Название статьи  ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРЕ И КНИЖНОЙ  ГРАФИКЕ (РОМАН В.Я. БРЮСОВА «ОГНЕННЫЙ АНГЕЛ»)
Автор(ы)  Н.А. Дровалева
Сведения об авторе(ах) Наталия Алексеевна Дровалева  — магистрант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Дата поступления  15 апреля 2017 г.
Дата публикации  25 июня 2017 г.
Номер журнала  2017 Том 2, №2
Рубрика Теория литературы
Страницы  10-21
DOI  10.22455/2500-4247-2017-2-2-10-21
Индекс УДК  82.0+821.161.1+76
Индекс ББК  83.3(2Рос=Рус)53+85.15
Аннотация Автор работы анализирует портрет в отдельных прижизненных изданиях романа «Огненный ангел» В.Я. Брюсова в качестве универсальной точки схождения  разных  видов  искусства.  Время  «красивой  книги»  —  период  ведущих  мастеров-оформителей и живописцев, привносивших в портретные изображения свой стиль  и особенности художественного направления, к которому они принадлежали. Как правило,  книги  оформлялись  виньетками  и  известными  работами  художников:  портреты,  как  и  иллюстрации  вообще,  делались  максимально  качественно.  Они были декоративными и детально прорисовывались. Однако во второе издание романа в качестве иллюстраций Брюсов включил именно средневековые гравюры и  портреты. Сравнительный анализ портретов героев в тексте и гравюрных портретов в «Огненном ангеле» Брюсова (Рупрехта, Генриха, Фауста, Мефистофелеса, Ренаты, Мадиэля) позволяет заключить, что портреты и главных, и второстепенных  героев в тексте романа живописны и многомерны, а ксилографические портреты  охраняют условность и простоту языка эпохи. Таким образом, по мнению автора  статьи,  Брюсов  на  страницах  романа  борется  с  общепринятыми  штампами,  в  частности, при оценке Агриппы Неттесгеймского и Фауста (по мнению писателя,  личность Агриппы также успела стать историческим штампом, как и растиражированная гравюра, изображающая ученого и воспроизведенная в середине шестой   главы издания 1909 г.). Контрастивный анализ деталей внешности героев в тексте и  графических портретов на страницах романа Брюсова «Огненный ангел» позволяет выявить особенности словесного портрета в символистском произведении, определенные различными «инструментами» видов искусств и авторским замыслом.
Ключевые слова  В.Я. Брюсов, портрет, «Огненный ангел», символизм, символистский  роман, синтез искусств.
Список литературы  

1       Белецкий А.И. Первый исторический роман В.Я. Брюсова // Брюсов В.Я. Огнен- 1       Белецкий А.И. Первый исторический роман В.Я. Брюсова // Брюсов В.Я. Огненный ангел. М.: Высшая школа, 1993. С. 380–421. 


2       Белый А. Начало века. М.: Худож. лит., 1990. 686 с.  


3       Брюсов В.Я. Истины // Брюсов В.Я. Собр. соч.: в 7 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 6.          С. 55–61. 


4       Брюсов В.Я. Огненный ангел: повесть XVI века: в 2 ч. М.: Скорпион, 1908. Ч. 1.          214 с. 


5       Брюсов В.Я. Огненный ангел: повесть XVI века: в 2 ч. М.: Скорпион, 1908. Ч. 2.          130 с. 


6       Брюсов В.Я. Огненный ангел: повесть в XVI главах: украшения по современным      гравюрам. М.: Скорпион, 1909. VIII, 374 с. 


7       Брюсов В.Я. Собр. соч.: в 7 т. М.: Худож. лит., 1973. Т. 1. 670 с. 


8       Брюсов В.Я. Собр. соч.: в 7 т. М.: Худож. лит., 1974. Т. 4. 350 с.  


9       Ильев С.П. К вопросу о жанровой природе «Огненного ангела» Валерия Брю сова // Валерий Брюсов. Исследования и материалы: Сб. научн. тр. Ставрополь:          Ставроп. гос. пед. ин-т, 1986. С. 89–101. 

10      Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма.           М.: Наука, 1992. 324 с.  


11      Мирза-Авакян М.Л. Образ Нины Петровской в творческой судьбе В.Я. Брюсова //  Брюсовские чтения 1983 года. Ереван: Советакан грох, 1985. С. 223–234.

12      Переписка с Андреем Белым (1902–1912) / вступ. ст. и публ. С.С. Гречишкина и  А.В. Лаврова // Литературное наследство. М.: Наука, 1976. Т. 85: Валерий Брюсов. С. 327–427. 

13      Переписка с С.А. Поляковым: 1899–1921 / вступ. ст. и коммент. Н.В. Котрелева;   публ. Н.В. Котрелева, Л.К. Кувановой, И.П. Якир // Литературное наследство.    М.: Наука, 1994. Т. 98: Валерий Брюсов и корреспонденты: в 2 кн. Кн. 2. С. 5–136. 


14      Письма В.Я. Брюсова к П.П. Перцову: 1894–1896 гг.: (К истории раннего симво лизма). М.: ГАХН, 1927. 81 с. 


15      Пуришев Б.И. Брюсов и немецкая культура XVI века // Брюсов В.Я. Собр. соч.:  в 7 т. М.: Худож. лит., 1974. Т. 4. С. 328–341. 


16      Пуришев Б.И. «Фауст» Гете в переводах B. Брюсова // Брюсовские чтения   1983 года. Ереван: Советакан грох, 1985. С. 344–351. 


17      Тарабукин Н.М. Портрет как проблема стиля // Искусство портрета. М.: ГАХН,          1928. С. 159–193. 


18      Толстых Г.А. Книготворческие взгляды русских поэтов-символистов // Книга:  Исследования и материалы. М.: Терра, 1994. Сб. 68. С. 209–229. 


19      Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986. 238 с.  


20      Царева Н.А. Проблемы философии искусства и культуры в русском символизме   и европейском постмодернизме (компаративистский подход). Владивосток:          Даль наука, 2009. 346 с.19

Полная электронная версия   Скачать