное пространство. При этом цветочные образы в лирике И. Анненского могут вступать в неожиданные образные параллели (стального колера цветы  — мухи, цветы  в хрустале  — искры из-под молота и т. п.), что способствует организации семантических сдвигов и реализации оригинально-авторского развития поэтических тем.  Исследование мотивно-тематических комплексов (любви, красоты, мимолетности,  обреченности, гибельной страсти, вдохновения, воспоминания, двоемирия, смерти  и воскресения), ставших следствием развития поэтической образности цветка в лирике И. Анненского, позволяет утверждать ключевую роль флористических образов в выражении эстетических взглядов поэта на природу Красоты в разных планах  и сферах бытия: земной реальности, искусстве, трансцендентном.

Ключевые слова  цветок, образ, И. Анненский, поэзия, лирика.
Список литературы 1       Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии / вступ. ст., сост., подгот. текста, при- 1       Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии / вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. А.В. Федорова. Л.: Сов. писатель, 1990. 640 с. 

2       Анненский И.Ф. Из наблюдений над языком и поэзией Русского Севера.   СПб.: Тип. имп. акад. наук., 1883. 16 с. 


3       Анненский И.Ф. Трагедия Ипполита и Федры // Анненский И.Ф. Театр Еврипида: в  3 т. СПб.: Тип. Книгоиздательского т-ва «Просвещение», 1906. Т. 1. С. 329–349. 


4       Барзах А.Е. «Тоска» Анненского // Гумилевские чтения. СПб.: Изд-во С.-Петерб.  гуманитар. ун-та профсоюзов, 1996. С. 32–43. 


5       Барзах А. Обратный перевод. СПб.: Митин журнал, 1999. 420 с. 

 

6       Еврипид. Ипполит // Еврипид. Трагедии: в 2 т. / пер. с древнегреч. Иннокентия  Анненского / изд. подгот. М.Л. Гаспаров, В.Н. Ярхо. М.: Ладомир; Наука, 1999.

Т. 1. С. 168–230. 


7       Кихней Л.Г., Ткачева Н.Н. Иннокентий Анненский. Вещество существования  и  образ переживания. М.: Диалог-МГУ, 1999. 123 с. 


8       Крепс М. Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Моя тоска» // Новый  журнал. 1981. Кн. 144. С. 68–94. 


9       Леонова Н.Е. Образ лилии в искусстве модерна и в поэзии И.Ф. Анненского //  Вестник Новгородского госуниверситета. Сер. «Филология». Специальный выпуск: «Мусатовские чтения  — 2009». 2010. № 56. С. 40–43. 


10      Мусатов В.В. «Тихие песни» Иннокентия Анненского // Известия РАН. Сер. Лит.  и яз. 1992. Т. 51. № 6. С. 14–24. 


11      Ненарокова М.Р. Язык цветов: между литературой и ботаникой // Проблемы  национальной литературы. Художественные поиски второй половины ХХ в. и  современность. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения писателя, учителя, фольклориста Р.А. Кулаковского (г. Якутск, 18–19 июня 2014 г.) / отв. ред. Л.Р. Кулаковская. Новосибирск,  2015. С. 106–114. 


12      Петрова Г.В. Фетовские «Параллели» Иннокентия Анненского // Вестник Новгородского госуниверситета. Сер. «Филология». Специальный выпуск: «Мусатовские чтения  — 2009». 2010. № 56. С. 53–57. 


13      Полякова Н. Сравнительная характеристика вариантов стихотворения И.Ф. Анненского «Маки» // Иннокентий Федорович Анненский (1855–1909). Материалы и исследования: По итогам международных научно-литературных чтений,  посвященных 150-летию со дня рождения И.Ф. Анненского / Редакторы-составители С.Р. Федякин, С.В. Кочерина. М.: Издательство Литературного института  им. А.М. Горького, 2009. С. 153–160. 


14      Рубинчик О. «Там были розы…»: тема розы у Иннокентия Анненского // Некалендарный ХХ век. М.: Азбуковник, 2011. С. 127–139. 


15     Ханзен -Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэти       ческий символизм. Космическая символика / пер. с нем. М.Ю. Некрасова.          СПб.: Академический проект, 2003. С. 599–616. 

16     Шарафадина К.И. «Алфавит Флоры» в образном языке литературы пушкинской         эпохи (источники, семантика, формы). СПб.: Петербург. ин-т печати, 2003. 309 с. 


17     Шарафадина К.И. «Язык цветов» в русской поэзии и литературном обиходе первой половины XIX века: автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2004. 48 с.

Полная электронная версия   Скачать