В рецензии дается аналитическая оценка монографии доктора филологических наук Д.В. Кротовой, посвященной поэзии известного российского писателя В.Т. Шаламова. Отмечается масштабный характер подхода, актуальность и глубокая научная проработка темы. Показана методология единства синхронии и диахронии в раскрытии феномена Шаламова, нашедшей отражение в самой структуре труда: так, если в первой части предложен системный анализ основных мотивов лирики, то вторая часть посвящена рассмотрению духовных связей поэта с современниками. Последовательно аргументируется идея наследования поэтом традиций модернистской эстетики Серебряного века, в особенности акмеистической поэтики. Рецензенты также отмечают ценность принципа антиномизма, который обнаруживает себя в рассмотрении синтеза разнонаправленных векторов воплощения мотивов природы — камня, света, метели. Антиномизм как методологический аспект литературоведческого анализа обнаруживается также в рассмотрении категории трагического у Шаламова: жизнь в стихотворении предстает как невыносимое испытание, как фатальное расчеловечивание, но при этом парадоксальным образом сосуществует с верой, с созидательным началом, с катарсисом.
Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 362 АНТИНОМИЗМ И ОРГАНИКА ЖИЗНИ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Д.В. КРОТОВОЙ «ПОЭЗИЯ В. ШАЛАМОВА: ИДЕЙНО-ОБРАЗНЫЕ КОНСТАНТЫ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ (МОДЕРНИСТСКИЙ АСПЕКТ)» © 2024 г. А.Г. Коваленко, Н.М. Суздалова Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва, Россия Дата поступления статьи: 26 января 2024 г. Дата одобрения рецензентами: 27 февраля 2024 г. Дата публикации: 25 июня 2024 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-2-362-371 Аннотация: В рецензии дается аналитическая оценка монографии доктора филологических наук Д.В. Кротовой, посвященной поэзии известного российского писателя В.Т. Шаламова. Отмечается масштабный характер подхода, актуальность и глубокая научная проработка темы. Показана методология единства синхронии и диахронии в раскрытии феномена Шаламова, нашедшей отражение в самой структуре труда: так, если в первой части предложен системный анализ основных мотивов лирики, то вторая часть посвящена рассмотрению духовных связей поэта с современниками. Последовательно аргументируется идея наследования поэтом традиций модернистской эстетики Серебряного века, в особенности акмеистической поэтики. Рецензенты также отмечают ценность принципа антиномизма, который обнаруживает себя в рассмотрении синтеза разнонаправленных векторов воплощения мотивов природы — камня, света, метели. Антиномизм как методологический аспект литературоведческого анализа обнаруживается также в рассмотрении категории трагического у Шаламова: жизнь в стихотворении предстает как невыносимое испытание, как фатальное расчеловечивание, но при этом парадоксальным образом сосуществует с верой, с созидательным началом, с катарсисом. Ключевые слова: Шаламов, поэзия, эстетика, традиция, мотив, методология, антиномизм. Информация об авторах: Александр Георгиевич Коваленко — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, ул. Миклухо-Маклая, д. 8, 117198 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6747-285X E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Надежда Михайловна Суздалова — ассистент кафедры русской и зарубежной литературы, Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, ул. Миклухо-Маклая, д. 8, 117198 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4170-4376 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Для цитирования: Коваленко А.Г., Суздалова Н.М. Антиномизм и органика жизни. Рецензия на монографию Д.В. Кротовой «Поэзия В. Шаламова: идейно- образные константы и художественная генеалогия (модернистский аспект)» // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 2. С. 362–371. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-2-362-371 Рецензия на книгу / Book Review https://elibrary.ru/QKVVIR УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2Рос=Рус)6 Рецензии / А.Г. Коваленко, Н.М. Суздалова 363 ANTINOMIANISM AND ORGANIC OF LIFE. REVIEW ON THE MONOGRAPH “POETRY OF V. SHALAMOV: IDEOLOGICAL AND FIGURATIVE CONSTANTS AND ARTISTIC GENEALOGY (MODERNIST ASPECT)” BY D.V. KROTOVA © 2024. Alexander G. Kovalenko, Nadezhda M. Suzdalova P. Lumumba Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia Received: January 26, 2024 Approved after reviewing: February 27, 2024 Date of publication: June 25, 2024 Abstract: The review provides an analytical assessment of the monograph of D.V. Krotova, dedicated to V.T. Shalamov. It demonstrates the large-scale nature of the approach, relevance, and deep scientific study of the topic. The review shows the methodology of the unity of synchrony and diachrony in the disclosure of the Shalamov phenomenon, reflected in the very structure of the work. So, if in the first part, a systematic analysis of the crucial motifs of the lyrics is proposed, then the second part examines the poet’s spiritual ties with his contemporaries, whose creative principles somehow found their refraction in the poetics of Shalamov. The main thread in the research is the idea of inheriting the traditions of modernist aesthetics of the Silver Age, especially acmeistic poetics. The reviewers also note the value of the principle of antinomianism, which reveals itself in considering the synthesis of multidirectional vectors of the embodiment of the motifs of nature, such as stone, light, and snowstorm. Antinomianism as a methodological aspect of literary analysis also appears while considering the category of tragic in Shalamov’s work: life in the poem appears as an unbearable ordeal, as a fatal dehumanization, but at the same time paradoxically coexists with faith, with a creative principle, with catharsis. The book presents the poetic creativity of V. Shalamov in his systemic synchronous-diachronic integrity and unity. Referring to documents, letters, notes, and memories makes the study multifaceted and scientifically convincing. Кeywords: Shalamov, poetry, aesthetics, tradition, motif, methodology, antinomianism. Information about the authors: Alexander G. Kovalenko, DSc in Philology, Professor, Head of the Department of Russian and Foreign Literature, P. Lumumba Peoples’ Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya St., 8, 117198 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6747-285X E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Nadezhda M. Suzdalova, Assistant of the Department of Russian and Foreign Literature, P. Lumumba Peoples’ Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya St., 8, 117198 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4170-4376 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. For citation: Kovalenko, A.G., Suzdalova, N.M. “Antinomianism and Organic of Life. Review on the Monograph ‛Poetry of V. Shalamov: Ideological and Figurative Constants and Artistic Genealogy (Modernist Aspect)’ by D.V. Krotova.” Studia Litterarum, vol. 9, no. 2, 2024, pp. 362–371. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-2-362-371 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 9, no. 2, 2024 Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 364 Наиболее очевидным достоинством рецензируемого труда является его системность, которая обеспечена методологией, глубокой научной прора- боткой темы, серьезностью поставленной задачи, теоретическим обоснова- нием всех важнейших положений и выводов. Конечно, актуальности труду прибавляет то обстоятельство, что поэзия В. Шаламова представляет собой менее исследованный пласт его творчества в сравнении с прозой. Хотя и об этом написано уже немало и в России, и за рубежом. Исследованию поэтиче- ского наследия Шаламова посвящена монография Л.В. Жаравиной «Поэзия как судьба: мирообразы Варлама Шаламова», в которой затронуты в част- ности вопросы тематических и мотивных схождений поэзии В. Шаламова и А. Блока, логика нравственных «парадоксов» в творчестве В. Шаламова, А. Блока, А. Ахматовой, дан анализ стихотворений Шаламова в контексте «расширения кросс-культурных коммуникативных связей» [6, с. 208]. Вопрос о литературных традициях XIX в. в творчестве Шаламова, об аспектах влияния живописи на художественное мышление автора затраги- вался в монографии И.А. Макевниной «Поэзия Варлама Шаламова: эстети- ка и поэтика» [8]. И.В. Некрасова в статье «Теоретическое наследие Варла- ма Шаламова и его поэзия: опыт литературоведческого интегрирования» избирает стратегию рассмотрения поэтических произведений Шаламова с точки зрения теоретических воззрений автора [9]. Ряд исследовательских работ касался тех или иных граней поэтического мира В. Шаламова: звуко- вых особенностей его стиха [7], вопроса аллюзий и реминисценций, обра- щенных и к русской поэзии, и к пласту мировой культуры, анализировались отдельные поэтические произведения Шаламова [4; 1; 3; 11], значимые мо- тивы его стихотворений [2; 10; 5]. Рецензии / А.Г. Коваленко, Н.М. Суздалова 365 Эти и другие аспекты проведенных ранее различными авторами ис- следований так или иначе учтены и послужили ориентирами для выстраи- вания вектора масштабного подхода к изучению поэзии В. Шаламова. Начать обоснование фундаментальности рецензируемого здесь объ- емного труда стоит с его структуры. Каждая из двух частей предлагает свой угол зрения и свой подход. Так, в первой части (главе) дается системный анализ основных мотивов, определяющих своеобразие поэзии В. Шаламо- ва, предлагается «синхронный срез» его поэтики. Во второй части методо- логию анализа можно обозначить как диахронию, и здесь автора интересует проблема традиции, творчество писателя предстает в многообразии связей писателя с современниками, раскрывается место поэта в литературном про- цессе. Синхрония и диахрония позволяют в совокупности увидеть фигуру писателя в ее полноте и целостном виде, оценить его личность, его поэтику в стереоскопическом ракурсе. Другой особенностью системного взгляда является использование антиномического подхода. Так, отдельно взятые аспекты поэтики В. Ша- ламова, ее ключевые мотивы предстают в изложении автора как сложные и многовекторные литературные явления. Анализируя мотив камня, уче- ный находит в нем жизнеутверждающее начало и одновременно начало ги- бельное. То же самое внутреннее противоречие обнаруживается, например, в мотиве света. Стремление показать явление сквозь призму принципа противоречи- вого единства характерно и для «персоналистических» глав: ученый стре- мится раскрыть духовные и творческие связи В. Шаламова с И. Анненским, А. Блоком, О. Мандельштамом, Б. Пастернаком, с поэтами-символистами в их сложном антиномическом взаимодействии. Отношение В. Шаламо- ва к поэтам не лишено естественного противоречия, анализ обнаружива- ет особенности, роднящие его с поэтами, близкими ему по вкусам, по духу и по мировоззрению. Но наряду с этим обнаруживается и то, что для по- эта чуждо, с чем он полемизирует. Таким образом, анализ по принципу со- противопоставления дает возможноть увидеть поэта объективно, пока- зать его во всем многообразии связей с жизнью и литературным процессом. Облик поэта, его внутренний мир предстают в книге как порождение сложного времени. Ученый показывает, что многолетняя изоляция в ко- лымских лагерях не только не отменила включенность В. Шаламова в лите- Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 366 ратуру, но, напротив, сформировала личность и образ поэта, совершившего гражданский подвиг, сумевшего выжить в нечеловеческих условиях Севера и проторившего свой собственный уникальный путь в русской литературе ХХ в. Существенно важным для понимания феномена В. Шаламова, как явствует из исследования, является единство его мировоззренческой и эсте- тической составляющих. Вероятно, это утверждение верно по отношению к любому большому писателю, но для В. Шаламова, прошедшего муки ко- лымского ада и воплотившего испытания на человечность в своем твор- честве, это актуально вдвойне и имеет свою особую специфику. Развивая эту мысль, автор исследования следует логике противоречивого единства всего сущего. «Органика жизни» предполагает связь отдельного человека, его бытового и телесного начала с ритмами вселенной. Доказывается, что В. Шаламов воспринимает природу как живой организм, в котором красота и духовное начало сосуществуют с хаотическим и губительным. В подтверж- дение этой идеи автор приводит высказывание поэта о том, что «природа или за человека, или против человека». Она, подобно человеку, переживает эмоции, сходные с человеческими. Подобное единство природного и чело- веческого отражается в творчестве. Природа выступает у В. Шаламова, по справедливому утверждению автора, и как объект, и как субъект творчества. Антиномизм как методологический аспект литературоведческого анализа обнаруживается в том параграфе монографии, где автор обраща- ется к категории трагического у В. Шаламова. Показано, что здесь у поэта сосуществуют бок о бок две важные мысли. С одной стороны, жизнь пред- стает как невыносимое испытание, страдание, фатальная обреченность, вместилище пустоты и расчеловечивания. С другой, что парадоксально, эти испытания несут в себе «конструктивное», по словам автора, созидательное начало, воплощающееся в стихотворении и ведущее в итоге к катарсису. Подобная диалектика созидательного и разрушительного присуща и раскрытию категории памяти и темы забвения в параграфе 4 первой главы. Далее в монографии затронута тема любви в поэзии В. Шаламова, и здесь, может быть впервые в шаламоведении, эта сторона лирики находит свое поистине парадоксальное объяснение. Особенности лирики В. Ша- ламова раскрываются как «эфемерность и хрупкость связей», как мотив «невстречи» и мотив «грядущего надлома». Автор указывает здесь на тра- Рецензии / А.Г. Коваленко, Н.М. Суздалова 367 дицию тютчевской и ахматовской лирики, но обнаруживает и свои уни- кальные особенности, продиктованные биографией поэта. Новаторским можно считать системное рассмотрение поэтики В. Шаламова в контексте его связей с Серебряным веком. Идея наследо- вания поэтом модернистской, особенно акмеистической традиции под- тверждается логически выверенной аргументацией. Это касается не только анализа ключевых образов природы, света, камня, гастрономических моти- вов. Последнее особенно интересно, учитывая, что лагерь и гастрономия — понятия несовместимые. И все-таки исследователь приводит здесь свои весьма тонкие наблюдения. Нельзя не согласиться с автором монографии, что влияние символиз- ма на В. Шаламова носило характер «художественного импульса», в то время как акмеизм ощутим как устойчивая художественная «традиция». Символ у В. Шаламова лишен мистического смысла, свободен от двоемирной ком- поненты. Наиболее подробно рассмотрены связи В. Шаламова с А. Блоком, который сыграл большую роль в жизни и творчестве В. Шаламова. Как от- мечает исследователь, наиболее родственным стало напряженное ощущение соотнесенности собственной судьбы с трагическими изломами времени и ощущение своей миссии как свидетеля эпохи. Чрезвычайно интересен разбор образа метели, сходный и одновременно разный у двух поэтов. Образ метели у Шаламова несет в себе многовекторный антиномический заряд — он несет в себе гибель, но он есть и проявление природной мощи и красоты. Наиболее глубоко и всесторонне рассмотрена акмеистическая тра- диция. И здесь автор идет по намеченному исследовательскому принципу, он стремится найти общее и различное у художников. Глубокая научная эрудиция и внимание к конкретным текстам позволяют это сделать. «Тра- диция акмеизма, — отмечается в работе, — сказалась в творчестве Шала- мова в том, что внутреннее в его художественном мире преломляется через внешнее, душевные переживания и сфера мыслимого раскрываются сквозь призму соответствий предметного плана» [12, c. 344]. Отмечая роль телесности в воплощении субстанционального мира, автор отмечает, что главное отличие ее от акмеистов в том, что она у В. Ша- ламова осмысливается сквозь призму боли. Линии сходства и различия с каждым из поэтов имеют свои особен- ности. Так, развивая тему В. Шаламов и Н. Гумилев, Д.В. Кротова отмечает Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 368 разные способы воплощения темы экзотизма, южная экзотика Н. Гумилева и Север у Шаламова — это две географические полярности, диктующие и различие в интерпретациях. Крайний Север у В. Шаламова — это экстре- мальный мир между жизнью и смертью. Однако общим является наличие мужественного начала, преодоления и противостояния стихии. Анализируя связь В. Шаламова с поэтикой О. Мандельштама, автор отмечает наличие мотива сохранения внутренней свободы даже в условиях самых тяжких ограничений, поэт сохраняет свое «я», себя как творческую личность. Выявлена общность в понимании и темы времени: если Мандель- штам ощущает себя принадлежащим разным эпохам, то у В. Шаламова пре- обладает чувство причастности непосредственно своей эпохе, но при этом время и пространство его жизни разрушено. В ходе аналитического сопоставления поэтики В. Шаламова и А. Ах- матовой определяются наиболее важные общие темы. Так, существенно важной становится интерпретация понимания роли и функции поэтиче- ского творчества и поэтического слова. Если слову А. Ахматовой присуща религиозность, то мироощущение В. Шаламова лишено такой особенности, хотя в монографии утверждается одновременно мысль о «вере» в исключи- тельную силу поэзии, которая сама приобретает значение религии. В заключение еще раз отметим, что поэтическое творчество В. Ша- ламова в рецензируемой книге представлено в его системной синхрон- но-диахронной целостности и единстве, которые подтверждены анализом образной системы самой по себе и литературной генеалогии, где выявлены доминантные линии следования литературной традиции и ее дальнейшего развития поэтом. Многочисленные источники исследования — собственно лирика, проза В. Шаламова, обращения к письмам, заметкам, воспомина- ниям, фактам биографии, — все это делает аргументацию и логику иссле- дования убедительной, а самой работе придает многомерность и научную достоверность. В качестве замечания можно указать на одну особенность текста, которая касается терминологии. В тексте, кажется, ни разу не употребля- ется понятие конфликта или антиномии. Между тем оно многое объясня- ет в картине мира, созданной В. Шаламовым. Крайний Север чудовищно безжалостен к человеку в колымском аду и одновременно представляется красивым своей холодной красотой; камень обладает «душой», но он может Рецензии / А.Г. Коваленко, Н.М. Суздалова 369 быть надгробием на могиле; свет прекрасен, но и обладает убийственной силой. Добро и зло, созидание и разрушение, любовь и страдание сосуще- ствует в мире В. Шаламова в их парадоксальном антиномическом един- стве и напряженности. Причастность ко времени сопрягается с ощущени- ем утраченного времени. Напряжение антиномического сосуществования наследия поэтов и собственного уникального мироощущения обусловлено пережитой личной и общей трагедией. По Шаламову, литература бессмыс- ленна в бесчеловечном мире, но она обретает смысл в устах «Плутона, под- нявшегося из ада», и это уже другая литература. Такова важнейшая из анти- номий писателя — эстетическая. Список литературы Исследования 1 Асафьева Е., Болдырева Е. Формально-семантические инварианты в поэзии и прозе Варлама Шаламова и Бориса Пастернака // Мир науки, культуры, образо- вания. 2020. № 2 (81). С. 596–598. 2 Воронина Т.Н. «Домашней жизни чудеса» в лирике В.Т. Шаламова // Вестник Череповецкого государственного университета. Филологические науки. 2017. № 6. С. 53–59. DOI: 10.23859/1994-0637-2017-6-81-7 3 Гончарова В. Лингвокультурологический анализ стихотворения В. Шаламова «Стихи в честь сосны» // Вестник Южно-Уральского государственного универ- ситета. Серия: Лингвистика. 2009. № 2 (135). С. 78–81. 4 Гофман Е. «Видны царапины рояля…». О четырех стихотворениях Варлама Ша- ламова на смерть Бориса Пастернака // Знамя. 2015. № 3. С. 198–207. 5 Де Понти А. Шаламов и Данте: о двух реминисценциях в «Колымских тетра- дях» // Шаламов глазами молодых. Вологда: Сад-огород, 2021. С. 38–49. 6 Жаравина Л.В. Поэзия как судьба. Мирообразы Варлама Шаламова. М.: Флинта, 2019. 244 с. 7 Жаравина Л.В. «Секреты» мастерства: звукосемантика поэтических образов Вар- лама Шаламова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. Филологические науки. 2019. № 5 (138). С. 219–226. 8 Макевнина И.А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика. Волгоград: ВолгГТУ, 2017. 157 с. 9 Некрасова И.В. Теоретическое наследие Варлама Шаламова и его поэзия: опыт литературоведческого интегрирования // Поезд Шаламова. Проблемы россий- Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 370 ского самосознания: судьба и мировоззрение В.Т. Шаламова (к 110-летию со дня рождения). М.: Голос, 2017. C. 138–143. 10 Юргенсон Л. Шаламовский извод дантова ада. Райские мотивы в текстах Варлама Шаламова // Русская литература ХХ–ХХI века: направления и течения. Екате- ринбург: Словесник, 2006. Вып. 9. C. 132–140. 11 Ясакова Е. Стихотворение Варлама Шаламова «Поэту» (Урок словесности в XI классе) // Русский язык в школе. 2017. № 12. С. 8–14. Источники 12 Кротова Д.В. Поэзия В. Шаламова: идейно-образные константы и художествен- ная генеалогия (модернистский аспект). М.: МАКС-Пресс, 2023. 576 с. References 1 Asaf’eva, E., and E. Boldyreva. “Formal’no-semanticheskie invarianty v poezii i proze Varlama Shalamova i Borisa Pasternaka” [“Formal Semantic Invariants in Poetry and Prose by Varlam Shalamov and Boris Pasternak”]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniia, no. 2 (81), 2020, pp. 596–598. (In Russ.) 2 Voronina, T.N. “ʽDomashnei zhizni chudesa’ v lirike V.T. Shalamova” [“ʽMiracles of Home Life’ in the Lyrics by V.T. Shalamov”]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologicheskie nauki, no. 6, 2017, pp. 53–59. DOI: 10.23859/1994-0637-2017-6-81-7 (In Russ.) 3 Goncharova, V. “Lingvokul’turologicheskii analiz stikhotvoreniia V. Shalamova ʽStikhi v chest’ sosny’.” [“Linguistic and Cultural Analysis of V. Shalamov’s Poem ʽPoems in Honor of a Pine Tree’.”] Vestnik Iuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Lingvistika, no. 2 (135), 2009, pp. 78–81. (In Russ.) 4 Gofman, E. “ʽVidny tsarapiny roialia…’ O chetyrekh stikhotvoreniiakh Varlama Shalamova na smert’ Borisa Pasternaka” [“ʽThe Scratches of the Piano are Visible...’ About Four Poems by Varlam Shalamov on the Death of Boris Pasternak”]. Znamia, no. 3, 2015, pp. 198–207. (In Russ.) 5 De Ponti, A. “Shalamov i Dante: o dvukh reministsentsiiakh v ʽKolymskikh tetradiakh’.” [“Shalamov and Dante: About Two Reminiscences in the ʽKolyma Notebooks’.”] Shalamov glazami molodykh [Shalamov Through the Eyes of the Young]. Vologda, Sad-ogorod Publ., 2021, pp. 38–49. (In Russ.) 6 Zharavina, L.V. Poeziia kak sudʼba. Miroobrazy Varlama Shalamova [Poetry as Destiny. World Images of Varlam Shalamov]. Moscow, Flinta Publ., 2019. 244 p. (In Russ.) 7 Zharavina, L.V. “ʽSekrety’ masterstva: zvukosemantika poeticheskikh obrazov Varlama Shalamova” [“The ʽSecrets’ of Mastery: The Sound Semantics of Varlam Shalamov’s Poetic Images”]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo Рецензии / А.Г. Коваленко, Н.М. Суздалова universiteta. Seriia: Pedagogicheskie nauki. Filologicheskie nauki, no. 5 (138), 2019, pp. 219–226. (In Russ.) 8 Makevnina, I.A. Poeziia Varlama Shalamova: estetika i poetika [Varlam Shalamov’s Poetry: Aesthetics and Poetics]. Volgograd, Volgograd State Technical University Publ., 2017. 157 p. (In Russ.) 9 Nekrasova, I.V. “Teoreticheskoe nasledie Varlama Shalamova i ego poeziia: opyt literaturovedcheskogo integrirovaniia” [“The Theoretical Legacy of Varlam Shalamov and his Poetry: The Experience of Literary Integration”]. Poezd Shalamova. Problemy rossiiskogo samosoznaniia: sud’ba i mirovozzrenie V.T. Shalamova (k 110-letiiu so dnia rozhdeniia) [Shalamov’s Train. Problems of Russian Identity: The Fate and Worldview of V.T. Shalamov (On the 110th Anniversary of His Birth)]. Moscow, Golos Publ., 2017, pp. 138–143. (In Russ.) 10 Iurgenson, L. “Shalamovskii izvod dantova ada. Raiskie motivy v tekstakh Varlama Shalamova” [“Shalamov’s Version of Dante’s Hell. Paradisiacal Motifs in Varlam Shalamov’s Texts”]. Russkaia literatura ХХ–ХХI veka: napravleniia i techeniia [Russian Literature of the 20th–21st Centuries: Directions and Trends], vol. 9. Ekaterinburg, Slovesnik Publ., 2006, pp. 132–140. (In Russ.) 11 Iasakova, E. “Stikhotvorenie Varlama Shalamova ʽPoetu’ (Urok slovesnosti v XI klasse)” [“Varlam Shalamov’s Poem ʽTo the Poet’ (Literature Lesson in 11th Grade)”]. Russkii iazyk v shkole, no. 12, 2017, pp. 8–14. (In Russ.)