Александра Павловна Уракова

Доктор филологических наук,

старший научный сотрудник

Отдела литератур Европы и Америки новейшего времени ИМЛИ РАН

Образование:

Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова с красным дипломом (2001)

Кандидатская диссертация:

«Образы и метафоры телесного в рассказах Э.А. По» (2005)

Докторская диссертация:

«Репрезентация дара в американской литературе XIX века» (2020)


Область научных интересов: американская литература XIX в., романтизм, сентиментализм, литературная теория, антропология, теория дара, гендерные исследования

Научно-организационная деятельность

Редактор журнала «Studia Litterarum»

Член редколлегии журнала «Edgar Allan Poe Review»

Член редколлегии журнала «Poe Studies» (2011–2015)

Почетные звания и награды

2016 — исследовательский грант Института высших исследований Центрального Европейского Университета, Будапешт, Венгрия

2011 — исследовательский грант Эклз центра северо-американских исследований, Британская библиотека, Лондон, Великобритания

2010 — исследовательский грант Института Дж.Ф. Кеннеди, Открытый университет, Берлин, Германия

2007–2008 — грант «Фулбрайт» по обмену учеными, Виргинский университет, Шарлотсвилль, США

 

Научные публикации — более 63 публикаций, в том числе 1 монография, 4 коллективных труда под ред.

Основные публикации

Монографии

  • Поэтика тела в рассказах Эдгара Аллана По. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 251 с.

Коллективные труды

  • По, Бодлер, Достоевский: Блеск и нищета национального гения / отв. ред. С.Л. Фокин, А.П. Уракова. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 496 с. 
  • Детство в англо-американском сознании XVII–XIX веков / отв. ред. М.Ф. Надъярных, А.П. Уракова. М.: ИМЛИ РАН, 2016. 264 c.
  • Deciphering Poe: Subtexts, Contexts, Subversive Meanings / ed. by Alexandra Urakova. Bethlehem, PA: Lehigh University Press, 2013. 176 p.
  • Культ как феномен литературного процесса: автор, текст, читатель / отв. ред. М.Ф. Надъярных, А.П. Уракова. М.: ИМЛИ РАН, 2011. 480 с.

Статьи

  • “Subtle distinctions”: Emerson’s “Gifts” and Sentimental Rhetoric of Gift-Giving // Revista Anglo-Saxonica. 2016. Vol. 3. № 12. P. 245–269.
  • Братья по перу: птицы, трансцендентное и жуткое у По и Бодлера // По, Бодлер, Достоевский: Блеск и нищета национального гения. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 216–235. (В соавторстве с Тимом Фэррентом).
  • From “The Raven” to “Le Cygne”: Birds, Transcendence, and the Uncanny in Poe and Baudelaire // Edgar Allan Poe Review. 2014. Vol. 16. P. 156–174. (Co-authored with Tim Farrant).
  • Code for Kids: The Story of “The Gold-Bug’s” First Translation in Russia // Translated Poe / ed. by Emron Esplin and Margarida Vale de Gato. Bethlehem, PA: Lehigh University Press, 2014. P. 221–230. 
  • Poe, Fashion, and Godey’s Lady’s Book // Edgar Allan Poe Review. 2014. Vol. 15 (Spring 2014). P. 37–47. 
  • Круг детского чтения в США и России 1840 гг. («Истории для Хелен» и «Золотой жук») // Новое литературное обозрение. 2014. № 126 (2). C. 141–154.
  • «Дары того, кто меня любил»: аспекты поэтики эссе Р.У. Эмерсона «Дары» // Синий Диван. 2013. № 18. С. 52–67. 
  • “Breaking the Law of Silence”: Rereading Poe’s “The Man of the Crowd” and Gogol’s “The Portrait” // Poe’s Pervasive Influence / ed. by Barbara Cantalupo. Bethlehem, PA: Lehigh University Press, 2012. Р. 63–75. 
  • Why Old? Reading Poe’s “The Man of the Crowd” and “The Tell-Tale Heart” against the Antebellum Rhetorical Constructions of Youth // Forever Young? The Changing Images of the United States, ed. by Philip Coleman and Stephen Matterson. Heidelberg: Universitätsverlag, 2012. P. 163–173. 
  • Мистические контексты в «Повороте винта» // Arbor Mundi. 2011. № 18. С. 11–24.
  • «Облаченная в целомудрие»: американская эротика 1840 гг. // Новое литературное обозрение. 2011. № 112. С. 141–158.
  • Классик или герой? 100-летний юбилей По и его последствия // По Э.А. Новые материалы и исследования / ред.-сост. В.И. Чередниченко. Краснодар, 2011. С. 195–205.
  • Функция мифа в рассказе Эдгара Аллана По «Похищенное письмо» // Поэтика мифа. Современные аспекты. М.: РГГУ, 2008. С. 56–71.
  • В отсутствие Байрона. Образ байронического поэта у Эдгара По и Генри Джеймса // Вопросы литературы. 2007. № 6. С. 225–240. 
  • Увидеть Медузу. Романтическая модель “bellezza medusea” // Вестник Московского государственного университета. Филология. 2003. № 6. С. 123–138.

Scopus, Web of Science

  • На границах текста и литературного культа // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 4. С. 66–87. DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-4-66-87.
  • “The Ghost-Book” and the Gift Book: Editorial and Marketing Strategies in Eliza Leslie's The Gift // American Periodicals. 2020. Vol. 30. № 1. С. 43–59.
  • «Злоключения доброхотно дающего»: политическая экономия Уильяма Динна Хоуэллса // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 3. С. 92–107. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-92-107.
  • Перемещенный портрет и неточная копия: Бронзино в «Крыльях голубки» Г. Джеймса // Новое литературное обозрение. 2017. № 146. 104–109.
  • Между Россией, США и Европой: Иван Тургенев в рецептивной эстетике Генри Джеймса // Вестник славянских культур. 2017. Т. 43. С. 152–160.
  • Hawthorne’s Gifts: Rereading “Alice Doane’s Appeal” and “The Great Carbuncle” in The Token // New England Quarterly. 2016. Vol. 88. № 4. P. 587–613.
  • A New Genre of a Poe Collection: Between Encyclopedia and a Study. Review of Edgar Allan Poe in Context, ed. by Kevin J. Hayes // Poe Studies: History, Theory, Interpretation. 2015. Vol. 48. P. 112–117.
  • “The Purloined Letter” in the Gift-Book: Reading Poe in a Contemporary Context // Nineteenth-Century Literature. 2009. Vol. 64. № 3. P. 323–346.

 

Преподавательская деятельность

Доцент кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Читаемые курсы (совместные):

«История мировой литературы (Роман)», «История литератур Европы и США». Руководство курсовыми работами.

Курс для аспирантов ИМЛИ РАН «Современные тенденции в литературной теории».

Руководство аспирантами в ИМЛИ РАН.

Доцент Русской антропологической школы РГГУ (2008–2015).

Приглашенный лектор в колледжах Гриннел и Коэ (Айова, США) в 2010 г.