Михаил Леонидович АндреевДоктор филологических наук,

член-корреспондент РАН

(с 28 октября 2016 г.)

главный научный сотрудник ИМЛИ РАН

 Образование: окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ (1973)

 Кандидатская диссертация:

«Проблема времени в «Божественной Комедии» Данте» (1977)

Докторская диссертация:

«Происхождение средневековой европейской драмы» (1992)


Область научных интересов: история литературы Италии, литературы Франции, Испании, Англии Средних веков, Возрождения и барокко, историческая поэтика драмы и романа, сравнительное литературоведение

Научно-организационная деятельность

член бюро Ренессансной комиссии при Научном совете по мировой культуре РАН

член комиссии по премии им. академика А.Н. Веселовского

член редколлегии журнала «Letteratura italiana antica» (Рим)

член редколлегии журнала «Studia litterarum»

член редколлегии журнала «Вопросы литературы»

член редакционного совета журнала «Italianistica» (Пиза)

член редколлегии издательской серии «Литературные памятники»

почетный член Итальянского Дантовского общества (Флоренция)

главный редактор, ответственный редактор томов и один из основных авторов академической многотомной «Истории литературы Италии»

Почетные звания и награды

Лауреат международной премии Флаяно по итальянистике (2008)

Лауреат премии им. Н.В.Гоголя в Италии (2012)

Научные публикации — около 250 публикаций, в том числе 6 монографий

Основные публикации

Труды

  • Фарс, комедия, трагикомедия. Очерки по исторической поэтике драматических жанров. М.: Дело, 2017. 272 с.
  • История литературы Италии. М.: ИМЛИ РАН, 2012. Т. 3: Барокко и Просвещение. 720 с. (Отв. редактор, автор глав «Драматургия Сейченто», «Пьетро Метастазио», «Карло Гольдони», «Карло Гоцци»).
  • Классическая европейская комедия: структура и формы. М.: РГГУ, 2011. 234 с.
  • История литературы Италии. М., ИМЛИ РАН, 2010. Т. 2: Возрождение. Кн. 2: Чинквеченто. 720 с. (Отв. редактор, автор глав «Введение. Возрождение: век второй», «Лудовико Ариосто», «Никколо Макьявелли», «Бальдассаре Кастильоне и жанр трактата о правилах поведения», «Торквато Тассо», «Эпическая поэзия», «Трагедия и пасторальная драма», «Комедия», «Поэтика и литературная критика»).
  • Литература Италии. Темы и персонажи. М.: РГГУ, 2008. 415 с.
  • История литературы Италии. М.: ИМЛИ РАН, 2007. Т. 2: Возрождение. Кн. 1: Век гуманизма. 756 с. (Отв. редактор, автор глав «Введение», «Первый век Ренессанса», «Гуманистическая комедия», «Лоренцо Медичи», «Луиджи Пульчи», «Маттео Мария Боярдо»).
  • История литературы Италии. М.: Наследие, 2000. Т. I: Средние века. 592 с. (Отв. редактор, автор глав «Латинская литература в Италии (VI – XII вв.) и начало письменности на вольгаре», «У истоков городской литературы», «Данте», «Городская литература Треченто»).
  • Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М.: Наука – Наследие, 1993. 255 с.
  • Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (X–XIII в.). М.: Искусство, 1989. 216 с.
  • Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения (совместно с Р.И. Хлодовским). М.: Наука, 1988. 294 с.

Статьи

  • Трилогия Сухово-Кобылина и поэтика жанровых сдвигов // Вопросы литературы. 2017. № 4, июль – август. С. 9–19.
  • Героические комедии Корнеля // Studia litterarum. 2017. Т. 2, № 3. С. 82–92.
  • «Я действительно этого никогда не узнаю». Памяти Л.М. Баткина // Одиссей. Человек в истории – 2015–2016. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2017. С. 487–494.
  • Пять типов классической комедии // Вопросы литературы. 2016. № 2, март – апрель. С. 190–220.
  • Зарубежная литература: что и зачем изучаем? // Труды Отделения историко-филологических наук РАН-2015. М.: Наука, 2016. С. 18–22.
  • Сюжетика фарса // Вестник РГГУ. № 6 (15). Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». Arbor mundi. 2016. № 22. С. 120–135.
  • Трагикомедии Карло Гольдони // Studia litterarum. 2016. Т. 1, № 3–4. С. 70–81.
  • М.Л. Гаспаров — переводчик Ариосто // Вопросы литературы. 2015. № 5, сентябрь – октябрь. С. 25–31.
  • Гуревич versus Баткин. Спор двух эпистемологий // Одиссей: человек в истории. 2015. С. 5–11.
  • Об одном полуприсутствии в смеховом мире бахтинского «Рабле» // Вопросы литературы. 2015. № 6, ноябрь – декабрь. С. 211–218.
  • «Декамерон» в свете исторической поэтики // Arbor mundi. 2014. № 20. С. 133–162.
  • Испанская комедия во французском изводе: Корнель // Arbor mundi. 2009. № 15. С. 28–38.
  • Комедия в драме Чехова // Вопросы литературы. 2008, май – июнь. С. 120–134.
  • Новые русские переводы «Божественной Комедии» в свете одной идеи М.Л. Гаспарова // Новое литературное обозрение. 2008. № 92. С. 120–124.
  • Dante in Russia // Semicerchio. Rivista di poesia comparata, XXXVI (2007/1). P. 29–31.
  • Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы и искусства. М., 2005. Т. 1. С. 84–97.

Scopus

L’unità narrativa nell’Orlando Furioso // Italianistica. Rivista di letteratura italiana. Anno XLIV, n. 1, gennaio-aprile 2015. P. 61–72.

Преподавательская деятельность

С 1994 по 2010 г. читал на историко-филологическом факультете РГГУ курсы «Культура Возрождения» и «История литературы Италии». Выступал с лекциями в университетах Венеции, Лозанны, Салерно, Тренто, Урбино и с курсами лекций — в университетах Неаполя и Варшавы.