Название статьи  РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОРЕФЛЕКСИИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЕ ХХ В.
Автор(ы)  Е.А. Городницкий
Сведения об авторе(ах)  Евгений Андреевич Городницкий — кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора, Институт литературоведения им. Янки Купалы Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, ул. Сурганова, д. 1, корп. 2, 220072 Минск, Республика Беларусь. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Дата поступления  17 декабря 2016 г.
Дата публикации  25 марта 2017 г.
Номер журнала  2017 Том 2, №1
Рубрика  Литература народов России и Ближнего зарубежья
Страницы  268-283
DOI  10.22455/2500-4247-2017-2-1-268-283
Индекс УДК  821.161.3
Индекс ББК  83.3(2)
Аннотация В статье рассматривается становление новой белорусской литературы в первые десятилетия ХХ в. и роль художественной саморефлексии в процессе осмысления писателями путей и перспектив развития национального словесного искусства. В этот период функции литературной критики и литературоведческих исследований в значительной степени исполняли художественные произведения. В произведениях зачинателей новой белорусской литературы содержались раздумья о природе литературного творчества, связи литературы с действительностью. В 1913 г. состоялась знаменательная дискуссия о соотношении в литературе социального и эстетического содержания. Выдающийся белорусский поэт Максим Богданович не принимал непосредственного участия в этой дискуссии, однако он ответил участникам дискуссии своим прозаическим произведением «Апокриф». Этот рассказ написан в форме притчи. В нем рассказывается о пришествии на землю Иисуса Христа. Христос отвечает на вопрос народного певца о том, необходимо ли его искусство простым крестьянам, которые тяжело трудятся в страдную пору. Красота так же необходима труженику, как и всем людям, говорит Христос. Художник не должен упрекать себя в безделии, ибо его труд необходим людям. Во многих произведениях классиков белорусской литературы: Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича и других авторов начала ХХ в. — происходит осмысление процесса творчества. В поэме Якуба Коласа «Сымон-музыкант» жизненный опыт художника расценивается как бесценное сокровище, которое подлежит художественному переосмысленню и трансформации. Перед белорусской классической литературой, сформировавшейся в начале ХХ в., стояла сложная задача соединения социальной направленности произведений с художественными поисками. Эта задача была довольно успешно решена и данный опыт полезен для нашего времени. 
Ключевые слова белорусская литература, художественная саморефлексия, творческий процесс, социальное и эстетическое
Список литературы

 1 Багдановіч М. Поўны збор твораў: у 3 т. Мінск: Беларуская навука, 1993. Т. 2. 461 с.

2 Бядуля Змітрок. Збор твораў: у 5 т. Мінск: Мастацкая літаратура, 1987. Т. 3. 358 с.

3 Гарэцкі М. Гісторыя беларускае літаратуры. Выданьне чацьвертае пераробленае. Менск: Дзяржаўнае Выдавецтва Беларусі, 1926. 256 с.

4 Гісторыя беларускай літаратуры ХХ стагоддзя: у 4 т. / Нацыянальная акадэмія навук Беларусі, Аддзяленне гуманітарных навук і мастацтваў ордэна Дружбы народаў Інстытут літаратуры імя Янкі Купалы. Мiнск: Беларуская навука, 1999. Т. 1: 1901–1920. 583 с.

5 Каваленка В.А. Вытокі. Уплывы. Паскоранасць. Развіццё беларускай літаратуры ХІХ–ХХ стагоддзяў. Мінск: Навука і тэхніка, 1975. 333 с.

6 Колас Якуб. Новая зямля; Сымон-музыка: паэмы. Мінск: Юнацтва, 1990. 270 с.

7 Купала Янка. Поўны збор твораў: у 9 т. Мінск: Маст. літ., 1997. Т. 4: Вершы, пера- клады 1915–1929. 445 с. 8 Цётка. Творы. Мінск: Мастацкая літаратура, 1976. 302 с.

Полная электронная версия  Скачать