Скачать:

PDF

Ключевые слова: Диккенс, диалог, диалогизм, образность, сравнения, метафора, Бахтин, читатель, игра слов, ирония, шутка, автор, язык, дискурс, заимствование.
Для цитирования:

Шевченко Е.А. Функция образного языка в романном диалоге Ч. Диккенса с читателем // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 4. С. 166–181.

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-4-166-181

Автор: Е.А. Шевченко
Сведения об авторе:

Елизавета Александровна Шевченко — аспирант, преподаватель, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Миусская пл., д. 6, 125993 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5798-3605

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 06 апреля 2020 г.
Дата публикации: 25 декабря 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №4
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 166-181
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-4-166-181

Индекс УДК: 821.111.0
Индекс ББК: 83.3(4Вел)52

Аннотация

В статье рассматриваются закономерности функционирования образного языка Ч. Диккенса в свете уточненного представления о природе его диалогизма. Диалогизм Диккенса, отмеченный М.М. Бахтиным и проявляющийся в двухголосии и социально-идеологическом разноречии, находит продолжение в диалоге как отношениях между автором и читателем, возникающих посредством текста. Второй вариант диалога вбирает в себя первый. Влияние потребности в интенсивном контакте с читателем на все стороны творчества Диккенса, в том числе сам дискурс, ранее рассматривалось. В настоящем исследовании предпринимается попытка совместить два подхода, проследив взаимосвязь и процесс перехода между диалогом, возникающим вокруг материала в ходе взаимоориентации голосов, и диалогом автора-читателя, направлявшим все творчество Диккенса в сторону экстенсивной диалогичности. Как показывает анализ, образные выражения выполняют две функции: одновременно служат усилению многоголосия романов и обнаруживают авторскую интенцию, создавая общее пространство коммуникации автора и аудитории, призывая читателя в эмоциональные соучастники процесса. Образность, интонационно- эмоциональная выразительность речи Диккенса способствует углублению и умножению форм диалога.

Список литературы

1 Бахтин М.М. Слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. 502 с.

2 Венедиктова Т.Д. Литература как опыт. «Буржуазный читатель» как культурный герой. М.: Новое литературное обозрение, 280 с.

3 Диккенс Ч. Собр. соч.: в 30 т. / под ред. А.А. Аникста и В.В. Ивашевой. М.: Гослит- издат, 1957–1963.

4 Урнов М. Предметность в стиле (Диккенс) // Типология стилевого развития Нового времени: Классический стиль: Соотношение гармонии и дисгармонии в стиле. М.: Наука, 1976. С. 473–493.

5 Arnold Poems. London: Longman. Brown, Green, and Longmans, 1853. xxxvi, 248 p.

6 Cohen Metaphor and the Cultivation of Intimacy // Critical Inquiry. 1978. Vol. 5, no 1. P. 3–12.

7 Cooper E. Metaphor. Aristotelian Society Series. Oxford: Basil Blackwell, 1986. 282 p.

8 Dames Theories of the novel // The Cambridge History of Literary Criticism. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. Vol. VI: The Nineteenth Century, 1830–1914. Ed. by M.A.R. Habib. P. 506–523.

9 Dickens Dealings with the Firm of Dombey and Son, Wholesale, Retail, and for Exportation. London: Bradbury and Evans, 1848. xvi, 624 p.

10 Dickens Hard Times. For These Times. London: Bradbury & Evans, 1854. viii, 352 p.

11 Eliot The Business of Victorian publishing // The Cambridge Companion to the Victorian Novel. Second edition. Ed. by D. David. New York: Cambridge University Press, 2012. P. 36–61.

12 Flint The Victorian Novel and Its Readers // The Cambridge Companion to the Victorian Novel. Second edition. Ed. by D. David. New York: Cambridge University Press, 2012. P. 13–35.

13 Forster The Life of Charles Dickens. 1872–74. 2 vols. Everyman Library edition. London: Dent, 1966.

14 Harris V. Bakhtinian Double Voicing in Dickens and Eliot // ELH. 1990. Vol. 57, no 2. P. 445–458.

15 Lewes H. Principles of Success in Literature. Boston: Allyn and Bacon and Chicago, 1891. 163 p.

16 Menke R. Telegraphic Realism. Victorian Fiction and Other Information Systems. Stanford (CA): Stanford University Press, viii, 321 p.

17 Slater Charles Dickens. New Haven and London: Yale University Press, 2009. 696 p.