Скачать:

PDF

Ключевые слова: традиционные константы, картина мира, самоидентификация, Аржан Адаров, репрезентация, историческая реконструкция, мифологизация.
Для цитирования:

Дедина М.С. Художественная картина мира в романах Аржана Адарова // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 4. С. 320–337.

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-4-320-337

Автор: М.С. Дедина
Сведения об авторе:

Маргарита Сергеевна Дедина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова; доцент, Горно-Алтайский государственный университет, ул. Социалистическая, д. 6, 649000 г. Горно-Алтайск, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6246-1721

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 06 июня 2020 г.
Дата публикации: 25 декабря 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №4
Рубрика: Литература народов России и Ближнего зарубежья
Страницы: 320-337
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-4-320-337

Индекс УДК: 821.512.151.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=62)

Аннотация

Художественная картина мира в романах А.О. Адарова представлена несколькими уровнями повествования. Во-первых, это реальное время, в котором происходят события; во-вторых, историческая реконструкция, презентованная через субъективное восприятие; и третье, ирреальное, переданное через видения и сновидения. Моделируемая реальность преломлена через судьбу конкретного человека, отдельно взятой личности, пережившей жернова политических репрессий. Внимание к таким категориям, как жизнь и смерть, любовь и судьба, честь и достоинство, позволяют говорить о вечных онтологических основах и важности самоидентификации в эпоху переоценки ценностей и мучительного поиска нравственных ориентиров. В миропонимании и мировосприятии, согласно концепции автора, решающую роль оказывают традиционные константы, которые нередко оказываются решающими для индивидуального выбора. Сакрализация пространства, присутствие в центре художественного мира (состоящего из бесконечной мозаики различных локальных территорий) определенного топоса, наделенного характерным набором символов-маркеров, поддерживает идею пространственной организованности как единого космического целого. Хронотопические границы моделируемого художественного мира условны, и сквозная тема смерти как перехода в другую реальность, объединяющая все романы автора, а также мотив «вечного возвращения», поддерживают идею размышлений о бессмертии души.

Список литературы

1 Авторские стратегии в литературном процессе Горного Алтая второй половины ХХ — начала ХXI вв. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 176 с.

2 Адаров А. Благословенный Алтай. Вечная любовь. Роман. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская тип., 2005. 192 с.

3 Адаров А. Синяя птица смерти. Роман. Горно-Алтайск: ГУ книжн. изд-во «Юч- Сӱмер — Белуха», 1993. 469 с.

4 Адаров А. Синяя птица смерти. Сердце, опаленное огнем. Романы. Горно-Алтайск: ГУ книжн. изд-во «Юч-Сӱмер — Белуха», 752 с.

5 Дедина М.С. Особенности миромоделирования в романах А. Адарова «Сердце, опаленное огнем» и «Благословенный Алтай. Вечная любовь» // Диалог культур: поэтика локального текста. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, С. 14–19.

6 Енчинов Э.В. Семейные ценности алтайцев: трансформация обычного права в современной культуре. Горно-Алтайск: ИП Высоцкая Г.Г., 226 с.

7 Ередеев А.Я. О романе «Синяя птица смерти» // Алтайдыҥ Чолмоны. 23 сентября. С. 4.

8 История алтайской литературы. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская тип., 2004. Кн. 1. 552 с.

9 История алтайской литературы. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская тип., Кн. 2: Литературные портреты. 390 с.

10 Миниханова Л.К., Фаткуллина Ф.Г. Художественная картина мира как особый способ отражения действительности // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 3 (I). С. 1627–1628.

11 Мусукаева А.Х. Северокавказский роман в диалоге с народной культурой // Литературная классика в диалоге культур. М.: ИМЛИ РАН, Вып. 3. С. 234–257.

12 Обрядность в традиционной культуре алтайцев. Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 704 с.

13 Рыбальченко Т.Л. Поиск картины мира в современной прозе // Картина мира: модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука». Томск: Изд-во ТГУ, С. 261–266.

14 Султанов К.К. Национальная самобытность и художественная ценность: к вопросу о взаимодополняемости этнокультурного дискурса и аксиологического подхода // Studia 2018. Т. 3, № 2. С. 230–251. https://doi.org/10.22455/2500- 4247-2018-3-2-230-251

15 Султанов К.К. Репрезентация прошлого как доминирующий фактор самоидентификации в литературе постсоветского периода // Studia 2016. Т. 1, № 1–2. С. 302–321. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2016-1-1-2-302-321

16 Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 464 с.

17 Янушкевич А.С. От картины мира к образу мира: история становления имагологического текста в русской словесной культуре // Имагология и компаративистика. 2014. № С. 5–16. DOI: https://doi.org/10.17223/24099554/2/1