Аннотация
В статье рассматривается значение концепта «традиция» как фактора самоопределения национальной литературы в его соотнесенности с modernity. Проблема имплицитной комплементарности традиции и современности, повторяемости и обновления относится к числу важнейших констант социокультурной самоорганизации общества и культуры. Предложенная динамическая модель ориентирована на холистический подход: субстанциональная значимость традиции концептуально связана с ее процессуальностью и предрасположенностью к творческой пролонгации. Экзистенциальный смысл традиции как формы непрерывной коллективной памяти с наибольшей выразительностью проявляется в его литературно- художественной реконструкции. На материале прозы В. Распутина и Ф. Искандера, представляющих различные культурные традиции, прослеживается напряженная взаимообусловленность дихотомий «старое — новое», «преемственность — разрыв». В рамках художественной актуализации взаимодополняемости константного и изменчивого традиция предстает как органическая предпосылка национальной модели модернизации.
Список литературы
1 Агамбен Д. Что современно? / под ред. диакона Августина Соколовски; пер. с итал. University of Fribourg in Switzerland. К.: Дух i Лiтера, 2012. 78 с.
2 Аполлонов И., Тарба И. Проблема оснований этнокультурной идентичности в контексте глобализации // Вопросы философии. 2017. № 8. URL: http://vphil.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=1732&Itemid=52 (дата обращения: 27.12.2019).
3 Бадью А. Коммунизм приезжего: афинская лекция // Гефтер.ру. 2014. 25 января. URL: http://gefter.ru/archive/11873 (дата обращения: 24.11.2019).
4 Бахтин М.М. Собр. соч.: в 6 т. М.: Русские словари: Языки славянских культур, 1997. Т. 5. 732 с.
5 Гидденс Э. Назад в будущее. Как видят будущее зарубежные коллеги-гуманитарии? // Гефтер.ру. 2013. 26 апреля. URL: http://gefter.ru/archive/8520 (дата обра- щения: 19.01.2020).
6 Гидденс Э. Последствия современности. М.: Праксис, 2011. 343 с.
7 Гоголь Н.В. Ал-Мамун. Историческая характеристика // Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 6 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1950. Т. 6. С. 60–67.
8 Годенко Н. Архаические конструкты в рассказе В. Распутина «Уроки французского» // Вопросы литературы. 2019. № 1. С. 44–51.
9 Гринфельд Л. Национализм и сознание // Гефтер.ру. 2013. 8 июля. URL: http:// gefter.ru/archive/9349 (дата обращения: 15.01.2020).
10 Джеймисон Ф. Модернизм как идеология // Неприкосновенный запас. 2014. № 6. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2014/6/modernizm-kak-ideologiya. html (дата обращения: 23.01.2020).
11 Искандер Ф. Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи. Екатеринбург: У-Фактория, 1999. 699 с.
12 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 420 с.
13 Липовецкий М. «Знаменитое чегемское лукавство». Странная идиллия Фази- ля Искандера // Континент. 2011. № 150. URL: https://magazines.gorky.media/ continent/2011/150/znamenitoe-chegemskoe-lukavstvo.html (дата обращения: 23.01.2020).
14 Луман Н. Риск и опасность // Отечественные записки. 2013. № 2. URL: http:// www.strana-oz.ru/2013/2/risk-i-opasnost (дата обращения: 21.01.2020).
15 Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-Логос. Общество и сферы смыслов. М.: Прогресс, 1991. Вып. 1. С. 194–218.
16 Малахов В. Изобретение традиции как мем и как черта социокультурной реальности: Эрик Хобсбаум и его соавторы в постсоветском контексте // Неприкосновенный запас. 2018. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2018/3/ izobretenie-tradiczii-kak-mem-i-kak-cherta-socziokulturnoj-realnosti.html (дата обращения: 03.09.2019).
17 Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени. М.: РАО Говорящая книга, 2010. 743 с. \18 Мусаясул Х.-Б. Страна последних рыцарей: Повесть о мире Кавказских гор. С акварелями и рисунками автора. Махачкала: Юпитер, 1999. 305 с.
19 Подорога В.А. Дерево мертвых: Варлам Шаламов и время ГУЛАГа. Опыт отрица- тельной антропологии // Новое литературное обозрение. 2013. № 120. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2013/2/derevo-mertvyh-varlam-shalamovi- vremya-gulaga.html (дата обращения: 23.12.2019).
20 Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1041 с.20 Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1041 с.
21 Ренан Э. Что такое нация? // Ренан Э. Собр. соч.: в 12 т. Киев: Изд-е Б.К. Фукса, 1902. Т. 6. С. 87–101.
22 Свасьян К. Человек в лабиринте идентичностей. М.: Evidentis, 2009. 187 с.
23 Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира: в 2 т. М.: Дрофа. 2008. Т. 1. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Mifologia/889.php (дата обращения: 19.11.2019).
24 Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль, 2004. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hatt/index.php (дата обращения: 06.09.2019). 2
5 Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник. Избранное. М.: Сов. писатель, 1991. 684 с.
26 Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Издат. дом «П.Э.Т.» при участии изд-ва «Алетейя», 1996. 155 с.
27 Эйзенштадт Ш. Срывы модернизации // Неприкосновенный запас. 2010. № 6. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2010/6/sryvy-modernizaczii.html (дата обращения: 22.12.2019).
28 Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 169–177.