Аннотация
В противовес пассеистическим и неомифологическим тенденциям изображения «усадебной культуры» в Серебряном веке, в ряде произведений этой эпохи просматривается и другая линия — эстетической, цивилизационной и социально-психологической критики. Последняя восходит еще к крепостническому времени (А.И. Герцен, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой и др.). Эстетическая критика вытекает из главной тенденции русской культуры начала XX в. — панэстетизма. В трактовке ряда авторов ставится под сомнение или отвергается идеализация Золотого века «усадебной культуры», который в веке Серебряном претендовал на роль «национального идеала». Так возникает полемический образ «незолотой старины» в произведениях И.Ф. Анненского, Андрея Белого, Н.С. Гумилева, Г.И. Чулкова, А.Н. Толстого и др. Кроме того, в структуру «усадебного топоса» входит и цивилизационная критика «усадебной культуры» как органической части русского национально-патриархального мира, нередко отмеченного невежеством и грубостью нравов (А.И. Эртель, А.П. Чехов, И.С. Шмелев и др.). Подробно указанные негативные коннотации «усадебного топоса» рассмотрены на примере повести А.Н. Толстого «Мишука Налымов (Заволжье)».
Список литературы
1 Ахматова А.А. Ты знаешь, я томлюсь в неволе… // Ахматова А.А. Собр. соч.: в 6 т. М.: Эллис Лак, 1998. Т. 1. С. 143.
2 Белинский В.Г. Ничто о ничем, или Отчет г. издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы // Белинский В.Г. Полн. соб. соч.: в 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 2. С. 7–50.
3 Блок А.А. Русь // Блок А.А. Полн. собр. соч.: в 20 т. М.: Наука, 1997. Т. 2. С. 79–80.
4 Богомолов Н.А. Оккультные мотивы в творчестве Гумилева // Н. Гумилев и русский Парнас: Материалы науч. конф., 17–19 сент. 1991 г. СПб.: Музей А. Ахматовой, 1992. С. 47–50.
5 Богданова О.А. Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.: топика, динамика, мифология / отв. ред. Е.Е. Дмитриева. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 288 с. (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 1).
6 Богданова О.А. Рассказ А.Н. Толстого «Утоли моя печали» в контексте русской культуры // Алексей Толстой: диалоги со временем. М.: Литературный музей, 2017. С. 9–19.
7 Горький М. Письмо слушателям школы в Болонье от 10 (23) – 11 (24) ноября 1910 г. // Горький М. Полн. собр. соч. Письма: в 24 т. М.: Наука, 2001. Т. 8. С. 186–187.
8 Гумилев Н.С. Соч.: в 3 т. М.: Худож. лит., 1991. Т. 1. 589 с.
9 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1991. Т. 4. 683 с.
10 Дмитриева Е.Е. Русская усадьба: семантика, топос и хронос // Имагология и компаративистика. 2019. № 11. С. 140–173.
11 Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. 2-е изд. М.: ОГИ, 2008. 528 с.
12 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1975. Т. 13. 456 с.
13 Кузнецова Е.В. Поэтосфера. URL: http://litusadba.imli.ru/sites/default/files/1_ redkuznecova-poetosfera_opredelenie_0.pdf (дата обращения: 29.01.2020).
14 Минц З.Г. Об эволюции русского символизма: К постановке вопроса. Тезисы // Минц З.Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: в 3-х кн. СПб.: Искусство–СПб, 2004. Кн. 3: Поэтика русского символизма. С. 175–189.
15 Нащокина М.В. Русская усадьба Серебряного века. М.: Улей, 2007. 432 с.
16 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. / сост., ред., вступит. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1996. Т. 1. 829 с.
17 Соколов М.Н. Принцип рая: Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 703 с.
18 Толстой А.Н. Собр. соч.: в 10 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 1. 628 с.