Скачать:

PDF

Ключевые слова: Фрэнк О’Хара, В.В. Маяковский, кружковость, русский авангард, французский авангард, Нью-Йоркская школа, абстрактный экспрессионизм.
Для цитирования:

Вроон Р. Владимир Маяковский и Фрэнк О’Хара: новый взгляд // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 3. С. 144–185.

DOI: https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-3-144-185

Автор: Р. Вроон
Сведения об авторе:

Рональд Вроон — PhD, профессор и заведующий кафедрой славянских, восточноевропейских и евразийских языков и культур Университета Калифорнии, Лос-Анджелес, 322 Kaplan Hall, UCLA, Los Angeles, CA 90095, США.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 17 февраля 2020 г.
Дата публикации: 25 сентября 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №3
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 144-185
DOI: https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-3-144-185
Индекс УДК: 821.161.1.0 + 821.111(73).0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6 + 83.3(7Сое)6

Аннотация

«Нью-Йоркской школой» называют группу поэтов и художников — абстрактных экспрессионистов, работавших в Нью-Йорке в течение двух послевоенных десятилетий. Они образовали кружок, которые исследователи называют «последним американским авангардом». Одним из самых известных участников этого кружка был поэт Фрэнк О’Хара (1926–1966). Как и другие участники Нью-Йоркской поэтической школы, он испытал значительное воздействие французских и русских авангардных течений начала XX в. О’Хару особенно привлекало творчество В. Маяковского, которого он нередко упоминает и цитирует в своих произведениях. Автор настоящей статьи ставит перед собой троякую цель: выяснить, что именно привлекало О’Хару в произведениях русского поэта, выявить источники, по которым он с ними знакомился, и документировать траекторию упоминаний Маяковского и реминисценций из его поэзии в произведениях О’Хары, позволяющую установить точки притяжения и отталкивания между авангардной эстетикой американского поэта и его русского предшественника.

Список литературы

1 Вознесенский А. Тридцать отступлений из поэмы «Треугольная груша» // Знамя. 1962. № 4. С. 60–80.

2 Крусанов А.В. Русский авангард 1907–1932. Исторический обзор. М.: Новое литературное обозрение, 2003–2010. Т. 1. 771 с.; Т. 2, кн. 1. 806 с.; Т. 2, кн. 2. 607 с.

3 Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: ГИХЛ, 1955–1961. Т. 1. 464 с.; Т. 2. 520 с.; Т. 12. 716 с.

4 Пастернак Б. Собр. соч.: в 5 т. М.: Худож. лит., 1991. Т. 4: Повести. Статьи. Очерки. 910 с.

5 Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. 479 c.

6 Харджиев Н.И. Маяковский и живопись // Маяковский. Материалы и исследования / под ред. В.О. Перцова и М.И. Серебрянского. М.: ГИХЛ, 1940. С. 337–400.

7 Шершеневич В. Зеленая улица. Статьи и заметки об искусстве. M.: Плеяды, 1916. 139 с.

8 Allen D. (ed.). The New American Poetry, 1945–1960. New York: Grove Press, 1960. 454 p.

9 Ashbery J. Introduction // The Collected Poems of Frank O’Hara / ed. by D. Allen. New York: Alfred A. Knopf, 1971. P. vii–xi.

10 Bowers N. The City Limits: Frank O’Hara’s Poetry // Frank O’Hara: To Be True to a City / ed. by J. Elledge. Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1990. P. 321–333.

11 Deutsch B., Yarmolinsky A. (eds., transl.). Russian Poetry: An Anthology. London: Martin Lawrence Ltd., 1927. 254 p.

12 Diggory T. Encyclopedia of the New York School Poets. New York: Infobase Publishing, 2009. xiii+560 p. 13 Diggory T., Miller S.P. (eds.). The Scene of My Selves: New Work on New York School Poets. Orono, Maine: The National Poetry Foundation, 2001. 417 p.

14 Elledge J. (ed.). Frank O’Hara: To Be True to a City. Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1990. xii+399 p.

15 Epstein A. Beautiful Enemies: Friendship and Postwar American Poetry. Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 2006. xvi+359 p.

16 Feldman A. Frank O’Hara. Boston: Twayne Publ., 1979. 172 p.

17 Ginsberg A. [Undated interview]. URL: <https://allenginsberg.org/2013/02/ spontaneous-poetics-32-reading-list-3-mayakovsky-and-kenneth-koch/> (дата обращения: 18.05.2019).

18 Gooch B. City Poet: The Life and Times of Frank O’Hara. New York: Alfred A. Knopf, 1993. xiv+532 p.

19 Goodman P. Advance-Guard Writing, 1900–1950 // The Kenyon Review. 1951. Vol. 13, № 3 (Summer). P. 357–380.

20 Gray T. Urban Pastoral: Natural Currents in the New York School. Iowa City: University of Iowa Press, 2010. xi+252 p.

21 Johnson K. A Question Mark Above the Sun: Documents on the Mystery Surrounding a Famous Poem “By” Frank O’Hara. Buffalo, New York: Starcherone Books, 2012. 240 p.

22 Jones T. Poetic Language: Theory and Practice from the Renaissance to the Present. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2012. vii+207 p.

23 Koch K. Poetry Chronicles // Partisan Review. 1961. Vol. 28, № 1 (January–February). P. 130–136.

24 Koch K. All the Imagination Can Hold // Frank O’Hara: To Be True to a City / ed. by J. Elledge. Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1990. P. 31–37.

25 Koch K., Farrell K. (eds.). Sleeping on the Wing: An Anthology of Modern Poetry with Essays on Reading and Writing. New York: Vintage, 1982. xvii+313 p.

26 Laxton S. Surrealism at Play. Durham; London: Duke Univ. Press, 2019. xvi+363 p.

27 Lehman D. The Last Avant-garde: The Making of the New York School of Poets. New York: Doubleday, 1998. 433 p.

28 LeSueur J. Digressions on Some Poems by Frank O’Hara: A Memoir. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2003. xxvii+305 p.

29 Lindsay J. (ed., transl.). Russian Poetry, 1917–1955. London: The Bodley Head, 1957. 156 p.

30 Magee M. Tribes of New York: Frank O’Hara, Baraka, and the Poetics of the Five Spot // Contemporary Literature. 2001. Vol. 42, № 4 (Winter). P. 694–726.

31 Markov V. Russian Futurism: A History. Berkeley; Los Angeles: Univ. of California Press, 1968. xi+467 p.

32 Mayakovsky V. Mayakovsky and His Poetry / comp. by H. Marshall. London: The Pilot Press, 1945. iv+157 p.

33 Mayakovsky V. The Bedbug and Selected Poetry / ed. by P. Blake. New York, Meridian Books, Inc., 1960. 317 p.

34 Mayakovsky V. Selected Poetry / ed. by D. Rottenberg. Moscow: Foreign Language Publ. House, 1960. 132 p.

35 Nordau M. Entartung. Berlin: Verlag von Carl Duncker, 1892. Bd. 1. 428 S.

36 O’Brien G. Bardic Deadlines: Reviewing Poetry, 1984–95. Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1998. viii+131 p.

37 O’Hara F. The Collected Poems of Frank O’Hara / ed. by D. Allen. New York: Alfred A. Knopf, 1971. xxix+586 p.

38 O’Hara F. Standing Still and Walking in New York / ed. by D. Allen. Bolinas, CA: Grey Fox Press, 1975. vii+184 p.

39 O’Hara F. Early Writing / ed. by D. Allen. Bolinas, CA: Gray Fox Press, 1977. 163 p.

40 O’Hara F. Poems Retrieved / ed. by D. Allen. Bolinas, CA: Grey Fox Press, 1977. xvi+242 p.

41 Pasternak B. The Collected Prose Works / arranged with an introduction by S. Schimanski. London: Lindsay Drummond Ltd., 1945. 213 p.

42 Pasternak B. Selected Writings. Norfolk, CT: New Directions, 1949. 288 p.

43 Perloff M. Frank O’Hara: Poet Among Painters. 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press, 1998. xxxv+234 p.

44 Perloff M. Over the Last Limit: Resurrecting Vladimir Mayakovsky // Boston Review. 2008. Vol. 33, № 4. P. 45–47.

45 Pollak N. Pasternak and the Poets of the New York School // Новое о Пастернаках: Материалы Пастернаковской конференции 2015 г. в Стэнфорде / под ред. Л. Флейшмана. М.: Азбуковник, 2017. С. 581–591.

46 Reavey G., Slonim M. (eds.). Soviet Literature: An Anthology. London: Wishart & Co., 1933. 426 p.; New York: Covici, Friede, Inc., 1934. 430 p.

47 Roberts L. Barry MacSweeney and the Politics of Post-War British Poetry: Seditious Things. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2017. xii+241 p.

48 Schmidt P. Frank’s Russia // Homage to Frank O’Hara / ed. by B. Berkson and J. LeSueur. Berkeley: Creative Art Book Company, 1980. P. 194–195.

49 Schuyler J. Poet and Painter Overture // The New American Poetry / ed. by D. Allen. New York, Grove Press, 1960. P. 418–419.

50 Shattuck R. The Banquet Years: The Origins of the Avant-garde in France. Revised ed. New York: Vintage Books, 1968. xiv+397 p.

51 Shaw L. Frank O’Hara: The Poetics of Coterie. Iowa City: Univ. of Iowa Press, 2006. x+332 p.

52 Silverberg M. The New York School Poets and the Neo-Avant-Garde: Between Radical Art and Radical Chic. Burlington, VT: Ashgate, 2010. 296 p.

53 Silverberg M. (ed.). New York School Collaborations: The Color of Vowels. New York: Palgrave Macmillan, 2013. vi+268 p.

54 Smith H. Hyperscapes in the Poetry of Frank O’Hara. Liverpool: Liverpool Univ. Press, 2000. ix+230 p.

55 Stahlberger L. Scene, City and Nature // The Symbolic System of Majakovskij. The Hague: Mouton, 1964. P. 44–63.

56 Stein K. Everything the Opposite: A Literary Basis for the Anti-Literary in Frank O’Hara’s Lunch Poems // Frank O’Hara: To Be True to a City / ed. by J. Elledge. Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1990. P. 358–379.

57 Voznesensky A. Negro Voice & Bongos / tr. by A. Hollo // Evergreen Review. 1963. Vol. 7, № 28 (Jan.–Feb.). P. 46–47.

58 Yarmolinsky A. (ed.). A Treasury of Russian Verse. New York: The Macmillan Co., 1949. xix+314 p.