Скачать:

PDF

Для цитирования:

Кузьмина А.А. Представления о сотворении мира в эпическом фольклоре якутов // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 2. С. 248–263. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-248-263 

Автор: Кузьмина А.А.
Сведения об авторе:

Айталина Ахметовна Кузьмина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Петровского, д. 1, 677027 г. Якутск, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7051-9009

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Дата поступления: 11 мая 2020 г.
Дата публикации: 25 июня 2022 г.
Номер журнала: 2022 Том 7, №2
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 248–263
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-248-263 

EDN:

https://elibrary.ru/EMQMTY 

Индекс УДК: 398.2 + 398.5
Индекс ББК: 82.3
Ключевые слова: представления о сотворении мира, космогенез, космогония, картина мира, якутский эпический фольклор.

Аннотация:

Статья посвящена представлениям о сотворении мира в эпическом фольклоре якутов. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью этой темы в якутской фольклористике. Цель статьи состоит в выявлении и анализе традиционных представлений о сотворении мира на основе фольклорных материалов. Новизна исследования заключается в том, что данная тема впервые специально изучается с привлечением широкого круга материалов по мифологии и фольклору, проводится сопоставление с устной традицией других народов. В мифах, народных песнях и героическом эпосе якутов автором выявлены мотивы о сотворении мира, которые реализуются различными способами (расширение, добывание, изготовление, номинация) и показывают разновременные слои в традиционной картине мира народа саха: «Мир расширился из маленькой точки» («Расширяющаяся Вселенная»), «Ныряльщик вытаскивает землю из моря», «Земля и ее обитатели появились после высыхания первичного моря», «Мир создан богом», «Мир создан богом и дьяволом», «Мир создан тремя братьями-богами», «Вселенная разделена на три мира в результате конфликта трех создателей», «При сотворении Вселенной Средний мир разделился на восточную и западную Сибирь», «Небесные богатыри создают Средний мир». Обнаружены тесные связи с мировоззрением эвенков, эвенов, проживающих по соседству с якутами, а также алтайцев, монголоязычных народов.

Полный текст (HTML)

 

 

Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 248 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОТВОРЕНИИ МИРА В ЭПИЧЕСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ ЯКУТОВ © 2022 г. А.А. Кузьмина Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, Якутск, Россия Дата поступления статьи: 11 мая 2020 г. Дата одобрения рецензентами: 19 ноября 2021 г. Дата публикации: 25 июня 2022 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-248-263 Аннотация: Статья посвящена представлениям о сотворении мира в эпическом фольклоре якутов. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью этой темы в якутской фольклористике. Цель статьи состоит в выявлении и анализе традиционных представлений о сотворении мира на основе фольклорных материалов. Новизна исследования заключается в том, что данная тема впервые специально изучается с привлечением широкого круга материалов по мифологии и фольклору, проводится сопоставление с устной традицией других народов. В мифах, народных песнях и героическом эпосе якутов автором выявлены мотивы о сотворении мира, которые реализуются различными способами (расширение, добывание, изготовление, номинация) и показывают разновременные слои в традиционной картине мира народа саха: «Мир расширился из маленькой точки» («Расширяющаяся Вселенная»), «Ныряльщик вытаскивает землю из моря», «Земля и ее обитатели появились после высыхания первичного моря», «Мир создан богом», «Мир создан богом и дьяволом», «Мир создан тремя братьями-богами», «Вселенная разделена на три мира в результате конфликта трех создателей», «При сотворении Вселенной Средний мир разделился на восточную и западную Сибирь», «Небесные богатыри создают Средний мир». Обнаружены тесные связи с мировоззрением эвенков, эвенов, проживающих по соседству с якутами, а также алтайцев, монголоязычных народов. Ключевые слова: представления о сотворении мира, космогенез, космогония, картина мира, якутский эпический фольклор. Информация об авторе: Айталина Ахметовна Кузьмина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Петровского, д. 1, 677027 г. Якутск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7051-9009 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Для цитирования: Кузьмина А.А. Представления о сотворении мира в эпическом фольклоре якутов // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 2. С. 248–263. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-248-263 Научная статья / Research Article https://elibrary.ru/EMQMTY УДК 398.2 + 398.5 ББК 82.3 Фольклористика / А.А. Кузьмина 249 PERCEPTION OF THE CREATION MYTH IN YAKUT EPIC FOLKLORE © 2022. Aitalina A. Kuzmina The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia Received: May 11, 2020 Approved after reviewing: November 19, 2021 Date of publication: June 25, 2022 Abstract: The article is devoted to the ideas about the Creation myth in the Yakut epic folklore. This topic is little-known in Yakut folklore studies, which indicates the relevance if the research. The author of the article identifies and examines traditional ideas about the creation of the world, using the folklore recordings. The novelty of the research lies in the fact that it reveals this issue with involvement of a wide range of materials on mythology and folklore, and also presents a comparison with the oral tradition of other peoples, for the first time. The author identifies motifs about the creation of the world, which are implemented in various ways (expansion, extraction, production, nomination), and shows diachronous coats in the traditional worldview of the Sakha people in the Yakut myths, folk songs and the epic poems, such as “The world has expanded from a small point” (“Expanding Universe”), “A diver pulls the Earth out of the sea,” “The Earth and its inhabitants appeared after the drying up of the primary sea,” “The world was created by God,” “The world was created by God and the devil,” “The world created by three brother-gods,” “The Universe is divided into three worlds as a result of the conflict of three creators,” “At the creation of the Universe, the Middle World was divided into eastern and western Siberia,” “Heavenly heroes create the Middle World.” The author founds close connections with the worldview of the Evenks, the Evens living in the neighborhood with the Yakuts, as well as the Altai, Mongolspeaking peoples. Кeywords: perception of the Creation myth, cosmogenesis, cosmogony, picture of the world, Yakut epic folklore. Information about the author: Aitalina A. Kuzmina, PhD in Philology, Senior Researcher, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, Petrovsky 1, 677027 Yakutsk, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7051-9009 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. For citation: Kuzmina, A.A. “Perception of the Creation Myth in Yakut Epic Folklore.” Studia Litterarum, vol. 7, no. 2, 2022, pp. 248-263. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-248-263 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 7, no. 2, 2022 Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 250 Введение Тема сотворения мира (Вселенной, космоса, земли) характерна для мифо- логии и фольклора многих народов. В якутской мифологии эти сюжеты раз- работаны довольно слабо [12, с. 3]. Некоторые исследователи даже отмеча- ли полное отсутствие представлений о сотворении мира: «Якуты берут мир, т. е. землю, как нечто от века пребывающее, не интересуясь ее происхожде- нием, точно так же они не интересуются и происхождением человека» [15, с. 22–23]. Однако космогенез встречается в эпическом фольклоре якутов. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученно- стью традиционных представлений якутов о сотворении мира. Фольклор- ная картина мира якутского народа состоит из разных напластований, по- этому изучение космогонических представлений якутов позволит выявить как древние слои мировоззрения народа, так и современные его трансфор- мации. Кроме того, сопоставление якутских мотивов сотворения Вселенной с представлениями народов, проживающих по соседству с якутами или име- ющих родственные с ними корни, дает возможность определить типологи- ческую схожесть, выявить заимствования и взаимовлияния. Цель статьи состоит в выявлении и анализе представлений о сотво- рении мира в эпическом фольклоре якутов. Новизна работы заключается в том, что традиционные представления якутов о сотворении мира впервые проанализированы и систематизированы с привлечением широкого круга фольклорных материалов, сопоставлены с представлениями других наро- дов; также рассмотрена трансформация этих представлений в современных авторских текстах на основе олонхо. Материалы по эпическому фольклору якутов выступают ценными источниками из-за отсутствия ранних пись- Фольклористика / А.А. Кузьмина 251 менных памятников. Использованы опубликованные и неопубликованные (архивные) фольклорные записи, заметки этнографов и фольклористов. Тема сотворения мира в мифологических представлениях и фольклоре якутов Согласно мифологической и фольклорной картине мира якутов, Все- ленная (Аан ийэ дойду) состоит из трех миров: Верхнего (Үөһээ дойду), Сред- него (Орто дойду) и Нижнего (Аллараа дойду). Верхний мир населен богами айыы и частично племенем чудовищ-абаасы; в Среднем мире живет племя людей — айыы аймага; в Нижнем мире обитают только чудовища-абаасы [4; 6]. Эти три мира связывает священное дерево Аал Луук Мас, источающее живительную влагу, придающую отведавшим ее бодрость и новые силы. Рассмотрев мифологему сотворения мира в эпическом фольклоре, мы выявили следующие мотивы: «Мир расширился из маленькой точки», «Ныряльщик вытаскивает землю из моря», «Земля и ее обитатели появи- лись после высыхания первичного моря», «Мир создан богом», «Мир соз- дан богом и дьяволом», «Мир создан тремя братьями-богами», «Вселенная разделена на три мира в результате конфликта трех создателей». Содержание мотива «Мир расширился из маленькой точки» состоит в том, что первоначально земля и небо были малы по размеру, затем они вы- росли и расширились. Я.И. Линденау в книге «Описание народов Сибири» писал: «Мир, который они создали, состоял из неба, которое было как ма- ленькое кольцо, и земли, которая была похожа на Tellak (тэллэх — коврик. — А.К.), но только она была большая. Позже она еще значительно увеличилась. По мнению якутов, этот мир будет стоять еще два поколения, 200 лет, после чего он погибнет от огня. Останутся только двое детей — мальчик и девочка, а небо опять будет как кольцо, а земля как Tellak. Мир будет отдан этим детям и будет опять расширяться, как было раньше» [7, с. 45]. По предположению А.И. Гоголева, представление о четырехугольной земле было характерно для древних тюрков, которые в свою очередь могли перенять такую идею у древнего ираноязычного населения Центральной Азии [1, с. 95]. Мотив «Мир расширился из маленькой точки» часто встре- чается у соседних народов — эвенков и эвенов. Мотив «Ныряльщик вытаскивает землю со дна моря» распространен у многих народов мира, согласно которому мир вначале состоял из воды; Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 252 суша (земля) появляется, когда со дна первичного моря ныряльщик (пти- ца или чудовище) вытаскивает горстку земли. С развитием дуалистических представлений вместо птицы стали использовать бога или его антипода, иногда превращавщихся в птиц [5; 10, с. 70]. Для северо-западных якутов1 был характерен миф о вытаскивании гагарой в клюве со дна моря (океана) нескольких песчинок, из которых вы- росла земля. Точно такие же мифы встречаются у эвенов и эвенков [3; 24]. Иногда гагару посылал бог Айыы-тойон (Создатель-господин), который принимал участие в сотворении земли из вытащенного ила или песка [2, с. 191]. Образ гагары в якутской и тунгусской мифологии также играет роль шаманской птицы. Мотив «Земля и ее обитатели появились после высыхания первичного моря» встречается в мифологическом рассказе С.Г. Игнатьева «Происхож- дение Вселенной», записанном в 1938 г. [28, с. 293]. В отличие от других мифов, здесь не упоминается о боге-творце или о каких-либо антропоморфных персонажах, участвующих в создании мира. Как в олонхо, имеет- ся образ священного дерева Луук мас, которое ломается на куски во время пестрого вихря. Мотив «Мир создан богом» широко распространен в мифах многих народов мира. Так, указатель С. Томпсона начинается с мотива A0-A99 «Создатель» [17]. Однако этот мотив нечасто встречается у сибирских народов: «Вопрос о том, кто же создал Вселенную, кто был первотвор- цом этого мира и каково его могущество, для народов Сибири, как это ни удивительно, совершенно неактуален. Во многих этнических традициях о создателе, первотворце мира вообще ничего не говорится» [13, с. 10]. В якутских текстах образу создателя уделяется мало внимания, в основ- ном дается развернутое описание мира. В песне «Аан дойду айыллыбыт ырыата» («Песнь о создании изначальной страны») поется о том, что восьмикрайняя «изначальная мать-страна» была создана всевышним божеством Юрюнг Айыы (Белый Создатель), который сначала посове- щался с восемью небожителями, в том числе Джесегеем, Джылга-Хаа- ном, Одун-Биисом, Тюмэн-Биисом, Чынгыс-Хааном. В этой песне не говорится о том, как создавалась земля, что вначале появилось и т. д., 1 Северо-западные якуты — этнолокальная группа якутов-оленеводов, сложившаяся, по И.С. Гурвичу, в XVII–XIX вв. на северо-западе Якутии и Красноярском крае [2, с. 3]. Фольклористика / А.А. Кузьмина 253 т. е. мир создается в результате номинации, говорения бога-создателя [29, с. 25–26]. В следующей песне «Сир-халлаан үөскээбит ырыата» К.Г. Оросина («Песня о возникновении земли и неба») под влиянием православного хри- стианства, которое якуты приняли в XVIII–XIX вв., появились образы анге- лов, апостолов, пророков, которые сопровождают бога Юрюнг Аар Тойона (Белый Великий Господин), взявшего из щеки Сатаны землю, взвалившего ее на спину трем щукам, плавающим на «Ноевом потопе», и трижды бла- гословившего эту землю [29, с. 28–29]. Здесь верховное божество активно действует при создании земли, отбирая ее у Сатаны — представителя мира демонов. Также имеется мотив «Земля держится на трех рыбах» (опора зем- ли), только вместо китов, часто встречающихся в мифах, в этой песне пред- ставлены щуки. А тройное благословение выступает в роли завершающего ритуала при создании земли2. Следует отметить, что в этой песне встречает- ся несколько мотивов создания мира, которые выделены нами выше. Мотив «Мир создан богом и дьяволом» возник в результате дуалисти- ческого представления: он берет свое начало, с одной стороны, в исконно якутских традиционных верованиях, а с другой — в христианстве, принятом позднее. У северо-западных и вилюйских якутов бытовал мифологический рассказ о создании земли и людей в результате соревнования между богом Айыы-тойон (Создатель-господин) и дьяволом Аллараа-огонньор (букв. Старик из Нижнего мира): «Аллараа-огонньор нырнул в воду за землей, но достал только несколько крупинок, которые застряли под ногтями. Выны- рнув, он упал и потерял сознание. В это время Айыы-тойон похитил у него эти крупинки земли. И когда Аллараа-огонньор, очнувшись, вновь нырнул в воду, Айыы-тойон сотворил из них землю. Вновь поднявшись из воды с землей, зажатой в руке, Аллараа-огонньор убедился, что его опередили, и с досады бросил свою горсть земли на уже созданную землю. От этого обра- зовались горы» [2, с. 192]. Почти идентичный мифологический рассказ встречается и у якутов из центральной Якутии. Только добавляется, что бог создал затем чело- века и все на земле, а дьявол сотворил рыб и вредные, бесполезные вещи; «бог благословил воду и рыб, потому стало возможным человеку питаться 2 Для эвенкийской мифологии, имеющей многие общие черты с якутской устной тради- цией, характерно пение творца Хэвки при акте творения средней земли [3, с. 12]. Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 254 рыбой» [6, с. 14–15]. В записях А.Ф. Миддендорфа отмечается, что творец создал землю красивой, тогда спустился злой дух и хотел испортить и раз- рушить ее, топча ногами, царапая руками, однако вместо этого появились горы, реки и долины [9, с. 820]. Почти аналогичная легенда встречается у алтайцев-теленгитов [26, с. 118–119]. Данный мотив подчеркивает дуали- стический характер этих мифов, где показана борьба между добром и злом, светом и тьмой, полезным и вредным, космосом и хаосом, созидательным и разрушающим началом. Мотив «Мир создан тремя братьями-богами» представляет собой эволюционное развитие предыдущего мотива. Я.И. Линденау в XVIII в. за- писал миф о сотворении мира, где повествуется о том, что Аар Тойон (Ве- ликий Господин), Юрюнг Тойон (Белый Господин) и Сюгэ Тойон (Топор Господин) создали небо, землю, воду, человека, животных, а их брат-анти- под Аджарай Бёгё — метеоры: он хотел подчинить себе всю вселенную, за что его прокляли братья и отправили в Нижний мир, откуда он временами прорывается морозом, снегом и дождем [7, с. 44–45]. Мотив «Три мира (Верхний, Средний, Нижний) появились в результа- те конфликта жителей одного мира» характерен для легенды «Происхож- дение трех миров», записанной от С.Г. Игнатьева из Вилюйского района, где говорится о том, что в глубокой древности был Средний мир, в кото- ром жили предки людей, и они начали уничтожать друг друга, бичуя огнем; наступил момент, когда все живое могло сгореть, и часть жителей «стра- ны Айыы» поднялась в Верхний мир, часть спустилась в Нижний мир [28, с. 265–266]. Здесь речь идет прежде всего о заселении трех миров своими жителями. Интересно, что в предыдущем рассказе С.Г. Игнатьев повество- вал о том, что земля и ее обитатели появились после высыхания первичного моря, т. е. у одного и того же рассказчика обнаруживаем два мотива о со- творении мира. Второе повествование данного рассказчика представляется продолжением первого рассказа. Следовательно, по С.Г. Игнатьеву, земля (Средний мир) возникла после высыхания первичного моря, затем после «мирового пожара», войны между предками людей появляются Верхний и Нижний миры, когда как во многих мифологических рассказах роли твор- цов играют божества и хтонические существа. Фольклористика / А.А. Кузьмина 255 Сотворение мира в олонхо Якутское олонхо относится к архаическому типу эпоса и имеет глу- бокую мифологическую основу. В зачине представлен первоначальный пространственно-временной фон, описывается происхождение героя, его внешность, жилище. При этом эпический хронотоп олонхо почти соответ- ствует хронотопу монголоязычных эпосов, где дается описание «раннего времени», эпохи «расширяющейся вселенной», только что созданного мира как «райской земли» [11]. Следует отметить, что представления о первона- чальных образах мира и человека тесно связаны. М. Элиаде писал по этому поводу так: «Эмбриональное развитие будущего главы рода сопровождает- ся как будто бы повторением рождения космогонической системы, истории мира и истории племени» [16, с. 33]. В дальнейшем разворачивании сюжета олонхо «начало времен» эволюционирует в многослойное понятие «герои- ческого века» [14, с. 76]. Сотворение мира в олонхо реализуется разными способами, но они не так многочисленны, как в других жанрах фольклора. Для систематиза- ции и анализа за основу взяли исследование Е.М. Мелетинского о мотиве творения. Ученый определил мотив как «одноактный микросюжет, основой которого является действие», и выделил следующие виды мифологического мотива творения: номинация, порождение, испускание, изготовление, пре- вращение, перемещение, добывание [8, с. 118–119]. Мотив «Мир расширился из маленькой точки» («Расширяющаяся Вселенная») встречается во всех локальных (региональных) традициях якутского героического эпоса, чаще всего — в олонхо Вилюйского регио- на3. При этом не упоминается, чем является эта маленькая точка, однако из контекста можно выявить, что расширяются земля и небо, которые были размером с пятку серой белки (земля) и ухо лысого оленя (небо) [21; 22; 30]. Сравнение с частями тела этих животных может варьироваться в зависимо- 3 Особое место занимают современные авторские олонхо (авторские тексты на основе олонхо), в которых тема сотворения мира встречается очень редко и передается новыми способами. Так, в произведении «Богатырь Уол Туйгун» описывается, как земля вращается по орбите вокруг своей оси сутки, а в году — 365 суток, т. е. здесь уже очевидно влияние современной научной картины мира. Автор статьи была свидетелем устного исполнения авторского олонхо, где изображены астрономическая картина мира, появление Вселенной и галактики. Однако не все современные авторы меняют традиционное представление о сотворении мира. Так, С.С. Егоров, Ю.П. Борисов в своих авторских текстах используют традиционный мотив «Мир расширился из маленькой точки» [19; 20]. Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 256 сти от ареала бытования. В олонхо сказителей из некоторых районов цен- тральной Якутии рассказывается, что изначально земля имела маленький размер — не больше округлого дна берестяного сосуда чабычах или емкости из кожи для кумыса сири иһит [20, с. 166; 30], рысьей шкуры, шляпы [24]. Для северных олонхо характерно сопоставление с растянутой постелью [25], медвежьей шкурой и червонным тузом4. А.П. Решетникова считает, что в олонхо данный мотив встречается редко, «как реликт малосохранившихся в эпосе космогонических мифов» [14, с. 72]. Однако это относится к центральной эпической традиции, образ- цы текстов которой записаны и изданы в большем объеме, чем эпос пери- ферийных районов, до которых фольклористы в силу объективных причин не могли доехать, чтобы собрать материал. Мотив «Мир расширился из ма- ленькой точки» довольно часто встречается в вилюйской и северо-восточ- ной традициях олонхо. Данный мотив также присутствует в эвенкийском эпосе [14, с. 72–73]. А.П. Решетникова выдвинула гипотезу, что представление о расширяющих- ся земле и небе больше относится к эвенкийской мифологии [14, с. 73–74]. Однако якутско-эвенкийские фольклорные связи изучены недостаточно, и говорить о первичности или вторичности, о заимствовании какого-ли- бо явления преждевременно, пока можно только сделать предположение о взаимовлиянии указанных эпосов. В олонхо «Кыыс Дэбилийэ» Н.П. Бурнашева встречается мотив «При сотворении Вселенной Средний мир разделился на восточный и западный Си- биир», согласно которому в западном Сибиире находится прекрасная страна Унаарытта, где обитает Сарахана Кююкэнньик — младшая дочь владыки Нижнего мира Арсан Дуолая. Здесь нашло отражение то, что в традицион- ном мировоззрении якутов направления света имеют свою семантику: так, запад означает место заката солнца, обитания чудовищ-абаасы [23]. Иногда сотворение мира представлено в виде целой цепочки дей- ствий. Так, в олонхо М.Т. Шараборина-Кумаарап «Куллуйа Куллустуур»5 4 Никулин Г.Ф. Эрис халлаан уола Эр Соҕотох / записано А.А. Саввиным в 1940 г. в Абыйском районе // Рукописный фонд Архива Якутского научного центра Сибирского отлеления Российской академии наук. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 108. Л. 57. 5 Шараборин М.Т.–Кумаарап. Куллуйа Куллустуур / записано Егоровым, Сыллыровым в 1940 г. // Рукописный фонд Архива Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 48. Л. 279. Фольклористика / А.А. Кузьмина 257 мотив «Небесные богатыри создают Средний мир» состоит из следующих последовательных актов: – «Небесные богатыри извлекают драконовых рыб ханг луога моря», – «Небесные богатыри изготавливают опору Среднего мира из дра- коновых рыб», – «Небесные богатыри изготавливают землю из глины, песка и кам- ней», – «Небесные богатыри благословляют землю». Здесь сначала повествуется о том, как верховное божество Юрюнг Аар Тойон (Белый Великий Господин), живущий в Верхнем мире, сетуя на свою старость и близость смерти, решает создать Средний мир, чтобы там обитали люди. По его указанию девять лучших небесных богатырей отправляются к морю Арат и достают из него трех драконовых рыб ханг луога, из которых делают «потолок и столб» Среднего мира. Затем они изготавливают землю из глины, песка и камней и благословляют ее, т. е. процесс создания Среднего мира завершается произнесением сакрального слова. Небесные богатыри выступают представителями верховного бо- жества, которое в силу своей старости не может заниматься сотворением земли. В этом олонхо не повествуется, как были созданы Верхний и Ниж- ний миры. В олонхо К.В. Сивцева-Мурун «Сын земли Джиэрбэк Бэргэн» описа- но, как мир был создан богом: «В первую очередь Юрюнг Аар Тойон создал небо и звезды. В то время айыы и абаасы жили все вместе. А Средний мир Юрюнг Аар Тойон создал позднее. Он достал со дна моря одну табакерку земли и благословил землю. Приплыли две щуки и легли перед Юрюнг Аар Тойоном крест-накрест. Юрюнг Аар Тойон подул поверх рыб на зем- лю и начал топтать ее ногами. Земля стала расширяться и расширяться. На этой земле первыми людьми были Адаам Тойон, Иэбэ Хотун, Нуой Тойон и Буойум Тойон» [20, с. 185–186]. В данном тексте заметно влияние христианства. Здесь встречаются имена библейских персонажей Адама, Евы, Ноя. Однако в роли бога-твор- ца выступает традиционно якутский Юрюнг Аар Тойон. Сотворение мира осуществляется несколькими последовательными способами: изготовле- ние, добывание, благословение, расширение. В виде мотивов их можно представить следующим образом: «Бог создает небо и звезды», «Бог создает Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 258 Средний мир», «Бог достает землю со дна моря», «Бог благословляет зем- лю», «Земля расширяется». В олонхо сотворение мира в большинстве случаев упоминается при описании эпического времени. Информация о том, как именно мир был сотворен, кто в этом участвовал и т. д., не дается. Например: «В давние времена образовалась Сибиир-земля, со всех сторон окружают ее моря и горы» [20, с. 22], «В то время, когда начала образовываться матушка-земля, у стечения четырех морей жил да был богатырь по имени Мюгюлю Бёгё» [20, с. 53], «Давным-давно, когда только образовалась земля-матушка, жил богатырь по имени Бэриэт Мэргэн» [20, с. 171]. Встречается немало записей олонхо, где вообще не говорится о со- творении мира. Тем не менее и в этих текстах можно выявить представ- ления о сотворении мира. Так, в эпических формулах описания мира ино- гда встречаются пояснения, из чего состоит изначальная земля, например: «...с окружностью из моря-трясины, с подпоркой из белорыбицы, с опорой из рыбы кит, с застежкой из рыбы осетр, с колышком из рыбы ерш, с бал- ками из рыбы таймень, со столбами из рыбы сиг, с опорой из рыбы нерпа» [20, с. 319]. Здесь рыбы выполняют функцию опоры земли, т. е. подразуме- вается, что земля была добыта со дна мирового океана. Заключение Таким образом, представления о сотворении мира встречаются в ми- фах, народных песнях и героическом эпосе якутов, где отражены различные способы сотворения: расширение, добывание, изготовление, номинация. Мы полагаем, что эти способы также показывают разновременные слои в традиционном мировоззрении народа саха. Наиболее древним, на наш взгляд, является мотив «Мир расширился из маленькой точки» («Расши- ряющаяся Вселенная»), характерный и для эпоса соседних тунгусо-маньч- журских народов. Мотив добывания земли со дна моря ныряльщиком (пти- ца / бог / дьявол), встречающийся в мифологии многих народов мира, также относится к раннему слою представлений о сотворении мира. При этом установление рыб в качестве опоры земли, на наш взгляд, имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно связано с древними представлениями якутов, имеющими типологические сходства с тюрко-монгольскими, тун- гусо-маньчжурскими народами, с другой стороны, обусловлено влиянием Фольклористика / А.А. Кузьмина 259 православного христианства. Затем развивается идея о творце-боге, его по- мощниках и противниках. Сюжет об изготовлении Среднего мира органически связан с моти- вом добывания земли со дна моря. Два мифологических рассказа (моти- вы «Земля и ее обитатели появились после высыхания первичного моря», «Вселенная разделена на три мира в результате конфликта трех создате- лей»), записанные от С.Г Игнатьева, являются взаимосвязанными, допол- няющими друг друга повествованиями о сотворении мира. Благословение как сакральный акт творения также имеет место в эпическом нарративе якутов. Выявили, что в якутском героическом эпосе дается лишь упомина- ние о сотворении мира в составе эпической формулы времени. В период угасания эпосотворчества многие олонхосуты, в основном из центральных районов Якутии, вообще перестали уделять внимание этой теме, что застав- ляет нас думать о частичной демифологизации олонхо. Список литературы Исследования 1 Гоголев А.И. Основные сюжетные вариации в якутской мифологии // Язык — миф — культура народов Сибири: сб. науч. тр. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. С. 93–102. 2 Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М.: Наука, 1977. 248 с. 3 Дьяконова М.П. Миф в фольклоре эвенков и эвенов (цикл творения мира): авто- реф. дис. … канд. филол. наук. Махачкала, 2016. 17 с. 4 Емельянов Н.В. Якутские мифы и олонхо // Поэтика эпического повествования: сб. науч. тр. Якутск: Якутский научный центр СО РАН, 1993. С. 3–19. 5 Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. 250 с. 6 Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1979. 484 с. 7 Линденау Я.И. Описание народов Сибири / первая половина XVIII века / : Исто- рико-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983. 182 с. 8 Мелетинский Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема семиотического указателя мотивов и сюжетов // Текст и культура. Труды по знаковым системам. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1983. Т. XVI. С. 115–125. Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 260 9 Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. Коренные жители Сибири. СПб.: [б. и.], 1878. Ч. 2. Отдел 6. 252 с. 10 Напольских В.В. Миф о возникновении земли в прауральской космогонии: рекон- струкция, параллели, эволюция // Советская этнография. 1990. № 1. С. 65–74. 11 Неклюдов С.Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре мон- гольских народов // Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература: к 75-летию акад. Б.Л. Рифтина. М.: РГГУ, 2010. С. 185–198. 12 Новгородова Л.И. Тема творения в традиционной культуре якутов (семантика фольклорного и ритуального текста): автореф. дис. … канд. ист. наук. Якутск, 2000. 24 с. 13 Пушкарева Е.Т., Бурыкин А.А. Фольклор народов Севера (культурно-антропологи- ческие аспекты). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. 390 с. 14 Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск: Бичик, 2005. 408 с. 15 Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань: Типо-лит. Императорского ун-та, 1902. 200 с. 16 Элиаде М. Аспекты мифа / 4-е изд. М.: Академический Проект, 2010. 251 с. 17 Thompson S. Motif-index of folk-literature: a classification of narrative elements in folktales, ballads, myths, fables, medieval romances, exempla, fabliaux, jest-books, and local legends // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/thompson/index.htm (дата обращения: 15.03.2020). Источники 18 Борисов Ю.П. Баһырҕастаах аттаах Баабый Баатыр: олоҥхо [Баабый Баатыр с белоногим конем: олонхо]. Якутск: Сайдам, 2014. 80 с. (На якут. яз.) 19 Егоров С.С. Богатырь Кюн Тэгиэримэн. Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2017. 70 с. 20 Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 376 с. 21 Еремеев–Дэдэгэс С.И. Төбөт Мэник бухатыыр: олоҥхо [Богатырь Тёбёт Мэник: олонхо]. Якутск: Бичик, 2017. 176 с. (На якут. яз.) 22 Каратаев С.Н. Сүүлэлдьин Боотур [Сююлэлджин Боотур]. Якутск: Цумори пресс, 2011. 122 с. (На якут. яз.) 23 Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. Новосибирск: Наука, Сиб. издат. фирма, 1993. 330 с. 24 Оконешников И.Д. Тамаллаайы Бэргэн [Тамаллаайы Меткий]. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2012. 320 с. (На якут. яз.) 25 Томская Д.А. Хаан Илбистээн бухатыыр. Көмүс Мөкүлүкээн оҕонньор, Элгээн Иэйэхсит эмээхсин: олоҥхолор [Богатырь Хаан Илбистээн. Старик Золотой Мё- Фольклористика / А.А. Кузьмина кюлюкээн, старуха Элгээн Иэёэхсит: олонхо]. Якутск: Алаас, 2016. 128 с. (На якут. яз.) 26 Яданова К.В. Предания, легенды, былички теленгитов долины Эре-Чуй. Гор- но-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2013. 256 с. 27 Ядрихинский П.П. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс бухатыыр: Олоҥхо [Дева-бо- гатырка Джырыбына Джырылыатта: Олонхо]. Якутск: Кн. изд-во, 1981. 200 с. (На якут. яз.) 28 Якутские мифы = Caха өс-номохторо: [сборник]. Новосибирск: Наука, 2004. 450 с. 29 Якутские народные песни = Саха народнай ырыалара. Якутск: Якутское кн. изд- во, 1976. Ч. 1. 236 с. 30 Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох». Новосибирск: Наука, Сибир- ская издат. фирма РАН, 1996. 440 с. Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 262 References 1 Gogolev, A.I. “Osnovnye siuzhetnye variatsii v iakutskoi mifologii” [“The Main Plot Variations in Yakut Mythology”]. Iazyk — mif — kul’tura narodov Sibiri: sbornik nauchnykh trudov [Language — Myth — Culture of the Peoples of Siberia: Collection of Research Works]. Yakutsk, Yakut State University Publ., 1988, pp. 93–102. (In Russ.) 2 Gurvich, I.S. Kul’tura severnykh iakutov-olenevodov. K voprosu o pozdnikh etapakh formirovaniia iakutskogo naroda [The Culture of the Northern Yakut Reindeer Herders. To the Question of the Late Stages of the Yakut People Formation]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 248 p. (In Russ.) 3 D’iakonova, M.P. Mif v fol’klore evenkov i evenov (tsikl tvoreniia mira) [The Myth in Evenks and Evens’ Folklore (the Cycle of the Creation Myths): PhD Thesis, Summary]. Makhachkala, 2016. 17 p. (In Russ.) 4 Emel’ianov, N.V. “Iakutskie mify i olonkho” [“Yakut Myths and Olonkho”]. Poetika epicheskogo povestvovaniia: sbornik nauchnykh trudov [The Poetics of Epic Narrative: Collection of Research Works]. Yakutsk, Iakutskii nauchnyi tsentr SB RAS Publ., 1993, pp. 3–19. (In Russ.) 5 Kuznetsova, V.S. Dualisticheskie legendy o sotvorenii mira v vostochnoslavianskoi fol’klornoi traditsii [Dualistic Creation Myths in the East Slavic Folk Tradition]. Novosibirsk, SB RAS Publ., 1997. 250 p. (In Russ.) 6 Kulakovskii, A.E. Nauchnye trudy [Research Works]. Yakutsk, Iakutskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1979. 484 p. (In Russ.) 7 Lindenau, Ia.I. Opisanie narodov Sibiri / pervaia polovina XVIII veka / : Istorikoetnograficheskie materialy o narodakh Sibiri i Severo-Vostoka [Description of the Peoples of Siberia / First Half of the 18th Century / : Historical and Ethnographic Materials about the Peoples of Siberia and the North-East]. Magadan, Knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1983. 182 p. (In Russ.) 8 Meletinskii, E.M. “Semanticheskaia organizatsiia mifologicheskogo povestvovaniia i problema semioticheskogo ukazatelia motivov i siuzhetov” [“The Semantic Organization of Mythological Narrative and the Problem of the Semiotic Index of Motifs and Plots”]. Tekst i kul’tura. Trudy po znakovym sistemam [Text and Culture. Proceedings on Sign Systems], vol. XVI. Tartu, Tartu State University Publ., 1983, pp. 115–125. (In Russ.) 9 Middendorf, A.F. Puteshestvie na sever i vostok Sibiri. Sever i vostok Sibiri v estestvennoistoricheskom otnoshenii. Korennye zhiteli Sibiri [Travel to the North and East of Siberia. The North and East of Siberia in the Natural-Historical Relation. Indigenous People of Siberia], part. 2, dep. 6. St. Petersburg, [s. n.], 1878. 252 p. (In Russ.) 10 Napol’skikh, V.V. “Mif o vozniknovenii zemli v praural’skoi kosmogonii: rekonstruktsiia, paralleli, evoliutsiia” [“The Myth of the Origin of the Earth in the Praural Urals Cosmogony: Reconstruction, Parallels, Evolution”]. Sovetskaia etnografiia, no. 1, 1990, pp. 65–74. (In Russ.) Фольклористика / А.А. Кузьмина 11 Nekliudov, S.Iu. “Morfologiia i semantika epicheskogo zachina v fol’klore mongol’skikh narodov” [“Morphology and Semantics of the Epic Conception in the Folklore of the Mongolian Peoples”]. Kitai i okrestnosti: mifologiia, fol’klor, literatura: k 75-letiiu akademika B.L. Riftina [China and Surroundings: Mythology, Folklore, Literature: on the 75th Anniversary of Academition B.L. Riftin]. Moscow, RSUH Publ., 2010, pp. 185–198. (In Russ.) 12 Novgorodova, L.I. Tema tvoreniia v traditsionnoi kul’ture iakutov (semantika fol’klornogo i ritual’nogo teksta) [The Theme of Creation in the Yakut Traditional Culture (Semantics of Folklore and Ritual Text): PhD Thesis, Summary]. Yakutsk, 2000. 24 p. (In Russ.) 13 Pushkareva, E.T., Burykin, A.A. Fol’klor narodov Severa (kul’turno-antropologicheskie aspekty) [Folklore of the North Peoples (Cultural and Anthropological Aspects)]. St. Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 2011. 390 p. (In Russ.) 14 Reshetnikova, A.P. Fond siuzhetnykh motivov i muzyka olonkho v etnograficheskom kontekste [Fund of Plot Motifs and Olonkho Music in an Ethnographic Context]. Yakutsk, Bichik Publ., 2005. 408 p. (In Russ.) 15 Troshchanskii, V.F. Evoliutsiia chernoi very (shamanstva) u iakutov [The Evolution of the Black Faith (Shamanism) among the Yakuts]. Kazan’, Tipo-litografiia Imperatorskogo universiteta Publ., 1902. 200 p. (In Russ.) 16 Eliade, M. Aspekty mifa [Aspects of the Myth]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2010. 251 p. (In Russ.) 17 Thompson, S. “Motif-index of folk-literature: a classification of narrative elements in folktales, ballads, myths, fables, medieval romances, exempla, fabliaux, jest-books, and local legends.” Fol’klor i postfol’klor: struktura, tipologiia, semiotika [Folklore and Postfolklore: Structure, Typology, Semiotics]. Available at: https://www.ruthenia.ru/folklore/ thompson/index.htm (Accessed 15 March 2020). (In English)

Список литературы

Исследования

1 Гоголев А.И. Основные сюжетные вариации в якутской мифологии // Язык — миф — культура народов Сибири: сб. науч. тр. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. С. 93–102.

2 Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М.: Наука, 1977. 248 с.

3 Дьяконова М.П. Миф в фольклоре эвенков и эвенов (цикл творения мира): авто- реф. дис. … канд. филол. наук. Махачкала, 2016. 17 с.

4 Емельянов Н.В. Якутские мифы и олонхо // Поэтика эпического повествования: сб. науч. тр. Якутск: Якутский научный центр СО РАН, 1993. С. 3–19.

5 Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. 250 с.

6 Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1979. 484 с.

7 Линденау Я.И. Описание народов Сибири / первая половина XVIII века / : Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983. 182 с.

8 Мелетинский Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема семиотического указателя мотивов и сюжетов // Текст и культура. Труды по знаковым системам. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1983. Т. XVI. С. 115–125.

9 Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. Коренные жители Сибири. СПб.: [б. и.], 1878. Ч. 2. Отдел 6. 252 с.

10 Напольских В.В. Миф о возникновении земли в прауральской космогонии: реконструкция, параллели, эволюция // Советская этнография. 1990. № 1. С. 65–74.

11 Неклюдов С.Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов // Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература: к 75-летию акад. Б.Л. Рифтина. М.: РГГУ, 2010. С. 185–198.

12 Новгородова Л.И. Тема творения в традиционной культуре якутов (семантика фольклорного и ритуального текста): автореф. дис. … канд. ист. наук. Якутск, 2000. 24 с.

13 Пушкарева Е.Т., Бурыкин А.А. Фольклор народов Севера (культурно-антропологические аспекты). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. 390 с.

14 Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск: Бичик, 2005. 408 с.

15 Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань: Типо-лит. Императорского ун-та, 1902. 200 с.

16 Элиаде М. Аспекты мифа / 4-е изд. М.: Академический Проект, 2010. 251 с.

17 Thompson S. Motif-index of folk-literature: a classification of narrative elements in folktales, ballads, myths, fables, medieval romances, exempla, fabliaux, jest-books, and local legends // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/thompson/index.htm (дата обращения: 15.03.2020).

Источники

18 Борисов Ю.П. Баһырҕастаах аттаах Баабый Баатыр: олоҥхо [Баабый Баатыр с белоногим конем: олонхо]. Якутск: Сайдам, 2014. 80 с. (На якут. яз.)

19 Егоров С.С. Богатырь Кюн Тэгиэримэн. Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2017. 70 с.

20 Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 376 с.

21 Еремеев–Дэдэгэс С.И. Төбөт Мэник бухатыыр: олоҥхо [Богатырь Тёбёт Мэник: олонхо]. Якутск: Бичик, 2017. 176 с. (На якут. яз.)

22 Каратаев С.Н. Сүүлэлдьин Боотур [Сююлэлджин Боотур]. Якутск: Цумори пресс, 2011. 122 с. (На якут. яз.)

23 Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. Новосибирск: Наука, Сиб. издат. фирма, 1993. 330 с.

24 Оконешников И.Д. Тамаллаайы Бэргэн [Тамаллаайы Меткий]. Якутск: Медиа-холдинг ≪Якутия≫, 2012. 320 с. (На якут. яз.)

25 Томская Д.А. Хаан Илбистээн бухатыыр. Көмүс Мөкүлүкээн оҕонньор, Элгээн Иэйэхсит эмээхсин: олоҥхолор [Богатырь Хаан Илбистээн. Старик Золотой Мё- кюлюкээн, старуха Элгээн Иэёэхсит: олонхо]. Якутск: Алаас, 2016. 128 с. (На якут. яз.)

26 Яданова К.В. Предания, легенды, былички теленгитов долины Эре-Чуй. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2013. 256 с.

27 Ядрихинский П.П. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс бухатыыр: Олоҥхо [Дева-богатырка Джырыбына Джырылыатта: Олонхо]. Якутск: Кн. изд-во, 1981. 200 с. (На якут. яз.)

28 Якутские мифы = Caха өс-номохторо: [сборник]. Новосибирск: Наука, 2004. 450 с.

29 Якутские народные песни = Саха народнай ырыалара. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1976. Ч. 1. 236 с.

30 Якутский героический эпос. ≪Могучий Эр Соготох≫. Новосибирск: Наука, Сибирская издат. фирма РАН, 1996. 440 с.