Скачать:

PDF

Ключевые слова: Толгуров, образ, семантика, природа, колорит, доминанта, эмоциональный подтекст, сакральный центр, дерево-покровитель.
Для цитирования:

Кажарова И.А. Образно-смысловые доминанты повести З. Толгурова «Алые травы» // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 4. С. 300–319.

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-4-300-319

Автор: И.А. Кажарова
Сведения об авторе:

Инна Анатольевна Кажарова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр “Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук”», ул. Пушкина, д. 18, 360000 г. Нальчик, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7431-0840

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 22 марта 2020 г.
Дата публикации: 25 декабря 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №4
Рубрика: Литература народов России и Ближнего зарубежья
Страницы: 300-319
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-4-300-319

Индекс УДК: 821.35
Индекс ББК: 83.3(2=632.93)

Аннотация

Тематическая многомерность повести З. Толгурова «Алые травы» актуализирует проблему взаимодействия образных доминант, на пересечении которых вырастает философско-эстетическая структура, требующая интерпретации. Два значимых аспекта художественного мира вынесены в заглавие повести: «алые травы» — растительный образ и цветовая характеристика. В статье раскрываются составляющие обеих доминант. Они связаны друг с другом, но каждая из них также соотнесена с более широким контекстом, вне которого ее толкование невозможно: это природа и колорит. Первое анализируется через взаимосвязанные образы поляны, родника, сосны, березы. Важную роль играет эмоциональный подтекст развертывания эпизодов, в которых задействованы цветовые доминанты. Рассматриваются определяющие колорит повести алый, зеленый, черный и белый цвета. Ограниченное количество красок, задействованных автором, позволяет усилить смысловые акценты произведения, помогает читателю не только увидеть метафизическое измерение реалистического конфликта, но и не потерять из виду реалистическую достоверность, скрытую в широкой ассоциативности мифа и фольклора.

Список литературы

1 Балека Я. Синий — цвет жизни и смерти. Метафизика цвета. М.: Искусство– ХХІ век, 2008. 408 с.

2 Болатова (Атабиева) А.Д. Символы как средство выражения философской концепции писателя (на примере повести З. Толгурова «Алые травы») // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. № 6 (56). Ч. I. С. 207–213.

3 Болатова (Атабиева) А.Д., Гергокова Л.С. Специфика символических цветообозначений в фольклорных и художественных текстах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 9 (51). Ч. 2. C. 36–39.

4 Гулиева (Занукоева) Ф.Х. Карачаево-балкарская несказочная проза и ее традиции в балкарской литературе. Нальчик: Издат. отдел КБИГИ, 152 с.

5 Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев: Краткий очерк. Нальчик: Эльбрус, 1991. 256 с.

6 Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. М.: Высшая школа, 2004. 455 с.

7 Кирло Х. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории. М.: Центрполиграф, 525 с.

8 Кучукова З.А. Карачаево-балкарская вертикаль. Нальчик: Эльбрус, 304 с.

9 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: в 2 т. М.: Academia, Т. 2: 1968–1990. 688 с.

10 Сарбашева А.М. Трансформация фольклорных традиций в балкарской литературе. Нальчик: Принт Центр, 2019. 172 с.

11 Сарбашева А.М. Фольклорные мотивы в повести Зейтуна Толгурова «Алые травы» // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. № 2 (88). С. 83–88.

12 Толгуров З.Х. Алые травы. Повести. М.: Современник, 271 с.

13 Толгуров Т.З. Зейтун Толгуров // Очерки истории балкарской литературы / под ред. З.Х. Толгурова. Нальчик: Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., С. 692–707.

14 Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 639 с.