Аннотация
Автор статьи ставит цель пересмотреть традиционные подходы к определению классицизма как внутренне подвижной и неоднородной знаково-смысловой системы. Французский театр XVII в. (здесь на примере трагедийного жанра как доминирующего) определяется в двух ракурсах: социально-политический феномен и авторскими усилиями функционирующая и трансформирующаяся система. Подвижность драматургической практики прослеживается через парадигму взаимосвязи «власти» и «автора». При этом власть рассматривается как в узком смысле (политическом), так и в широком (всякое понуждающее давление, проявляемое на уровне текста), в соответствии с этим автор понимается как пишущий, последовательно вырабатывающий собственные принципы драматического письма, проявляющий себя в тексте через фигуры отдельных персонажей и драматическую структуру в целом. С целью отчетливее показать согласие Корнеля как драматурга с преобладающими тенденциями укрепления сверхсмысла и одновременно его страхующее дистанцирование от него, в статье разбирается принцип построения риторической структуры трагедии «Гораций», в частности, сближение и отталкивание двух дискурсивных позиций — Горация и Сабины.
Список литературы
1 Ферро М. История Франции. М.: Весь мир, 832 с.
2 Чеснокова Т.Г. Поэтика «римской доблести» в трагедии Корнеля «Гораций» // Arbor mundi. 2009. № 15. С. 9–27.
3 Aubignac, François Hédelin, abbé d ’. La Pratique du théâ P.: Champion, 2001. 768 p.
4 Barthes R. Leç P.: Le Seuil, 1978. 54 p.
5 Bury E. De quel «âge classique» est-il encore question dans les études dix-septiémistes en France? // Cahiers de l’Association international des études franç 2008. № 60. P. 27–42.
6 Chapelain Opuscules critiques. Genève: Librairie Droz S.A., 2007. 496 p.
7 Corneille Œuvres choisies. P.: Hachette Livre - BNF, 2018. 348 p.
8 Coute La rhétorique au XVII siècle: un règne contesté // Modèles linguistiques. 2008. № 58. P. 111–130.
9 Forestier Essai de génétique théâtrale: Corneille à l`Œuvre. Genève: Droz, 2004. 396 p.
10 Foucault Le sujet et le pouvoir // Foucault M. Dits et écrits (1954–1988). P.: Gallimard, 1994. T. IV. P. 222–243.
11 Norman F. Historiciser le sublime, ou le classicisme entre modernité et antiquité // Revue d`histoire littéraire de la France. 2007. № 2. P. 347–357.
12 Saminadayar-Perrin Rhétorique et pouvoir au miroir du récit // Écritures du pouvoir et pouvoirs de la littérature. Montpellier: PULM. 2001. P. 281–298.