Скачать:

PDF

Ключевые слова: литература о путешествиях, средневековые паломничества, дневники паломничества, жанр mirabilia, Никколо да Поджибонси «Заморская книга».
Для цитирования:

Топорова А.В. «Свое» и «чужое» в итальянских описаниях паломничеств в Святую землю (XIV–XV вв.) // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 88–101.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-88-101

Автор: А.В. Топорова
Сведения об авторе:

Анна Владимировна Топорова — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор, Российский государственный гуманитарный университет, ул. Чаянова, д. 15, 125047 г. Москва, Россия.

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 25 февраля 2019 г.
Дата публикации: 25 июня 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №2
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 88-101
DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-88-101
Индекс УДК: 821.131.1
Индекс ББК: 83.3(4Ита)4

Аннотация

С середины XIV в. паломничества приобретают в Италии массовый характер, наблюдается значительное расширение социальной среды, к которой принадлежат паломники. Многие из них вели дневники своего путешествия. В путешествиях замкнутый мир средневекового человека расширяется, устоявшаяся картина мира меняется, в нее вторгается множество новой информации, которую надо осмыслить и поместить в найденное для нее место, и часто надежным методом такой классификации становится сопоставление нового со своим. Поэтому паломники обращают внимание, прежде всего, на то, что отличается от привычных для них вещей, что они воспринимают как диковинное, непонятное, чудесное. Здесь нередко описания приближаются к жанру mirabilia. В изображении неизвестного мира и его реалий можно отметить две противоположные тенденции: с одной стороны, неприятие и страх; с другой — интерес и желание узнать побольше. Подход к новому у каждого автора свой: кто-то видит в любом непривычном для него явлении чудо и описывает его, не стесняясь добавлять «живописные» и обычно неправдоподобные детали от себя; а кто-то придерживается «реалистической» манеры изображения и не украшает свой рассказ дополнительными вымышленными деталями. С течением времени доля и модальность таких описаний меняется: если в Средние века акцент ставился на изображение мест Священной истории и духовном назидании, то в XV в. он начинает смещаться в сторону развлечения читателя.

Список литературы

1 Добиаш-Рождественская О.А. Западноевропейские паломничества в Средние века. СПб.: Акционер и Ко, 2006. 142 с.

2 Муштанова О.Ю. Представления о чудесном в культуре средневекового Запада и их воплощение в жанре mirabilia // Филологические науки в МГИМО. М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2012. № 48 (63). С. 186–193.

3 Ненарокова М.Р. Чудеса Востока глазами средневековых европейских путеше- ственников // Культурологический журнал. 2014. № 3. С. 1. URL: http://www.crjournal. ru/rus/journals/281.html&j_id=20 (дата обращения: 01.02.2019).

4 Топорова А.В. Религиозная жизнь средневековой Италии в зеркале литературы. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 191 с.

5 Шупляк С.П. Западноевропейские средневековые паломничества. Минск: БДУ, 2013. 219 с.

6 Brasca S. Viaggio in Terrasanta di Santo Brasca, 1480; con l’Itinerario di Gabriele Capodilista, 1458 / A cura di A.L. Momigliano Lepschy. Milano: Loganesi, 1966. 301 p.

7 Cherubini G. I pellerini // Viaggiare nel Medioevo / A cura di S. Gensini. Roma: Pacini, 2000. P. 537–566.

8 Le Goff J. L’imaginaire medieval. P.: Gallimard, 1985. XXI, 352 p.

9 Mariano da Siena. Viaggio fatto al Santo Sepolcro, 1431. In appendice: Viaggio di Gaspare di Bartolomeo / A cura di P. Pirillo. Ospedaletto: Pacini, 1991. 175 p.

10 Montesano M. Da Figline a Gerusalemme: viaggio del prete Michele in Egitto e in Terrasanta (1489–1490).Con il testo originale del viaggio di ser Michele. Roma: Viella, 2010. 187 p.

11 Pellegrini scrittori: viaggiatori toscani del Trecento in Terrasanta / A cura di A. Lanza e M. Troncarelli. Firenze: Ponte alle Grazie, 1990. 342 p.

12 Richard J. Il santo viaggio: pellegrini e viaggiatori nel Medioevo. Sesto San Giovanni: Jouvence, 2014. 119 p.

13 Rinuccini A. Sanctissimo peregrinaggio del Sancto Sepolcro, 1474. In appendice: itinerario di Pierantonio Buondelmonti, 1468 / A cura di A. Calamai. Pisa: Pacini, 1993. 292 p.

14 Skottiki K. «Was gibt es Grösseres als die Reise nach Jerusalem?» Die lateinischchristliche Geschichtsschreibung des Mittelalters am Beispiel der Kreuzungschronik (um 1110 n.Chr.) des Robert von Reims // Wozu Geschichte? Historisches Denken in vormodernen historiographischen Texten. Ein transkultureller Vergleich / Hg. Von S. Conermann (Bonner Asienstudien 18). Berlin: EB-Verlag, 2017. S. 67–110.

15 Sumption J. Monaci, santuari, pellegrini: la religone nel Medioevo. Roma: Editori riuniti, 1999. 397 p.

16 Zanzi L. Metamorfosi dei pellegrinaggi dall’età medioevale all’età moderna // Medioevo in cammino: l’Europa dei pellegrini. Atti del Convegno internazionale di studi. Orta San Giulio, 2–7 settembre 1987. Orta San Giulio, 1989. 430 p.