В статье отражены современные тенденции работы с цифровым наследием русской литературы, рассмотрен процесс формирования виртуальных архивов как постепенного накопления «большой даты» научных исследований — нераспознанного информационного массива растровых документов, содержащего десятки тысяч изображений. В ходе исследования анализируется возникшая на рубеже ХХ–XXI вв. специфика научной работы в области эго-документального наследия (корпус дневниковых записей, рабочих тетрадей, записных книжек, переписки), принципы публикации и современные стандарты цифровизации архивного наследия. На основе изучения и практики работы трех наиболее перспективных виртуальных ресурсов по истории русской литературы середины XIX – первой половины ХХ вв. сформулированы конкретные задачи и методы визуализации большого корпуса растровых образов архивных документов, а также не задействованные ранее возможности автоматизации поискового аппарата. Большое внимание уделяется переходу от графических элементов растрового изображения рукописи к семантическим, позволяющим применить элементы интеллектуального анализа (data mining) для нераспознанного массива данных.
Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 334 «БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ» ЦИФРОВОГО АРХИВА: ДИАЛОГ С РАСТРОВОЙ РУКОПИСЬЮ © 2023 г. Л.В. Хачатурян Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия Дата поступления статьи: 05 декабря 2022 г. Дата одобрения рецензентами: 19 января 2023 г. Дата публикации: 25 июня 2023 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-334-349 Исследование выполнено в рамках проекта Российского научного фонда № 22-28-01569, НИУ «Высшая школа экономики» Аннотация: В статье отражены современные тенденции работы с цифровым наследием русской литературы, рассмотрен процесс формирования виртуальных архивов как постепенного накопления «большой даты» научных исследований — нераспознанного информационного массива растровых документов, содержащего десятки тысяч изображений. В ходе исследования анализируется возникшая на рубеже ХХ–XXI вв. специфика научной работы в области эго- документального наследия (корпус дневниковых записей, рабочих тетрадей, записных книжек, переписки), принципы публикации и современные стандарты цифровизации архивного наследия. На основе изучения и практики работы трех наиболее перспективных виртуальных ресурсов по истории русской литературы середины XIX – первой половины ХХ вв. сформулированы конкретные задачи и методы визуализации большого корпуса растровых образов архивных документов, а также не задействованные ранее возможности автоматизации поискового аппарата. Большое внимание уделяется переходу от графических элементов растрового изображения рукописи к семантическим, позволяющим применить элементы интеллектуального анализа (data mining) для нераспознанного массива данных. Ключевые слова: эго-документы, архивные материалы, цифровой архив, русская литература ХХ в., рукописное наследие, большие данные, интеллектуальный анализ данных. Информация об авторе: Любовь Валерьевна Хачатурян — кандидат культурологии, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2689-5186 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Для цитирования: Хачатурян Л.В. «Большие данные» цифрового архива: диалог с растровой рукописью // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 2. С. 334–349. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-334-349 Научная статья / Research Article https://elibrary.ru/CHHBOA УДК 82 ББК 83 + 79.3 Текстология. Источниковедение. Публикации / Л.В. Хачатурян 335 “BIG DATA” OF THE DIGITAL ARCHIVE: A DIALOGUE WITH A RASTER MANUSCRIPT © 2023. Lyubov V. Khachaturian National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia Received: December 05, 2022 Approved after reviewing: January 19, 2023 Date of publication: June 25, 2023 Acknowledgements: The research was carried out at National Research University Higher School of Economics within the framework of the project of the Russian Science Foundation no. 22-28-01569. Abstract: The article reflects the current trends in working with the digital heritage of Russian literature, examines the process of forming virtual archives as a gradual accumulation of the “big data” of scientific research, i. e. unrecognized information array of raster documents containing tens of thousands of images. The research analyzes the specifics of scientific work in the field of ego-documentary heritage that arose at the turn of the 20th – 21st centuries (a corpus of diary entries, workbooks, notebooks, correspondence), the principles of publication and modern standards of digitization of archival heritage. The study and practicing of the three most promising virtual resources on the history of Russian literature of the mid-19th – first half of the 20th centuries allows to formulate specific tasks and methods of visualization of a large corpus of raster images of archival documents, as well as previously untapped possibilities of search engine automation. Much attention is paid to the transition from the graphical elements of the raster image of the manuscript to semantic ones, which allow the use of data mining elements for an unrecognized data array. Keywords: ego-documentary heritage, archival materials, digital archive, Russian literature of the 20th century, handwritten heritage, big data, data mining. Information about the author: Lyubov V. Khachaturian, PhD in Cultural Studies, Associate Professor, National Research University Higher School of Economics, Myasnitskaya 20, 101000 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2689-5186 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. For citation: Khachaturian, L.V. “‛Big Data’ of the Digital Archive: A Dialogue with a Raster Manuscript.” Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023, pp. 334–349. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-334-349 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023 Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 336 В своей книге «Дальнее чтение» социолог литературы Франко Моретти на- звал художественное наследие «Великим Непрочтенным». «Вопрос даже не в том, что стоит исследовать, вопрос в том, как. “Я занимаюсь западно-ев- ропейской прозой”… Это не совсем так, потому что я занимаюсь лишь кано- низированной ее частью, которая составляет меньше одного процента всей изданной литературы» [10, с. 79]1. Проблема «как исследовать» справед- лива и для литературного наследия ХХ в. К сожалению, архивные данные только подтверждают приведенную закономерность — более 92 % рукопис- ных документов до настоящего времени не опубликованы и фактически не изучены; по аналогии с вышеприведенной метафорой рукописное наследие до сих пор остается «великим нераспознанным». Традиционно в качестве завершающей стадии и основы академиче- ской публикации принимался критически установленный текст2. При этом уже на рубеже ХХ–XXI вв. как оригинальные эго-тексты стали исследо- ваться и публиковаться полные корпусы записных книжек, рабочих тетра- дей, дневников и переписки, ранее привлекаемые только как материал для 1 Курсив Ф. Моретти. Сама метафора восходит к работе Маргарет Коэн «Сентимен- тальное воспитание романа» [14]. В следующей главе («Литературная бойня») Моретти приводит более точную статистику: 0,5 % прочитанного противостоит 99,5 % «великого непрочтенного» [10, с. 106]. 2 В качестве издания, подводящего итог развитию академической школы текстологии второй половины ХХ в., можно выделить монографию Л.А. Спиридоновой «Текстология: теория и практика» [12]. В указанной работе «критически установленный текст» понима- ется как «текст классического произведения, который с наибольшей полнотой отражает творческую волю автора» [12, с. 10]. При этом в качестве задачи текстологии как научной дисциплины рассматривается «подготовка к научному изданию полного собраний сочине- ний писателей-классиков» [12, с. 10]. Текстология. Источниковедение. Публикации / Л.В. Хачатурян 337 критического изучения, восстановления и комментирования основного или даже «канонического» текста3. Параллельно происходил рост интереса к архивному наследию в целом. Самостоятельным и принципиально новым объектом изучения стал авантекст — от черновых автографов в блокнотах и рабочих тетрадях до маргиналий на страницах уже опубликованных книг. «Многожильный провод» литературного процесса сконцентрировал вни- мание на обширном корпусе материалов, относящихся к бытованию тек- стов в социуме, делая предметом исследования «официальные документы» (стенограммы, протоколы, анкеты и т. п.) и деловую переписку. Дополнительным фактором, определившим новую архивную оптику, стала цифровая трансформация, произошедшая в архивах в последние деся- тилетия. В начале ХХI в. появились два принципиально новых инструмента работы с рукописным наследием. Наравне с подлинником в исследовании и архивном деле начали использоваться электронные копии документов (собственно, с этого времени рукописное наследие и получило предикат «стать цифровым»)4. Работа с электронными изображениями позволи- ла заполнить, казалось бы, невосполнимые лакуны в рукописном тексте. Графическая обработка цифровых копий предоставляет возможность про- явить следы осыпавшегося карандаша или выцветших чернил и прочесть запись, ранее считавшуюся утраченной5. Лучший пример — оцифровка лич- ной библиотеки писателя, правки post publicationem, которую автор остав- 3 См.: «Тщательно выправив этот текст с помощью сопоставления его с другими источ- никами, исключив правку цензора и редактора, не согласованную с писателем, текстолог получает именно тот текст, который называют каноническим (курсив Л.А. Спиридоно- вой. — Л.Х.) или окончательным» [12, с. 15]. 4 Речь идет об Электронном фонде пользования (ЭФП): «Электронный фонд пользо- вания (ЭФП) представляет собой совокупность электронных копий документов Архивного фонда РФ, записанную на цифровые носители и предназначенную для использования вместо подлинников документов, что обеспечивает сохранность документов и возможность формирования электронных ресурсов, обеспечивающих оперативность доступа к документу, в т. ч. с использованием интернет-технологий» [22, п. 2.1]. 5 Бесконтактная цифровая реставрация рукописных документов — одно из наиболее перспективных направлений научно-исследовательских разработок в сфере архивоведе- ния. В статье Л.И. Бородкина «Digital history: Применение цифровых медиа в сохранении культурного наследия?» виртуальная реконструкция и визуализация объектов культурного рассматриваются как самостоятельное направление цифровой истории [3, с. 18]. Методика бесконтактной реконструкции объектов архитектурного наследия представлена в его работе «Виртуальная реконструкция исторического городского ландшафта: проблемы междисци- плинарного синтеза и их решение» [2, с. 130–131]. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 338 лял на страницах своих уже опубликованных книг, по сути, создавая новую редакцию6. Не меньшего внимания заслуживают и маргиналии писателя в книгах, ставших материалом для его собственных произведений7. Вто- рым инструментом текстолога стал виртуальный архив, представляющий собой открытый каталог и фонд пользования рукописей, в любое время дня и ночи доступный для исследователя в Интернете. Как и реальный архив, электронное собрание позволяет увидеть источник в его бытовании — на- бросок рассказа вместе с письмом, в которое он был вложен; правку газет- ной статьи — в альбоме рецензий; первые варианты стихотворений вместе с посвященными им дневниковыми записями. Работая над созданием циф- рового архива, ученый воссоздает историю текста во всей ее полноте. Он продвигается от нескольких строчек в записной книжке или подчеркнутой карандашом фразы к рабочим тетрадям, письмам, рисункам. Затем следу- ют черновые автографы, еще очень далекие от окончательного варианта, опять письма и дневники, и наконец, первый беловик, возможно — один из многих, а дальше, в зависимости от судьбы произведения, гранки, рукопис- ная книга, при счастливом исходе — издание, авторские пометы на котором, вполне вероятно, заставят архивиста еще раз пройти весь этот путь. Создание архивов растровых изображений рукописей (т. е. изобра- жений, передаваемых исключительно графически, «нечитаемых» про- граммным обеспечением любого класса) было вызвано активным разви- тием цифровых архивов и библиотек, содержащих распознанные данные, редактируемые в программной среде. В первую очередь это корпусные исследования8, к которым относятся Национальный корпус русского язы- 6 Показателен пример цифрового восстановление правки И.А. Бунина на страницах его Собрания сочинений. См.: «Работа с электронными изображениями позволяет не только фиксировать процесс создания текста, но и восстановить, казалось бы, полностью утраченные строки. <…> Электронные копии, созданные с разрешением от 300 до 800 TIFF, позволяют масштабировать изображение, а их последующая обработка позволяет выпол- нить электронное ретуширование текста (путем последовательного наложения друг на друга полностью идентичных копий) и восстановить следы осыпающегося карандаша, “проявляя” неразборчивые или стертые временем фрагменты» [8]. 7 В этом отношении крайне интересен входящий в личную библиотеку М.А. Булгакова русский прозаический перевод (подстрочник) «Фауста» Гёте А. Соколовского [17]. В насто- ящее время ведутся переговоры с руководством РГБ о размещении полной цифровой копии этого издания на портале «Автограф. ХХ век». 8 Среди зарубежных корпусных исследований ведущую роль занимает Manuscripts Special Interest Group, развивающая получившее популярность на рубеже 1970–1980-х гг. се- Текстология. Источниковедение. Публикации / Л.В. Хачатурян 339 ка [23] и Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [31]9. Междисциплинарный корпус Фундаментальной элек- тронной библиотеки (ФЭБ) можно рассматривать как связующее звено между собраниями распознанных текстов, во множестве представленными в Интернете, и цифровыми архивами последнего десятилетия — массива- ми растровых изображений. Тотальная фиксация источников, характерная для современных фольклорных собраний, объединяет в цифровом про- странстве картографию экспедиций, фотографии, аудио- и видеофайлы10. Необходимо отметить, что постоянное обновление технических средств ка- талогизации и визуализации источников заложена в специфике фольклор- ных коллекций. Еще в 1960-х гг. В.Я. Пропп в «Методической записке по архивному хранению и систематизации фольклорных материалов» назвал архив, лишенный современного справочного аппарата, «мертвой грудой материалов»11. При этом несколько глобальных изменений формата циф- ровых и магнитных источников произошли только за последние десять лет [13, с. 11]. мантическое кодирование текстов. Эта система стала основой широко известной программы семантической классификации текста TEI (Text Encoding Initiative, 2011) [35]. Размещенные в программе тексты проходят расшифровку, обработку и первичное кодирование, а затем вносятся в программу. Растровые рукописные массивы система TEI автоматизированно не обрабатывает. 9 Сходный принцип систематизации данных использован и в цифровых корпусах текста, создаваемых для локальных научных исследований отдельными группами ученых. В каче- стве одного из наиболее удачных примеров локального корпуса можно привести систему обработки рукописей «Манускрипт» (Ижевск) [20]. «Манускрипт» представляет собой собрание текстов (в данном случае — памятников древнерусской письменности) и систему электронной разметки, с помощью которой можно формировать поисковые запросы. 10 Речь идет о форматах WMA, MP3, AVI, MOV, MPEG4, miniDV, Betacam, DvCam, miniDVD. Более подробно о методике тотальной фиксации фольклорных материалов см. в публикациях о создании Экспедиционного мультимедийного программного комплекса: «Технические средства для фиксации аудио и визуальных компонентов традиционных культур используются исследователями практически с момента их появления: фотографии с середины XIX в., звукозаписи и кино — с начала ХХ-го. Появление цифровых аудио, видео и фото форматов коренным образом изменили процесс экспедиционной работы фольклори- стов и этнологов. Они позволяют фиксировать не просто “образцы” народной культуры, по необходимости экономя на магнитофонной, кино или фотопленке, как это было еще совсем недавно — буквально до 1990-х. Цифровая аппаратура дает возможность проводить что называется тотальную фиксацию — “бытовые” разговоры с исполнителями и носителями традиций, многочасовые видеозаписи обрядовых актов и т. д.» [6, с. 84–85]. 11 Более точно: «При таком размахе, который приобрела в СССР собирательская работа, правильное хранение собранных материалов становится делом государственной важности. Архив без надлежащих указателей и каталогов — это мертвая груда материалов» [21, с. 5]. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 340 Становясь частью растрового архива, источник приобретает новое качество — мобильность. Независимо от научной квалификации исследо- вателя и состояния оригинала рукописи любой пользователь Интернета получает к нему прямой доступ: может его изучать, комментировать, цити- ровать в своих работах и ссылаться на сам источник, а не только на публика- цию в собрании сочинений12. Развитие технологий обусловило практически неограниченный рост цифровых архивов. С созданием дата-центров публи- кация тысяч и десятков тысяч цифровых изображений не представляет ни- каких технических затруднений13. Тем не менее с постоянным накоплением цифры органически связаны и слабые стороны электронной публикации. Ориентируясь на сложившиеся стандарты академического исследования14, цифровой архив просто физически не может подготовить полноценный на- учно-справочный аппарат для стремительно растущего объема источников. Постепенно, независимо от позиции его создателей, виртуальный архив ставит вопрос об альтернативных стандартах публикации. Авторское иссле- дование информационного массива (вступительная статья, научная переда- 12 В качестве оптимального источника возможно рассматривать предложенный Н.А. Бо- гомоловым и В.Л. Гайдук «интегрированный комментированный текст», находящийся в непосредственной связи с опубликованной в Интернете цифровой копией рукописного автографа [1, с. 335]. 13 В 2010–2013 гг. в постоянно функционировавших цифровых архивах «Объединен- ный электронный архив И.А. Бунина» [26], «Виртуальный архив Анны Ахматовой» [16] и «Объединенный архив Вяч. Иванова» [24] ежегодный рост информационного массива составлял около 1000 электронных изображений. В 2014 г. начал работать Цифровой архив русской литературы «Автограф. ХХ век» [33]. В 2014–2021 гг. его экспонентный рост соста- вил 4 000 изображений. В 2022 г. ежегодное пополняемое количество изображений было увеличено до 5 000. Готовится к открытию портал «“Стенограмма”: Политика и литература. Цифровой архив литературных организаций 1920-х – 1930-х годов» (ИМЛИ РАН) [30], электронный массив которого составляет более 15 000 изображений. 14 Лучше всего этот тип научного комментария охарактеризовал А.В. Лавров в одной из своих недавних публикаций: «Архивную единицу можно было ввести в оборот без солидно- го идеологического сопровождения — просто охарактеризовав конкретную ситуацию, кон- кретное лицо, персонажа. Вот тогда у нас и появился новый тип комментария — развернуто- го, с большими дополнительными этажами материалов. Первым его освоил Гарик Суперфин еще до своей посадки: его стиль работы — к письму в четыре строки давать комментарий в четыре страницы. Образец такой работы — письма Ахматовой к Брюсову (совместно с Романом Тименчиком), где писем несколько строчек, а работа на 20 страниц» [19]. Или более академично: «В течение последнего столетия были осуществлены или продолжают осуществляться под эгидой Академии наук несколько десятков собраний сочинений русских классиков. За это время установлены и отработаны в ходе практической деятельности базо- вые текстологические принципы, которым призваны удовлетворять издания академического типа» [7, с. 7]. Текстология. Источниковедение. Публикации / Л.В. Хачатурян 341 ча текста, создание реального, текстологического и контекстного коммен- тария) функционально меняется на разработку новой модели управления информацией. Возможно, текущим решением дихотомии «буквы и цифры» может стать возвратная публикация на бумажном носителе, подразумеваю- щая подготовку тематического издания на материалах цифрового архива15. В возникшем таким образом конгломерате традиции и новации электрон- ный архив обеспечит необходимую полноту источниковой базы, а сборник научных материалов — академическую подготовку. * * * Технологически цифровое собрание представляет собой нерас- познанный корпус растровых изображений, состоящий из десятков ты- сяч объектов — электронных форм архивных документов. Понимаемый как единый массив, виртуальный архив идеально подходит под уже став- шее классическим определение «больших данных»: структурируемые и неструктурированные данные большого объема и значительного разнообразия. В качестве определяющих характеристик для массивов big data традиционно выделяют «три V»: объем (volume), скорость приращения (velocity) и многообразие (variety). Действительно, и накопленный объем цифровых изображений, и темпы роста виртуальных архивов полностью укладываются в предложенный формат. Третий и важнейший критерий — разнообразие и унификация частного — отсылает к «Структуре научных революций» Томаса Куна: числа, собранные при отсутствии каких-либо ожидаемых закономерностей, почти наверняка останутся просто числами. В поисках закономерности, которая смогла бы превратить принципиально нерешаемые задачи исследования в «паззлы» (puzzle), доступные пара- дигме «нормальной науки», оправдано обращение к стандартам описания архивных документов. Разработанный в 1994 г. Основной международный 15 Подобное решение дихотомии цифрового архива было предложено в выступлениях Н.В. Корниенко, Д.С. Московской и М.Л. Спивак на Международной конференции «Ли- тературный цифровой архив как культурная практика и социальный опыт», проходившей 20 октября 2022 г. в ИМЛИ РАН. Заслуживает внимания то, что по пути синтеза «буквы и цифры» развиваются и новейшие разработки Пушкинского Дома. В качестве примера можно привести создание в 2018 г. электронного ресурса «Объединенный цифровой архив руко- писей Ф.М. Достоевского» [25], а также опубликованные работы К.А. Баршта и его научной группы [18]. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 342 стандарт архивного описания (ISAD, Оттава) [34] за два последующих де- сятилетия получил несколько редакций, в последнюю из которых были включены цифровые копии. International Standard Archival Description пред- усматривает выделение общих признаков по шести основным (страна, хра- нилище, шифр16, подлинность, авторство, датировка) и 26 дополнительным параметрам, варьируемым в каждой стране или даже административном округе. За исключением фондирования, включенные в международный стандарт информационные поля соответствуют архитектонике рукописно- го документа. В беловике и черновике, письме и дневнике мы можем вы- делить информационное поле даты, заголовка, подписи, рисунка и корпуса документа, то есть собственно текста. Эти поля, универсальные для любой рукописи, могут стать стабильными ориентирами, на которых базируется управление любым (и здесь уже не столь важно, распознанным или растро- вым) информационным массивом. Публикация растрового источника как электронного гипертекста становится частью цифровой трансформации филологии; уже сейчас воз- можно говорить как минимум о нескольких виртуальных архивах, выстра- ивающих систему гиперссылок, предоставляющих исследователю возмож- ность самостоятельно моделировать состав и размер информационного массива. Среди них «Объединенный цифровой архив рукописей Ф.М. До- стоевского» (ИРЛИ РАН) и «“Стенограмма”: Политика и литература. Циф- ровой архив литературных организаций 1920-х – 1930-х годов» (ИМЛИ РАН). С некоторой оговоркой возможно в этом ряду говорить и о проекте ИРЛИ РАН «А.С. Пушкин: Электронное академическое издание. Тексты произведений» [15]; при этом необходимо отметить, что Pushkin Digital в первую очередь является уникальным цифровым научным изданием в ги- пертекстовом формате, и возможность использовать черновики Пушкина как растровый архив [32] — результат вторичный. Если размер источника уже не единица хранения, а гипертекст17, ме- няется стратегия его исследования. Единица хранения требует пристально- 16 Именно здесь заложен основополагающий принцип фондирования: от общего (фонда) к частному (единице хранения и листу). 17 Обращения к литературе как к гипертексту И.А. Пильщиков связывает не только с работой Франко Моретти «Дальнее чтение», но и с работами русской формальной школы и близких к ней ученых (Б.В. Томашевский, Б.И. Ярхо), указанными им в качестве источника исследований Моретти. В статье «Русский квантитативный формализм 1910-х – 1930-х гг. Текстология. Источниковедение. Публикации / Л.В. Хачатурян 343 го текстологического изучения, «медленного чтения», академической пу- бликации. Работа с гипертекстом преследует иные цели. Корпус структурно различных текстов предназначен для быстрого, или «дистанцированного»18 чтения, главной задачей которого становится поиск нужной информации в разнохарактерном множестве: «Когда мы просто читаем и интерпретируем тексты, то сколько текстов мы можем изучить? Один текст, десять текстов, пусть сто текстов — ну в крайнем случае тысячу, а ведь их гораздо больше. Как пишет Моретти, есть семь тысяч викторианских романов, которые ни- кто никогда не прочтет, — но мы до сих пор читаем Теккерея или Диккенса и хотим знать, в чем их специфика. <…> Что делать? Выход — изучать эти семь тысяч романов дистантно, выявив некоторые формализуемые при- знаки, по которым уже сейчас компьютер может анализировать большие текстовые объемы (это и есть быстрое, “дистанцированное” чтение, distant reading, противопоставленное медленному, пристальному чтению — close reading)» [27]. Наиболее близко к управлению «большой цифрой» подходит проект «“Стенограмма”: Политика и литература». В проекте задействован нерас- познанный массив официальных документов — машинописных отчетов о съездах, конференциях, заседаниях литературных институций19, протоко- как предшественник Digital Humanities» Пильщиков отмечал «Удивительный факт: русские первопроходцы квантитативной поэтики и статистического стиховедения — Андрей Белый, Борис Исаакович Ярхо и Борис Викторович Томашевский — начали и долгое время вели свою работу независимо друг от друга» [11, с. 130]. 18 Терминологическая модель, предложенная Франко Моретти. Показательно, что для характеристики работ Моретти Т.Д. Венедиктова заимствует термины из «Структуры науч- ных революций» Томаса Куна: «Здесь перед нами — “нормальный” (в куновском смысле) литературовед-зарубежник, автор диссертации и монографии о творчестве Т.С. Элиота, — уже готовый, впрочем, к рискованной творческой эскападе» [4, с. 82]. О применении distant reading в библиотечном деле см. в работе В.П. Леонова: «Ф. Моретти, начав с поисков точного метода, приходит не к большим данным, с чем литературоведу и библиографу еще нужно научиться иметь дело, а к методологическому повороту в самом литературоведении и, полагаю, библиографоведении. На этом повороте мы получаем объекты и данные нового типа, надстроенные над языком пристального чтения, которые нужно не понимать, но на которые нужно смотреть. <…> Не исключаю также, что взаимодействие пристального, дальнего и масштабированного чтения в рамках цифровой и автоматизированной обработки текстов будет способствовать формированию нового исследовательского объекта — точного библиографоведения» [9, с. 65]. 19 Московской ассоциации пролетарских писателей, Всероссийской ассоциации пролетар- ских писателей, Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей, Российской ассоциации пролетарских писателей (1925–1932). Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 344 лов и анкет их участников, учетных листков и финансовых ведомостей — в совокупности насчитывающих десятки тысяч страниц. Ранее эти мате- риалы не публиковались20, поэтому работу с архивным корпусом проект начинает практически с чистого листа: структуры, хроники, комментария, аннотированного указателя. Информационный массив выстроен по модели интерактивного дре- ва — ветвящейся сети источников, которую исследователь формирует сам. От конкретной стенограммы он может перейти к персоналии и всему комплексу связанных с ней документов (а в перспективе — анкет, справок и отчетов); в равной степени исследователь может задействовать поиск по организациям и сосредоточить внимание на источниках, посвященных институциональной политике. Предусмотрена и еще одна возможность — компаративное направ- ление, формирующие источниковый массив по ключевым словам. С помо- щью гибкого управления большими данными комплекс из десятков тысяч растровых страниц редуцируется до нескольких десятков отдельных страниц, непосредственно затрагивающих проблематику исследования. Остается один шаг до интеллектуального анализа данных: если унифицировать ключевые слова и сделать интерактивным поисковый аппарат, то сжатие информаци- онного массива от десятков тысяч возможно нужных страниц до нескольких десятков совершенно необходимых можно будет выполнить автоматически. Технологии искусственного интеллекта могут быть задействованы для реше- ния исследовательских задач и при полнотекстовом поиске. В этом случае с помощью программного модуля будет сформирован растровый паттерн ис- комой лексемы (графическая имитация машинописи), а затем автоматизиро- ванно сопоставлен с множеством словоформ полного машинописного корпу- са стенограмм и протоколов. «Новая оптика» цифрового архива устраняет кажущиеся противо- речия между академической публикацией ХХ в. и нераспознанными мас- 20 Более подробно: «До сих пор эти архивные документы — стенограммы профессио- нальной производственной деятельности самых влиятельных для первых пореволюцион- ных десятилетий пролетарских писательских организаций не подвергались фронтальной разработке, не вводились в научный оборот, не становились самостоятельным предметом системного изучения и научной публикации. Фонды этих писательских союзов хранятся в архивном собрании ИМЛИ РАН, состав их уникален и не дублируется материалами других архивохранилищ, журнальной и газетной периодикой и представляет собой бесценный источниковедческий ресурс, основополагающий для восстановления хроники литературной повседневности» [30]. Текстология. Источниковедение. Публикации / Л.В. Хачатурян 345 сивами данных современности. Цифровая революция превратила единицу хранения в корпус текстов. Работа с «большими данными» требует совре- менных инструментов — последовательного использования «дистанци- онного» и «пристального чтения». Эффективная организация работы с растровым массивом для управления дистанционным чтением становится главной задачей цифрового архива, вдумчивая научная интерпретация ото- бранной информации остается прерогативой пользователя. Список литературы Исследования 1 Богомолов Н.А., Гайдук В.Л. Валерий Брюсов. Дневник 1890 год (Предисловие Н.А. Богомолова, подготовка текста и примечания В.Л. Гайдук и Н.А. Богомолова) // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 3. С. 328–357. DOI: https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-3-328-357 2 Бородкин Л.И. Виртуальная реконструкция исторического городского ландшафта: проблемы междисциплинарного синтеза и их решение // Историко-культурное наследие в цифровом измерении: материалы Международ. науч. конф. (Пермь, 20–22 октября 2021 г.). Пермь, 2021. 210 с. URL: http://www.psu.ru/files/docs/ science/books/sborniki/istoriko-kulturnoe-nasledie-v-cifrovom-izmerenii.pdf (дата обращения: 30.03.2023). 3 Бородкин Л.И. Digital history: Применение цифровых медиа в сохранении куль- турного наследия? // Информационный бюллетень Методологические проблемы исторической информатики. 2012. Т. 1, № 1. С. 14–21. 4 Венедиктова Т.Д. Хитроумный путешественник // Новое литературное обозре- ние. 2018. № 2. С. 82–88. 5 Жиров М.С., Жирова О.Я., Кузнецова Н.С. Электронный фольклорный архив в со- временном социокультурном пространстве // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 1. С. 283–286. 6 Кляус В.Л., Воронков С.О., Семенов А.А. Проект создания «экспедиционного мультимедийного программного комплекса» // Мультимедийные и цифровые технологии в собирании, сохранении и изучении фольклора. Материалы между- нар. науч. конф. (16–18 ноября 2011 г., Москва) / сост. В.Л. Кляус, Е.В. Миненок; под ред. В.М. Гацака. М.: ИМЛИ РАН, 2012. 252 с. 7 Лавров А.В. Тексты и комментарии. Из материалов к истории русской литературы первой трети ХХ века. СПб.: Пушкинский Дом, 2018. 528 с. 8 Ларин А.А., Хачатурян Л.В. Электронная реконструкция творческого архива: экономические и правовые аспекты. Опыт РГАЛИ и Архива русской эми- грации университета г. Лидса // Объединенный электронный архив Ивана Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 346 Бунина. Электронная текстология. URL: http://www.bunin-rgali.ru/index. php?view=textualism&t=text1 (дата обращения: 30.03.2023). 9 Леонов В.П. Дальнее чтение как стратегия точного библиографоведения // Науч- ные и технические библиотеки. 2019. № 10. С. 56–67. 10 Моретти Ф. Дальнее чтение / пер. с англ. А. Вдовина, О. Собчука, А. Шели; науч. ред. пер. И. Кушнарева. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. 352 с. 11 Пильщиков И.А. Семь бесед о филологии и Digital Humanities. Интервью и дискус- сии (2015–2021). М.: Изд-во Московского ун-та, 2022. 192 с. 12 Спиридонова Л.А. Текстология: теория и практика. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 256 с. 13 Черных А.В. Фольклорный архив. Пермский край: исследовательский и издатель- ский проект // Славянская традиционная культура и современный человек. Сло- во. Время. Человек / сост. В.Е. Добровольская, А.Б. Ипполитова, Т.М. Санникова, А.В. Черных. СПб.: Маматов, 2021. 416 с. 14 Cohen M. The Sentimental Education of the Novel. Princeton: Princeton University Press, 1999. 219 p. Источники 15 Александр Сергеевич Пушкин. Электронное академическое издание. Тексты произведений. URL: https://pushkin-digital.ru (дата обращения: 30.03.2023). 16 Виртуальный архив Анны Ахматовой. URL: http://www.akhmatova-rgali.ru (дата обращения: 30.03.2023). 17 Гете И.-В. Фауст. Прозаический перевод с пометами М.А. Булгакова. СПб., 1902. 192 с. // НИОР РГБ. Ф. 562. Карт. 69. Ед. хр. 11. 194 л. 18 Записные тетради Ф.М. Достоевского 1869–1872 гг. к роману «Бесы»: дипломати- ческая транскрипция. СПб.: Наука, 2021. 581 с. 19 Лавров А.[В.] «У нас все — целина: куда ни копни, все впервые» // Arzamas. 2022. 3 августа. URL: https://arzamas.academy/mag/1108-lavrov (дата обращения: 30.03.2023). 20 Манускрипт. Славянское письменное наследие. URL: http://mns.udsu.ru (дата обращения: 30.03.2023). 21 Методическая записка по архивному хранению и систематизации фольклорных материалов / отв. ред. проф. В.Я. Пропп. Вильнюс, 1964. 105 с. 22 Методические рекомендации по электронному копированию архивных доку- ментов и управлению полученным информационным массивом. М.: ВНИИДАД, 2012. 125 с. URL: https://archives.gov.ru/documents/rekomend_el-copy-archivaldocuments. shtml (дата обращения: 30.03.2023). 23 Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru (дата обраще- ния: 30.03.2023). 24 Объединенный архив Вяч. Иванова. URL: http://www.ivanov-rgali.ru (дата обра- щения: 30.03.2023). Текстология. Источниковедение. Публикации / Л.В. Хачатурян 347 25 Объединенный цифровой архив рукописей Ф.М. Достоевского. URL: https://dostoevskyarchive.pushdom.ru/about (дата обращения: 30.03.2023). 26 Объединенный электронный архив Ивана Бунина. URL: http://www.bunin-rgali.ru (дата обращения: 30.03.2023). 27 Пильщиков И. У цифровой филологии большое будущее // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/1161 (дата обращения: 30.03.2023). 28 Собрание П.Н. и С.П. Лукницких // РО ИРЛИ РАН. Ф. 754. Оп. 1. 29 Собрание П.Н. и С.П. Лукницких // Портал «Автограф. ХХ век». URL: http://gumilev.literature-archive.ru/ru/digital-archive/stihotvoreniya-i-poemy (дата обращения: 30.03.2023). 30 «Стенограмма»: Политика и литература. Цифровой архив литературных ор- ганизаций 1920–1930 гг. URL: http://stenogramma.imli.ru (дата обращения: 30.03.2023). 31 Фундаментальная электронная библиотека. «Русская литература и фольклор». URL: http://feb-web.ru (дата обращения: 30.03.2023). 32 Электронная интерактивная модель академического издания А.С. Пушкина. URL: https://pushkin-digital.ru/node/108 (дата обращения: 30.03.2023). 33 Электронный архив русской литературы «Автограф. ХХ век». URL: http:// literature-archive.ru (дата обращения: 30.03.2023). 34 ISAD (G): Основной международный стандарт архивного описания: принят Ко- митетом по стандартам описания, Стокгольм, Швеция, 19–22 сентября 1999 г. / Междунар. совет архивов; гл. ред. пер.: Жабко Е.Д. 2-е изд. СПб.: Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, 2011. 247 с. 35 Text Encoding Initiative. URL: https://tei-c.org (дата обращения: 30.03.2023). References 1 Bogomolov, N.A., and V.L. Gaiduk. “Valerii Briusov. Dnevnik 1890 god (Predislovie N.A. Bogomolova, podgotovka teksta i primechaniia V.L. Gaiduk i N.A. Bogomolova)” [“Valery Brusov. Journal Entries of 1890 (Foreword by N.A. Bogomolov, preparation of the text and notes by V.L. Gayduk and N.A. Bogomolov)”]. Studia Litterarum, vol. 5, no. 3, 2020, pp. 328–357. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-3-328-357 (In Russ.) 2 Borodkin, L.I. “Virtual’naia rekonstruktsiia istoricheskogo gorodskogo landshafta: problemy mezhdistsiplinarnogo sinteza i ikh reshenie” [“Virtual Reconstruction of the Historical Urban Landscape: Problems of Interdisciplinary Synthesis and Their Solution”]. Istoriko-kul’turnoe nasledie v tsifrovom izmerenii: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Perm’, 20–22 oktiabria 2021 g.) [Historical and Cultural Heritage in the Digital Dimension: Materials of the International Scientific Conference (Perm, October 20–22, 2021)]. Perm, 2021. 210 p. Available at: http://www.psu.ru/files/ Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 348 docs/science/books/sborniki/istoriko-kulturnoe-nasledie-v-cifrovom-izmerenii.pdf (Accessed 12 January 2023). (In Russ.) 3 Borodkin, L.I. “Digital history: Primenenie tsifrovykh media v sokhranenii kul’turnogo naslediia?” [“The Use of Digital Media in the Preservation of Cultural Heritage?”]. Informatsionnyi biulleten’ Metodologicheskie problemy istoricheskoi informatiki, vol. 1, no. 1, 2012, pp. 14–21. (In Russ.) 4 Venediktova, T.D. “Khitroumnyi puteshestvennik” [“The Clever Traveler”]. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 2, 2018, pp. 82–88. (In Russ.) 5 Zhirov, M.S., and O.Ia. Zhirova, and N.S. Kuznetsova. “Elektronnyi fol’klornyi arkhiv v sovremennom sotsiokul’turnom prostranstve” [“Electronic Folklore Archive in the Modern Socio-cultural Space”]. Samarskii nauchnyi vestnik, vol. 10, no. 1, 2021, pp. 283–286. (In Russ.) 6 Kliaus, V.L., and S.O. Voronkov, and A.A. Semenov. “Proekt sozdaniia ʽEkspeditsionnogo mul’timediinogo programmnogo kompleksa’.” [“The Project of Creating an ʽExpeditionary Multimedia Software Complex’.”]. Mul’timediinye i tsifrovye tekhnologii v sobiranii, sokhranenii i izuchenii fol’klora. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (16–18 noiabria 2011 g., Moskva) [Multimedia and Digital Technologies in Collecting, Preserving and Studying Folklore. Proceedings of the International Scientific Conference (November 16–18, 2011, Moscow)]. Moscow, IWL RAS Publ., 2012, pp. 84–94. (In Russ.) 7 Lavrov, A.V. Teksty i kommentarii. Iz materialov k istorii russkoi literatury pervoi treti XX veka [Texts and Comments. From Materials on the History of Russian Literature of the First Third of the 20th Century]. St. Petersburg, Pushkin House Publ., 2018. 528 p. (In Russ.) 8 Larin, A.A., and L.V. Khachaturian. “Elektronnaia rekonstruktsiia tvorcheskogo arkhiva: ekonomicheskie i pravovye aspekty. Opyt RGALI i Arkhiva russkoi emigratsii universiteta g. Lidsa” [“Electronic Reconstruction of the Creative Archive: Economic and Legal Aspects. The Experience of the RGALI and the Archive of Russian Emigration of the University of Leeds”]. Ob”edinennyi elektronnyi arkhiv Ivana Bunina. Elektronnaia tekstologiia. Elektronnyi resurs [Ivan Bunin’s United Electronic Archive. Electronic Textology. Electronic Resource]. Available at: http://www.bunin-rgali.ru/ index.php?view=textualism&t=text1 (Accessed 12 January 2023). (In Russ.) 9 Leonov, V.P. “Dal’nee chtenie kak strategiia tochnogo bibliografovedeniia” [“Distant Reading as a Strategy of Accurate Bibliography”]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, no. 10, 2019, pp. 56–67. (In Russ.) 10 Moretti, F. Dal’nee chtenie [Distant Reading], trans. from English by A. Vdovin, O. Sobchuk, A. Sheli, scientific ed. of trans. by I. Kushnarev. Moscow, The Gaidar Institute Publ., 2016. 352 p. (In Russ.) Текстология. Источниковедение. Публикации / Л.В. Хачатурян 11 Pilshchikov, I.A. Sem’ besed o filologii i Digital Humanities. Interv’iu i diskussii (2015– 2021) [Seven Conversations about Philology and Digital Humanities. Interviews and Discussions (2015–2021)]. Moscow, Moscow University Publ., 2022. 192 p. (In Russ.) 12 Spiridonova, L.A. Tekstologiia: teoriia i praktika [Textology: Theory and Practice]. Moscow, IWL RAS Publ., 2019. 256 p. (In Russ.) 13 Chernykh, A.V. “Fol’klornyi arkhiv. Permskii krai: issledovatel’skii i izdatel’skii proekt” [“Folklore Archive. Perm Krai: Research and Publishing Project”]. Slavianskaia traditsionnaia kul’tura i sovremennyi chelovek. Slovo. Vremia. Chelovek [Slavic Traditional Culture and Modern Man. Word. Time. Person], comp. V.E. Dobrovol’skaia, A.B. Ippolitova, T.M. Sannikova, A.V. Chernykh. St. Petersburg, Mamatov Publ., 2021, pp. 10–21. (In Russ.) 14 Cohen, Margaret. The Sentimental Education of the Novel. Princeton, Princeton University Press, 1999. 219 p. (In English)
15 Александр Сергеевич Пушкин. Электронное академическое издание. Тексты произведений. URL: https://pushkin-digital.ru (дата обращения: 30.03.2023).
18 Записные тетради Ф.М. Достоевского 1869–1872 гг. к роману ≪Бесы≫: дипломатическая транскрипция. СПб.: Наука, 2021. 581 с.
21 Методическая записка по архивному хранению и систематизации фольклорных материалов / отв. ред. проф. В.Я. Пропп. Вильнюс, 1964. 105 с.
28 Собрание П.Н. и С.П. Лукницких // РО ИРЛИ РАН. Ф. 754. Оп. 1.
30 ≪Стенограмма≫: Политика и литература. Цифровой архив литературных организаций 1920–1930 гг. URL: http://stenogramma.imli.ru (дата обращения: 30.03.2023).
31 Фундаментальная электронная библиотека. ≪Русская литература и фольклор≫. URL: http://feb-web.ru (дата обращения: 30.03.2023).
34 ISAD (G): Основной международный стандарт архивного описания: принят Комитетом по стандартам описания, Стокгольм, Швеция, 19–2 сентября 1999 г. / Междунар. совет архивов; гл. ред. пер.: Жабко Е.Д. 2-е изд. СПб.: Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, 2011. 247 с.