Despite his revolutionary views on Christianity, Merezhkovsky believed in the traditional role of God concerning gender distinction and was attached to the Plato’s idea of androgyns, considering the nature of Christ in androgynous terms. The combination of the notions of gender and personality, that is, the Mysteries of the One and of the Two, must lead, according to Merezhkovsky, to the historical unison of paganism and Christianity, to the Mystery of the Three, e.g. to the Society understood as the Kingdom of Heaven. In this aspect, he moves beyond Rozanov, who also wrote on the bi-gendered nature of Christ. Merezhkovsky widely uses Weininger’s idea of immanent bisexuality of a person while he dismisses Weininger’s thesis that a woman does not possess personality and metaphysical being. Taking into account Rozanov’s suggestion of introducing gender in religion and Weininger’s idea of bisexuality, Merezhkovsky, as the article shows, occupies a somewhat middle position.
Вопрос о гендере и половых различиях стоял довольно остро в эпоху мо- дернизма1, так что книга австрийского философа Отто Вейнингера «Пол и характер», напечатанная в Европе в 1903 г., была, можно сказать, обречена на успех. Первый полный русский перевод «Пола и характера», выполнен- ный Владимиром Лихтенштадтом, с предисловием и под редакцией Акима Волынского, вышел в издательстве «Посев» в августе 1908 г. [24], а до 1912 г. были напечатаны несколько десятков тысяч экземпляров различных пере- водов этой книги2! В своей рецензии на книгу в 1909 г. Николай Бердяев отмечает сильные и слабые стороны позиции О. Вейнингера и говорит, что «так хотелось бы, чтобы Вейнингера оценили, и так не хотелось бы, чтобы вейнингерианство стало модой» [20]. К сожалению или к счастью, но если вейнингерианство и не стало полноценным модным течением, то по меньшей мере идеи молодого ав- стрийца вызвали великое множество откликов, снискали невероятную популярность среди символистов: Вяч. Иванов [27], Андрей Белый [23], Зинаида Гиппиус [26], Василий Розанов и многие другие писали на него рецензии, обсуждали, ссылались в своих трудах и т. п. Среди тех, кто не прошел мимо книги, был и Д.С. Мережковский. В статье мы постараемся 1 См., например, монографию Кирсти Эконен о стратегиях женского письма в русском символизме [15]. 2 На подсчеты Эрика Наймана [18] ссылается в своей статье Евгений Берштейн [3, прим. 3]. Специальных больших исследований влияния О. Вейнингера на русскую лите- ратуру, за исключением статьи Е. Берштейна, насколько можно об этом судить, на данный момент нет; в основном этому посвящены статьи или отдельные параграфы или главы книг по русскому модернизму (например, глава «Антропологическая утопия Отто Вейнингера» в монографии А.И. Жеребина [6, с. 291–318] или статья Р. Деринг-Смирновой [5]). Русская литература / А.В. Протопопова, И.A. Протопопов 207 разобрать его отношение к вопросам пола и идеям О. Вейнингера, проявив- шееся в трилогии о Троице3. Трилогия Д.С. Мережковского «Тайна Трех: Египет и Вавилон»; «Тайна Запада: Атлантида-Европа» и «Иисус Неизвестный» посвящена ли- тературно-художественному осмыслению судьбы человечества, которое, отвергнув свое единство с Богом, обрекает себя на духовную и физическую гибель, впадая в состояние всеобщей губительной войны. Прообраз этого конца Европы писатель видел в гибели мифической платоновской Атланти- ды, исследованию которой он уделил серьезное внимание во второй книге трилогии («Тайна Запада: Атлантида-Европа»). Как считал О.А. Коросте- лев, «центральное содержание трилогии — человечество, гибнущее оттого, что не восприняли весть Иисуса либо поняли ее неправильно. Мережков- ский здесь выступает и как огненный пророк, предостерегающий, направ- ляющий и взывающий, и одновременно как мрачный скептик, заранее уве- ренный в том, что все его призывы не будут услышаны. Он жаждал царства Святого Духа, звал к нему и путь видел лишь один — путь следования Треть- ему Завету» [9, с. 770]. В понимании писателя господство христианства в Европе вовсе не привело к его истинному воплощению в жизни народов, выродившись в оторванный от реального мира аскетический духовный идеал, отвергнутый большинством вместе с Христом, в силу чего результатом мировой истории в любом случае будет Апокалипсис, явление антихриста, о котором гово- рится в Евангелии, и второе пришествие Христа с осуществлением Царства Духа в конце мировой истории4. Этот собственно христианский сюжет ми- ровой истории преломился в видении создателя трилогии в совершенно иное понимание религиозного смысла христианства, которое как таковое глубоко укоренено и происходит из язычества, как считал Д.С. Мережков- ский, реализуя себя в то же время через противостояние ему. Таким обра- зом, собственно основные религиозные христианские принципы имеют 3 Здесь и далее все ссылки на тексты Д.С. Мережковского указываются по изданию 2017 г. [30]. 4 Как отмечает А.А. Холиков, «писатель критикует средневековое христианское толко- вание духа как сущности, запредельной тварному миру, и активно противостоит категори- ческому размежеванию духа и плоти как не имеющих точек соприкосновения субстанций, а также — превознесению духа над плотью в христианской догматике и лишению плоти ореола святости» [14]. Studia Litterarum /2021 том 6, № 3 208 куда более древнее происхождение: бессмертие человеческой души, во- площение Бога, его смерть и воскресение, которое приведет к воскресению мертвых, предвоплотились уже в Египте и Вавилоне («Тайна Трех: Египет и Вавилон»), но не устояли перед разрушительными силами зла, воплощен- ного в фигуре антихриста. При этом как спасительное последующее воплощение Христа, так и уничтожающее род человеческий дьявольское воплощение антихриста свя- заны с телесно непосредственным началом пола, через которое, как считал Д.С. Мережковский, реализует себя вовсе не только человеческая, но и бо- жественная природа. Как показал В. Базаров, в общих чертах символиче- ское понимание христианской Троицы, которое мы находим в его трило- гии, сложилось у него уже в сборнике статей «Не мир, но меч» (1908), но именно в его трилогии оно нашло полное художественное воплощение [2, с. 200–201]. Исходя из того религиозного содержания, которым были проникну- ты мифопоэтические конструкции Д.С. Мережковского, может создаться видимость, что он занимался в своих литературных произведениях фило- софскими и теологическими штудиями, но это совершенно не так, посколь- ку в трилогии он непосредственно-интуитивно, художественно осмысли- вает проблемы, связанные с отношением Бога и человека, как имеющие непосредственное отношение к жизни в целом и искусству, апеллируя по большей части не к пониманию, а к внутреннему чувству и мистическому духовному единству. Н. Бердяев писал по этому поводу, что «Мережковский живет в лите- ратурных отражениях религиозных тем, не может мыслить о религии и пи- сать о ней иначе, как исходя из явлений литературных, от писателей. Прямо о жизни Мережковский не может писать, не может и думать. Он — лите- ратор до мозга костей, более, чем кто-либо» [21, с. 331]. То, какое ошелом- ляющее воздействие на читателя производили фантастические конструк- ции Д.С. Мережковского, связанные с именем Бога, хорошо показывает А. Блок. Он пишет, что, открыв и перелистав его последние книги, «можно прийти в смятение, в ужас, даже — в негодование. “Бог, Бог, Бог, Христос, Христос, Христос”, положительно нет страницы без этих Имен, именно Имен, не с большой, а с огромной буквы написанных — такой огромной, что она все заслоняет, на все бросает свою крестообразную тень, точно Русская литература / А.В. Протопопова, И.A. Протопопов 209 вывеска “Какао” или “Угрин” на Загородном, и без нее мертвом, поле, над “холодными волнами” Финского залива, и без нее мертвого» [22, с. 242]. Действительно, если прослеживать эволюцию в изображении персонажей у Д.С. Мережковского, то можно увидеть, что Юлиан Отступник, Леонардо да Винчи, Петр I — это лишь некоторые исторические воплощения таких грандиозных, божественных или дьявольских, управляющих всем миром сил, которые только в его трилогии становятся, наконец, непосредственны- ми литературными персонажами5. Тем не менее, несмотря на фантастичность своих представлений о поле, Д.С. Мережковский изначально опирался на традиционные христиан- ские воззрения, согласно которым человечество создано Богом как разде- ленное на мужчин и женщин. Единство этих полов образует человеческую личность. При этом низшая форма реализации такого единства, половое соитие, является, согласно Д.С. Мережковскому, выражением не Боже- ственного, а дьявольского начала. «Половая любовь есть неоконченный и нескончаемый путь к воскресению, — пишет он. — Тщетно стремление двух половин к целому: соединяются и вновь распадаются; хотят и не могут вос- креснуть — всегда рождают и всегда умирают» [30, с. 115]. Для Д.С. Мережковского, таким образом, имеют большое значение идеи Платона, связанные с его знаменитым мифом об андрогинах, изначаль- но цельных двуполых существах, разделенных и вечно ищущих свою «вто- рую половину». Эти половины хотят соединиться, но не могут обрести под- линного единства, так как остаются различными существами6. Только через 5 О религиозно-христианских основаниях литературного творчества Д.С. Мережков- ского, реализованных в полной мере в трилогии, и о центральной фигуре этого творче- ства, которой посвящено последнее ее произведение, прямо писал хорошо его знавший Г.В. Адамович: «Мережковский, конечно, думал о Евангелии всю жизнь и шел к “Иисусу Неизвестному” через все свои прежние построения и увлечения, издалека глядя в него, как в завершение и цель. Иногда бывали зигзаги, со стороны не совсем понятные, — например, один из его последних зигзагов: наполеоновский, — но в сознании Мережковского они едва ли были отклонениями. Наоборот, все должно было внести ясность в единственно важную тему и подготовить рассказ и размышление о том, что произошло в Палестине девятнадцать столетий тому назад. Нет писателя, который был бы больше однодумом, чем он. Ему не при- ходилось ни обуздывать себя, ни бороться с “впечатлениями бытия”: жизнь для него — не то, что есть, а то, что должно быть. Он готов был бы повторить: “тем хуже для фактов”, если бы нашел что-либо не укладывающееся в его схематически стройные — что-то уж слишком стройные! — исторические догадки. Да он и видел лишь то, что к схемам его подходило, так что недоразумений или трудностей не возникало» [19, с. 394]. 6 Платон. Пир. 189e–191d [31, т. 2, с. 98–100]. Studia Litterarum /2021 том 6, № 3 210 возвышение над материальным и чувственным от любви к прекрасным телам до любви к душе, а затем до любви к прекрасному самому по себе, которое реализуется в высшем божественном благе, достигается это единство7. Пол в этом смысле есть только «половина личности, мужская или женская. Корень смерти есть половой расщеп, распад личности. Сквозь это- то “открытое место” в теле, где прошел “волос, яйцо разрезающий”, и вхо- дит смерть. А смерть победить, воскреснуть — значит восстановить целую личность, исцелить зияющую рану пола. Целая, исцеленная личность для смерти закрыта, замкнута, как совершенный круг или шар — “солнечный шар” Скарабея, “двуполый шар” Андрогина» [30, с. 115]. Платоновская тема объединения двух половинок (мужского и женского) как достижения выс- шего единства человеческой природы была намечена в русской философии В.С. Соловьевым, который считал, что для того, «чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность» [32, с. 25]. Андрогинам у Д.С. Мережковского посвящена отдельная, восьмая главка «Тайны Запада», где они уподобляются атлантам, этим существам конца цивилизации; в то же самое время андрогин — это и дьявол. «Дья- вол, “обезьяна Бога”, подражает ему во всем, — и в этом: бог Содома, Ан- дрогин, — искаженный, страшно сказать, в дьявольском зеркале, Сын» [30, с. 368]. В физическом смысле он являет собой тот самый образ соедине- ния двух полов, которое не дает, грубо говоря, положительного результата. В то же время андрогин у Д.С. Мережковского символизирует и то самое искомое духовное единство: «каждый Атом есть бог Андрогин или Бэтиль, Мужеженщина; самое существо Материи — Богоматерии — мужеженское. Космос есть явление двуполого Эроса-Логоса» [30, с. 378]. Как пишет Е.А. Андрущенко, «весь Египет Мережковского проник- нут половой символикой, именно насыщенность полом делает еги- петскую цивилизацию самой близкой к пониманию святого пола, то есть исполнению будущего пророчества “Будут двое одна плоть”» [1, с. 782]. При этом Д.С. Мережковский проводит параллель не только между Египтом и христианством, но и между Вавилоном и христианством, где Осирису и за- 7 Платон. Пир. 210b–212b [31, т. 2, с. 120–122]. Русская литература / А.В. Протопопова, И.A. Протопопов 211 тем Христу уподобляется бог Таммуз. «Вавилон представляет собой, — по мысли Д.С. Мережковского, — невозможное для христианства разрушение бесконечной цепи рождения и смерти. В Вавилоне соединение мужчины и женщины есть дар богине, а в Бытии — блуд и мерзость. ʽТо, что мы назы- ваем “цивилизацией”, движется в том, что мы называем “прогрессом”, — в поступательной смене родов, рождений, в половой динамике. Вот почему “маленькая ошибка” в передвижении рельсовой стрелки, именно здесь, в точке пола, может погубить весь прогресс и всю цивилизацию. Эту малень- кую ошибку мы и сделали, вынув религиозную душу из пола’» [30, с. 783]8. Пытаясь вернуть христианство в идею пола, Д.С. Мережковский рассуждает о мужеженственности Бога и Христа. «Три Бога — Два в Од- ном — создают человека по образу Своему — двух в одном. “И сотворил Бог человека; по образу Своему, по образу Божию, сотворил его; мужем и женою сотворил их” (Быт. 1: 26–28). Сначала — “его”, Мужеженщину, а потом — “их”, мужчину и женщину: два пола в одном существе — вот что значит “образ Божий” в человеке. Кажется, нельзя яснее выразить догмат божественной двуполости: Андрогин создает Андрогина» [30, с. 462]. Дву- полость Бога как бы подтверждается у Д.С. Мережковского квазиевангель- скими цитатами об отсутствии в Царствии Небесном мужчин и женщин, ко- торые «будут одно»9: «Первый человек, бессмертный, до грехопадения, есть Адамо-Ева, Мужеженщина; и Последний, Воскресший — тоже» [30, с. 115]. В Богочеловеческой природе Христа воплощается единство мужской и женской человеческой природы. В Христе как бы нет ни мужского, ни женского, но все реализовано в единстве со своим противоположным на- чалом. Мужской Египет и женский Вавилон соединяются, чтобы породить Израиль, двойное существо, которое предвосхищает Христа. Именно пото- му, что пол изымался в исторической христианской церкви из понятия о Боге, как считает Д.С. Мережковский, «не исполнилось царство Божие и в христианстве, так же как в язычестве. Здесь, в христианстве, личность без 8 Цит. из Тайны Трех [30, с. 206]. 9 К евангельской идее брака, когда мужчина и женщина сливаются в одно (Еф. 5: 31), Д.С. Мережковский присоединяет евангельскую же идею о том, что в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж (Мф. 22: 30; Лк. 20: 34–36), и идею св. Климента Алексан- дрийского из «Стромат», что в Царствии Небесном «двое станут одним, мужчина сольется с женщиной, и не будет ни мужчин, ни женщин”» (Кн. 3. XIII. 92. 2 [28, с. 445]). Ср.: [30, с. 212, 218, 464]. Studia Litterarum /2021 том 6, № 3 212 пола; там, в язычестве, пол без личности. А только тогда, когда исполнится тайна Одного и тайна Двух — Личность и Пол, исполнится и тайна Трех — Общество», — понимаемое им как будущее Царство Божие [30, с. 36]. Это некоторым образом совпадает с идеями В. Розанова, на которые Д.С. Мережковский опирается: «Тайна Одного в Тайне Двух есть личность в поле. “Личность есть равноденствие обоих полов” (В. Розанов. Люди лунного света, 285)» [30, с. 115]. В. Розанов также писал и о мужеженской природе Хри- ста, его слова прямо цитирует сам Д.С. Мережковский [30, с. 115]: «Взгляните на изображение Его... Нежное, прекрасное лицо, прекраснейшее на земле... Девство, нежность, женственность, просвечивающая сквозь мужские призна- ки... Две природы в нем, и полнота в Нем человечности, закругленная, завер- шенная, чего и не может быть только в одном мужском или только в одном женском (Розанов, <Люди лунного света>, 189)»10. В. Розанов в то же время за- нимал в целом критическую позицию в отношении христианства, рассматри- вая его как бесплотную религию, в которой отвергается половая основа всей жизни, а отказ от брака выступает высшим достижением духа11. Именно В. Ро- занов впервые в русской культуре вводит идею пола в религию, но не делает отсюда настолько далеко идущих выводов, как Д.С. Мережковский12. В отличие от В. Розанова, двуполая природа Христа переносится Д.С. Мережковским не только на духовную суть людей, но и на божественную природу в целом13. 10 Как считает Е. Берштейн, «В России теорию пола, родственную вейнингеровской, выстроил В.В. Розанов в книге “Люди лунного света. Метафизика христианства” (1911 г. — первое издание, 1913 г. — второе, существенно дополненное). В своих рассуждениях о текучести пола в человеке Розанов не ссылается на Вейнингера, и, возможно, он (как и З. Гиппиус) пришел к ним независимо от австрийского философа, на основе знакомства с общими источниками — сексологическими сочинениями Рихарда Краффт-Эбинга, Августа Фореля, Магнуса Гиршфельда и др. Однако культурфилософские заключения, сделанные Розановым из описанных современной наукой феноменов половой жизни, были диаме- трально противоположны выводам Вейнингера: австрийский философ был против полового влечения и сексуальности, а Розанов — обеими руками за» [6]. Сравнению концепций пола и брака у Д.С. Мережковского и В. Розанова в их соотнесении с христианством посвящена статья М. Ким [8]. 11 См. подробнее об этом в статье И.В. Брылиной [4] 12 Как считает А.Б. Сурова, перед В. Розановым стояла сложная задача: опровергнуть «христианские идеи плотского греха и воздержания, утвердить идею человека как сексуаль- ного существа в христианской культуре. Таким образом, своеобразная критическая позиция по отношению к историческому христианству и Новому Завету, занимаемая философом, является следствием подобной попытки» [13]. 13 Как полагает В.В. Полонский, розановский концепт пола, интерпретированный в религиозно-космологической перспективе, становится лейтмотивом историософии Д.С. Ме- Русская литература / А.В. Протопопова, И.A. Протопопов 213 Как пишет А.Н. Николюкин, пытаясь отыскать источники таких воззрений, «Так называемое “новое религиозное сознание”, провозвест- ником которого выступал Мережковский, образовалось из двух течений: из того, что Достоевский в своей Пушкинской речи назвал “русским ми- ровым скитальчеством” и из второго, более практического источника, который был ближе Розанову, а не Мережковскому — из нужд и потреб- ностей семейной жизни человека. Историческое христианство, утверждал Мережковский, всемерно подчеркивало духовное начало, что привело к отрицанию святости плоти, мистического единства духа и плоти в их рав- ноценности» [11, с. 15]. Другой важный аспект в разработке Д.С. Мережковским идей пола связан с той немалой ролью, которую сыграла в ней книга О. Вейнингера «Пол и характер». Австрийский философ в своих воззрениях на пол отри- цал метафизическую сущность и значение женской природы. Обычная со времен Античности идея доминирования мужчин в обществе связывалась с тем, что онтологический статус мужчины представлялся как выражаю- щий всеобщую форму и сущность человеческой природы вообще, мужское начало понималось как существующее независимо от женского и являю- щееся основанием всех свойств человеческой природы (разумности, спо- собности к познанию). Женщина, несмотря на способность продолжения рода, равноправной мужчине не являлась. Женское начало соответствовало принципам изменчивой порождающей материи, матери-кормилицы, в ко- торой возникают все чувственно воспринимаемые вещи14, но которая, сама по себе будучи бесформенной, выражает лишь возможность их бытия, а не действительное существование. Сама по себе не обладая бытием, она есть не-сущее, которое, как писал Платон в «Тимее», воспринимая отпечатки всех вечно сущих идей15, дает место всему, что имеет возникновение16. Муж- ское же начало — деятельное, имеющее самостоятельное бытие, относяще- еся к умопостигаемой идее или форме всего сущего17. режковского; тайна пола, «вскрытая Розановым», претворяется у него в «Тайну Двух», мистически подготавливающую явление «Тайны Трех», наступление эры Святого Духа» [12, с. 409]. 14 Платон. Тимей. 50–50с [31, т. 4, с. 453]. 15 Там же. 51–51b [31, т. 4, с. 454]. 16 Там же. 52b–c [31, т. 4, с. 455]. 17 Там же. 50–50с [31, т. 4, с. 453]. Studia Litterarum /2021 том 6, № 3 214 Наследником этих представлений в определенном смысле и высту- пает О. Вейнингер. Для него женщины лишены не только понимания, ло- гики и этики, но даже и души. В каждом существе заложены изначально две природы, мужская и женская, далее какая-то начинает преобладать до определенной степени, причем соотношение этого преобладания (на- пример, семьдесят процентов мужского и тридцать процентов женского) обеспечивает стремление к обратно пропорциональному соотношению этих начал в человеке «противоположного пола», именно человеке, по- тому что для О. Вейнингера пол не является ни чем-то социальным, ни чем-то биологически предустановленным на сто процентов, ведь может так оказаться, что в «мужчине» в процентном отношении больше женско- го начала, чем мужского. Мужское и только мужское начало способно, по О. Вейнингеру, к творчеству, познанию и тому подобному, женское же на- чало, имея исключительно чувственную природу, низменно и предназна- чено только для размножения. В соитии О. Вейнингер видит «свинство» и скотство, которого, естественно, следует избегать. О. Вейнингер, таким образом, подводит итог традиции преобладания мужского начала, заяв- ляя о полном доминировании мужчины. Казалось бы, в таких взглядах не может быть ничего близкого идее пола у Д.С. Мережковского, но это оказывается не так. В первую очередь идея двуполости всего живого, высказанная О. Вейнингером, импонирует Д.С. Мережковскому, в этой связи он несколь- ко раз его цитирует18. В целом это вполне соответствует и мысли В. Розано- ва, и мысли Вл. Соловьева, одну из статей которого в цикле «Смысл любви» Д.С. Мережковский цитирует: «Пребывать в половой раздельности — зна- чит пребывать на пути к смерти... Кто поддерживает корень смерти, тот вку- сит и плода ее. Бессмертным может быть только целый человек» [30, с. 115]. Однако для обоих этих философов половое соитие вовсе не является чем-то ужасным, даже и напротив, оно являет собой акт единения противополож- 18 О близости идеи двуполости, которая вводится Д.С. Мережковским в божественную природу, построениям платоновского «Пира» и концепциям биполярности О. Вейнингера пишет В.В. Полонский: «Своеобразным синтезом философем “женско-мужского начала в Боге” и “пола в любви” явилось учение об андрогине в духе платоновского “Пира” и после- дующей гностической традиции. Правда, непосредственные предпосылки к особо активно- му усвоению Мережковским этой темы были заданы гораздо более близкими по времени источниками — концепциями биполярности и бисексуальности О. Вейнингера» [12, с. 413]. Русская литература / А.В. Протопопова, И.A. Протопопов 215 ных полов, между тем как О. Вейнингер призывает к аскетизму и отказу от всякого телесного общения с женщинами. Влияние О. Вейнингера на Д.С. Мережковского, возможно, было опо- средовано также представлениями его собственной жены о себе как о суще- стве, совмещающем в себе мужской и женский пол именно в соответствии с концепцией Вейнингера. Как пишет О. Матич, «заявления [Гиппиус], что интеллектуально и духовно она маскулинна, отражают те же женофобские предрассудки, что у Вейнингера, считавшего, что для женщин актуально только тело и они ищут лишь сексуальных удовольствий. Относясь снисхо- дительно к женскому полу, Гиппиус в дневнике представляет свое влечение как мужское»19. Во многом Д.С. Мережковский, конечно, критикует О. Вей- нингера, объединяя, например, его с Декартом и объявляя его идеи идеями «обезумевшего разума», говоря о нем как о бывшем иудее, который хорошо знаком с тем, что такое Израиль и «пустыня чистого разума»20. Он (справед- ливо) называет его женоненавистником в противовес тому, что представля- ет собой «Розанов, противоположный двойник Вейнингера, женолюбец», ведь в отличие от О. Вейнингера философы русского модернизма превоз- носили женскую природу, и В. Розанов в этом особенно преуспел21. Женская природа понималась как нечто снимающее западную приверженность ра- циональному пониманию действительности, как порождающее начало. Не близки Д.С. Мережковскому и идеи О. Вейнингера относительно отсутствия пола в Царствии Небесном, которые значительно ближе у по- следнего к традиционному пониманию христианства. Между тем Д.С. Ме- режковский вовсе не солидаризируется с В. Розановым, не объединяется с ним против О. Вейнингера: «Розанов и Вейнингер недаром противополож- ные двойники-современники: в них воплотилась раздирающая нас антино- 19 Глава 5. По ту сторону гендера. Переписка как телесное слияние. URL: https://www. twirpx.org/file/1018970/ (дата обращения: 10.04.2020) [10]. См. также статьи З. Гиппиус о любви, где среди прочего разбираются вопросы пола у Д.С. Мережковского и В. Розанова [25]. 20 «…мы уже <…> бежали из Египта, от нечистой животности, в пустыню “чистого разума”, где и блуждаем доныне вместе с Израилем. Чистый разум Декарта не соблазняется никакою животностью: для него сами животные — только “машины”, “автоматы”. И можно сказать, что весь наш век — век чистого разума и чистой механики — родился от этой Декартовой машины. Вейнингер, иудей-христианин, идет еще дальше Декарта. По Вейнингеру, женщине “бытие метафизическое присуще так же мало”, как животным и растениям. Так, вся живая тварь уничтожена обезумевшим разумом, огнем попаляющим иудео-христианской пустыни, “умным и страшным Духом небытия”» [30, с. 72–73]. 21 О В. Розанове и О. Вейнингере см. в книге Лоры Энгельштейн [17]. Studia Litterarum /2021 том 6, № 3 216 мия: пол в Отце, противопол в Сыне. “Пол имеет свое содержание и положе- ние трансцендентно-религиозного нумена (сущности). Он — второе, темное лицо человека. Он выходит из границ естества; он внеестествен и сверхъ- естествен... Это пропасть, уходящая в антипод бытия, здесь, и единствен- но здесь, выглянувший в наш свет, — говорит В. Розанов. — <…> Дионис и Аид — один и тот же бог”; пол и смерть — одна и та же пропасть, уходящая из этого мира в тот. Пол есть единственно живое, кровно-телесное “касание мирам иным”, единственный выход из своего тела в чужое, из я в ты, из тайны Одного в тайну Двух»22. Здесь Д.С. Мережковский идет дальше их обоих, устремляясь от Тай- ны Двух к Тайне Трех, опираясь сразу и на В. Розанова, и на О. Вейнингера. Его идея Тайны Трех, троичность, которую никто не замечает, а сам он ви- дит везде, обосновывается на самом высшем уровне. Это Троица, которая включает в себя идею Личности (тайна Одного), Пола, который воплощает- ся в Христе (тайна Двух), и Общества как царства Духа (тайна Трех). Свое завершение идея пола, введенная Д.С. Мережковским в хри- стианскую Троицу, находит в толковании Святого Духа как Божественной Матери, через которую будет воплощаться Царство Божие: «В явной жизни Сына — Отец; в тайной — Мать. Весь Иисус Известный — в Отце; весь Не- известный — в Матери. Если есть у Сына Отец Небесный, может ли не быть и Небесной Матери? <…> Больше, чем когда-либо, сейчас упование рода че- ловеческого есть матерь Сына земная, Дева Мария. Люди поклонились ей недаром: только Она и ведет их к Матери Небесной — Духу». В соответствии с этим выстраивается история человечества: «Три человечества: первое, до нас погибшее, — Царство Отца; второе, наше, спасаемое или погибающее, — третье, за нами, спасенное, царство Духа — Матери» [29, с. 177]. Как пишет В.Н. Жуков, Третий Завет Д.С. Мережковского, посвящен- ный тысячелетнему Царству Духа, «исполняется в исторически-реальном, небесно-земном и духовно-плотском царстве Божием — воплощении Тре- тьей Божеской Ипостаси (Святого Духа-Матери). Это будет означать также образование на этапе Третьего Завета единой Вселенской Церкви Богочело- 22 Между тем традиционное христианство, с точки зрения Д.С. Мережковского, приходит к уничтожению идеи пола и таким парадоксальным образом ведет к безбожию: «…в христианской динамике пол и противопол сначала борют друг друга, а потом унич- тожают. Наступает небытие пола в религии, половое безбожие, может быть, корень всех остальных безбожий, личных и общественных» [30, с. 107]. Русская литература / А.В. Протопопова, И.A. Протопопов 217 вечества, где, по убеждению Д.С. Мережковского, совершится неизвестная Евхаристия Иисуса Неизвестного и каждая отдельная личность станет ре- ально частью тела Христова и победит смерть физически» [7, с. 682–683]23. В отношении пола у Д.С. Мережковского также имеется идея троич- ности: это мужское начало, женское и мужеженское, платоновский андро- гинизм, понятый уже в высшем, духовном смысле. Переходя от Платона к рассуждениям на тему однополой любви, возможно, даже неожиданно для самого себя Д.С. Мережковский делает вывод, что возражения против нее бессмысленны: она не противоестественна, так как в природе есть еще и не такое, нет и проблемы продолжения рода, отсутствующего в подобных свя- зях, поскольку мир ужасен, и почему именно «нужно», чтобы род продол- жался в таком мире, неясно. В эпоху модернизма, таким образом, уже можно констатировать смещение полов, а третий пол Платона в XX в. постепенно приобрел ста- тус законного действия, при снижении уровня влияния христианства, что в целом закономерно предсказал Д.С. Мережковский. В условиях отсутствия идеи Божественного разума и освобождения человека от изначальной за- данности своей природы исчезают различия между полами, и, собственно, пол теряет всякий смысл, ибо он уничтожается такого рода возможностью выбора. Это было предвидено в модернизме. Смешение полов или выделе- ние третьего пола, быть может, и привело в конечном итоге к отсутствию определенности человеческого существования в принципе.
1 Andrushchenko, E.A. “Nesvoevremennaia kniga” [“Untimely Book”]. Merezhkovskii D.S. Sobranie sochinenii: v 20 t. [Collected Works: in 20 Vols.], vol. 14, ed. by O.A. Korostelev, and E.A. Andrushchenko with participation of A.V. Zhurbina. Moscow, Dmitry Sechin Publ., 2017, pp. 776–788. (In Russ.)
2 Bazarov, V. “Khristiane Tret’ego Zaveta i stroiteli Bashni Vavilonskoi” [“Christians of the Third Testament and the Builders of the Babel Tower”]. Merezhkovskii: pro et contra. Lichnost’ i tvorchestvo Dmitriia Merezhkovskogo v otsenke sovremennikov: antologiia [Merezhkovsky: Pro et Contra. Personality and Works of Dmitry Merezhkovsky as Seen by His Contemporaries: Anthology]. St. Petersburg, Russian Christian Academy for the Humanities Publ., 2001, pp. 197–241. (In Russ.)
3 Bershtein, E. “Tragediia pola: dve zametki o russkom veiningerianstve” [“A Tragedy of Gender: Two Notes on Weininger in Russia”]. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 65, 2004, pp. 208–228. Available at: https://magazines.gorky.media/nlo/2004/1/tragediya-pola-dve-zametki-o-russkom-vejningerianstve.html (Accessed 10 April 2020). (In Russ.)
4 Brylina, I.V. “Pol kak istok zhizni: V.V. Rozanov, L.N. Tolstoi, M.I. Tsvetaeva” [“Gender as the Source of Life: Vassily Rozanov, Leo Tolstoy, Marina Tsvetaeva”]. Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, vol. 311, no. 7: Philosophy, Sociology and Culturology, 2007, pp. 98–103. (In Russ.)
5 Dering-Smirnova, R. “Pasternak i Veininger” [“Pasternak and Weininger”]. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 37, 1999, pp. 63–69. (In Russ.)
6 Zherebin, A.I. Vertikal’naia liniia. Venskii modern v smyslovom prostranstve russkoi kul’tury [A Vertical Line. Vienna Modern in the Semantic Space of Russian Culture]. St. Petersburg, Izdatel’stvo im. N.I. Novikova Publ., 2011. 536 p. (In Russ.)
7 Zhukov, V.N. “Tretii Zavet Dmitriia Merezhkovskogo” [“The Third Testament of Dmitry Merezhkovsky”]. Merezhkovskii, D.S. Iisus Neizvestnyi [Jesus Unknown]. Moscow, Respublika Publ., 1996, pp. 682–683. (In Russ.)
8 Kim, M. “Brak i sem’ia u V. Rozanova i D. Merezhkovskogo (dve interpretatsii ‘Kreitserovoi sonaty’ i ‘Anny Kareninoi’ L. Tolstogo)” [“Marriage and Family by Vassily Rozanov and Dmitry Merezhkovsky (Two Interpretations of the Kreutzer Sonata and Anna Karenina by Leo Tolstoy)”]. Vestnik RGGU. Filologicheskie nauki. Literaturovedenie. Fol’kloristika, no. 18, 2012, pp. 124–134. (In Russ.)
9 Korostelev, O.A. “Glavnaia trilogiia D.S. Merezhkovskogo” [“Main Trilogy of Dmitry Merezhkovsky”]. Merezhkovsky, D.S. Sobranie sochinenii: v 20 t. [Collected Works in 20 Vols.], vol. 14, ed. by O.A. Korostelev, and E.A. Andrushchenko with participation of A.V. Zhurbina. Moscow, Dmitry Sechin Publ., 2017, pp. 768–775. (In Russ.)
10 Matich, O. Eroticheskaia utopiia: novoe religioznoe soznanie i fin de siecle v Rossii [Erotic Utopia: New Religious Consciousness and Fin-de-Siecle in Russia]. Moscow, NLO Publ., 2008. 400 p. (In Russ.)
11 Nikoliukin, A. “Fenomen Merezhkovskogo” [“Merezhkovsky Phenomenon”]. Merezhkovskii: pro et contra. Lichnost’ i tvorchestvo Dmitriia Merezhkovskogo v otsenke sovremennikov: antologiia [Merezhkovsky: Pro et Contra. Personality and Works of Dmitry Merezhkovsky as Seen by his Contemporaries: Anthology]. St. Petersburg, Russian Christian Academy for the Humanities Publ., 2001, pp. 7–28. (In Russ.)
12 Polonskii, V.V. “Khiliasticheskaia transformatsiia novozavetnoi obraznosti v pozdnei istoriosofii D.S. Merezhkovskogo” [“Chiliastic Transformation of the New Testament Imagery in the Late Historiosophy of Dmitry Merezhkovsky”]. Bogdanova, O.A., and A.G. Gacheva, editors. Novozavetnye obrazy i siuzhety v kul’ture russkogo modernizma [New Testament Images and Plots in the Culture of Russian Modernism]. Moscow, Indrik Publ., 2018, pp. 400–421. (In Russ.)
13 Surova, A.B. “Religioznaia apologetika pola v tvorchestve V.V. Rozanova” [“Religious Apology of Gender in the Works of Vassily Rozanov”]. Elektronnoe nauchnoe izdanie Al’manakh Prostranstvo i Vremia [Electronic Academic Edition Space and Time. An Almanach], vol. 7, issue 1, 2014. Available at: http://j-spacetime.com/actual%20content/t7v1/index.php (Accessed 10 April 2020). (In Russ.)
14 Kholikov, A.A. “Pol kak ‘semanticheskoe pole’ vo vtorom prizhiznennom polnom sobranii sochinenii D.S. Merezhkovskogo” [“Gender as ‘Semantic Field’ in the Second Lifetime Complete Works of Dmitry Merezhkovsky”]. Elektronnyi zhurnal “Vestnik MGOU”, no. 3, 2013. Available at: www.evestnik-mgou.ru. (Accessed 10 April 2020). (In Russ.)
15 Ekonen, K. Tvorets, sub”ekt, zhenshchina. Strategii zhenskogo pis’ma v russkom simvolizme [Creator, Subject, Woman. Strategies of Female Writing in Russian Symbolism]. Moscow, NLO Publ., 2011. 400 p. (In Russ.)
16 Bedford, C. Harold. The Seeker: D.S. Merezhkovsky. Lawrence/Manhattan/Wichita, University Press of Kansas, 1975. 222 p. (In English)
17 Engelstein, Laura. The Keys to Happiness: Sex and the Search for Modernity in Fin-de- Siecle Russia. Ithaca; London, 1992. 480 p. (In English)
18 Naiman, Eric. Sex in Public: The Incarnation of Early Soviet Ideology. Princeton, 1997. 307 p. (In English)