Кандидат филологических наук,
директор Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственного литературного музея),
заведующий кафедрой истории русской литературы новейшего времени института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета,
профессор Российского государственного гуманитарного университета,
профессор Школы-студии МХАТ
Образование:
Филологический факультет Черновицкого госуниверситета (г. Черновцы, Украина, 1983)
Кандидатская диссертация:
«Творческая рефлексия в литературном произведении: структура и функции» (ИМЛИ РАН, 1991)
Область научных интересов: история русской классической литературы и литературной критики, современная русская поэзия и проза, история отечественного образования, творческое наследие русского поэта Арсения Тарковского
Научно-организационная деятельность
Член редакционного совета журнала «Достоевский и мировая культура. Филологический журнал»
Член редакционной коллегии журнала «Вопросы литературы»
Член Союза писателей Москвы (1995)
Член Союза журналистов Москвы (1997)
Председатель Литературной академии национальной литературной премии «Большая книга»
Член Президиума ИКОМ России
Сопредседатель Ассоциации литературных музеев Союза музеев России
Научные публикации — более 300 публикаций, в том числе 1 монография.
Основные публикации
Монографии
- История и теория литературного самосознания: Творческая рефлексия в литературном произведении. Кемерово: КемГУ, 1992. 82 с.
Статьи
- Слово о друге // Культура и текст. 2021. № 3 (46). С. 283–284.
- Конструирование истории и истории литературы: музейный ресурс // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2020. № 1 (105). С. 103–106. DOI: 10.22204/2410-4639-2020-105-01-103-106.
- История литературы и литературный музей: закономерности взаимодействия // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки / авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. Л.И. Бородкин, А.Д. Яновский. М., 2015. С. 487–492.
- «Пожизненное детство»: поэзия и правда Игоря Меламеда // Меламед И. Арфа серафима: Стихотворения и переводы. М.: ОГИ, 2015. С. 5–27.
- Между Волгой и Вислой: польско-русский взгляд // Пшебинда Г. Между Краковом, Римом и Москвой / авторизованные пер. с польск.; ред. Я. Охонько; предисл. Д. Бака. М.: РГГУ, 2013. С. 8–9.
- Калейдоскопы памяти // Новый мир. 2013 № 8. С. 194–197. (В соавторстве с Т.В. Соловьевой).
- Сто поэтов начала столетия (Вып. 23) // Октябрь. 2012. № 1. С. 162–173.
- Сто поэтов начала столетия (Вып. 24) // Октябрь. 2012. № 2. С. 173–182.
- Сто поэтов начала столетия (Вып. 25) // Октябрь. 2012. № 4. С. 148–168.
- «Единство и теснота»: возвращение к вопросу о композиции романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Русская литература ХХ века: Итоги столетия. СПб., 2001. С. 7–8.
- Проблемы творчества и образ художника в романе И.А. Гончарова «Обрыв» // Традиции и новаторство в русской классической литературе. Гоголь. Достоевский. СПб., 1992. С. 113–123.
- Неформальный метод в литературоведении (К проблеме вненаходимости литературоведа) // Бахтинский сборник. М., 1991. Вып. 2. С. 243–264.
- К вопросу о поэтической эволюции Мандельштама: Тема художественного творчества // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. Кемерово: Изд-во КемГУ, 1990. С. 24–31.
Scopus, Web of Science
- Малые циклы Арсения Тарковского: Творческая история и эдиционные принципы // Вопросы литературы. 2021. № 5. С. 151–165. DOI: 10.31425/0042-8795-2021-5-151-165.
- Пропасть лазаревой надежды // Новый мир. 2021. № 10. С. 84–94.
- Досветные огни // Новый мир. 2020. № 1. С. 105–109.
- Проект издания энциклопедии «Литературные музеи России» и новые алгоритмы работы сети российских литературных музеев // Диалог со временем. 2015. № 52. С. 223–226.
- Литературоведение как провокация чтения: есть ли автор у истории литературы? // Новое литературное обозрение. 2003. № 59. С. 6.
- Иван Гончаров в современных исследованиях // Новое литературное обозрение. 1996. № 17. С. 364–369.
Преподавательская деятельность
C 1991 г. преподает в РГГУ, заведующий кафедрой истории русской литературы новейшего времени.