Скачать:

PDF

Ключевые слова: К.Э. Гадда, неоавангард, Л. Малерба, Дж. Манганелли, художественный эксперимент, интертекстуальность.
Для цитирования:

Голубцова А.В. От К.Э. Гадды до неоавангарда: эволюция художественного эксперимента // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 162–171.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-162-171

Автор: А.В. Голубцова
Сведения об авторе:

Анастасия Викторовна Голубцова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: 0000-0002-1286-7707

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 08 апреля 2019 г.
Дата публикации: 25 июня 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №2
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 162-171
DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-162-171
Индекс УДК: 821.131.1
Индекс ББК: 83.3(4Ита)

Аннотация

В статье рассматривается влияние Карло Эмилио Гадды, одного из крупнейших итальянских писателей ХХ в., на итальянский неоавангард 1960-х гг. — экспериментальное литературное течение, которое ставит своей целью подрыв основ сложившегося общества (привычных мыслительных схем, расхожих убеждений и мифов) через разрушение традиционного языка. В романах «Познание боли» и «Пренеприятнейшее происшествие на улице Мерулана» Гадда создает оригинальный художественный язык — сложное переплетение языковых и стилистических кодов, интертекстуальных отсылок и цитат. Тексты Гадды становятся эстетическими ориентирами для представителей нового течения, в особенности для Л. Малербы и Дж. Манганелли. Это влияние прослеживается на всех уровнях, от идейного и тематического до формального, вплоть до заимствования конкретных приемов и техник работы с языком. Однако Гадда не разделяет программной антиидеологичности и разрушительного пафоса неоавангарда. Техники смешения и трансформации разнородных языковых и культурных кодов в его текстах используются как способ выявления скрытых связей между вещами, восстановления преемственности с традицией, познания реальности во всей ее сложности и полноте. Неоавангард же воспринимает язык Гадды как средство критики социума и культуры, развенчания мифов и идеологий, отвергая возможные реконструктивные смыслы художественного эксперимента.

Список литературы

1 Arbasino A. Genius loci, Sessanta posizioni. Milano, Feltrinelli, 1971. P. 185–193. (In Italian)

2 Arbasino A. I nipotini dell’ingegnere. Sessanta posizioni. Milano, Feltrinelli, 1971. P. 193–210. (In Italian)

3 GADDA, Carlo Emilio. Dizionario Biografico degli Italiani. Volume 51 (1998). Available at: http://www.treccani.it/enciclopedia/carlo-emilio-gadda_(Dizionario-Biografico) (Accessed 13 January 2019). (In Italian)

4 Gadda C.E. La cognizione del dolore, a cura di E. Manzotti. Torino, Einaudi, 1987. 578 p. (In Italian)

5 Gadda C.E. Quer pasticciaccio brutto de Via Merulana. Milano, Garzanti, 1997. 292 p. (In Italian)

6 Gadda C.E. Saggi, giornali, favole e altri scritti. Milano, Garzanti, 1991. Vol. 1. 1371 p. (In Italian)

7 Gruppo 63. Critica e teoria, a cura di R. Barilli, A. Guglielmi. Milano, Feltrinelli, 1976. 395 p. (In Italian)

8 Malerba L. Il serpente. Milano, Bompiani, 1990. 221 p. (In Italian)

9 Malerba L. Salto mortale. Milano, Bompiani, 1968. 236 р. (In Italian)

10 Manganelli G. Hilarotragoedia. Milano, Feltrinelli, 1964. 176 p. (In Italian)

11 Milani F. Gadda e Manganelli: vortici linguistici a confronto. The Edinburgh Journal of Gadda Studies. № 7. Available at: https://www.gadda.ed.ac.uk/Pages/journal/issue7/ articles/milanimanga07.php (Accessed 13 January 2019) (In Italian)

12 Pulce G. Lettura d’autore: conversazioni di critica e di letteratura con Giorgio Manganelli, Pietro Citati e Alberto Arbasino. Roma, Bulzoni, 1988. 210 p. (In Italian)