Скачать:

PDF

Для цитирования:

Купченко Т.А. Авторские знаки пунктуации как способ создания редакции текста. На примере поэмы В. Маяковского «150 000 000» // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 438–469.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-438-469

Автор: Т.А. Купченко
Сведения об авторе:

Татьяна Александровна Купченко — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 15 мая 2019 г.
Дата публикации: 25 июня 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №2
Рубрика: Текстология. Источниковедение. Публикации
Страницы: 438-469
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-2-438-469

Индекс УДК: 82.09
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)
Ключевые слова: Маяковский, 150 000 000, авангард, революция 1917 г., революция Духа, текстология, семантика пунктуации, вариант, редакция, образ автора, футуризм, авторские знаки.

Аннотация

Первое анонимное издание поэмы В. Маяковского «150 000 000» (1921) отличается «неклассической» пунктуацией. В контексте футуристической эстетики оно обретает смысл манифеста нового революционного искусства. Пунктуация рассматривается как проблема идиостиля автора и с точки зрения использования им авторских знаков препинания. Авторскими знаками в первом издании поэмы признаются нулевой знак в позиции конца строки, сочетание точки/нулевого знака и большой буквы в начале строки, вопросительные знаки и тире в позиции конца строки, а также конца сроки и конца строфы одновременно, а также сочетания тире и точки, тире и восклицательного знака в указанной последовательности. Сопоставление с рукописью лесенкой (1924) позволяет прояснить значение нулевых авторских знаков, проследить изменение сознания автора поэмы и движения ее смысла от футуристичности к большей эпичности. В тексте последнего прижизненного издания (1929) авторские знаки отсутствуют. Образ автора меняется с «указывающего пальцем в небо» выскочки и грубияна на соответствующего эпической вненаходимости поэмы автора. Изучение семантики авторских знаков и их роли в тексте позволяет проследить творческую эволюцию текста и его автора, а также выделить несколько редакций лексически не менявшегося произведения.

Список литературы

1 150 000 000. М.: ГИЗ, 1921. 70 с.

2 Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. М.: Высшая школа, 1984. 211 с.

3 Андросова Ф.С. Авторские пунктуационные знаки в художественном тексте: функциональный аспект: дис. … канд. филол. наук. Якутск, 2014. 220 с.

4 Антология авангардистских приказов и декретов: приказ как литературный жанр: от футуристов до ничевоков 1917–1924 / сост. и науч. ред. А.А. Россомахин. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2019. 192 с.

5 Арто А. Театр и его двойник. М.: ABCdesigne, 2019. 406 с.

6 Арутчева В.А. Записные книжки Маяковского // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 65: Новое о Маяковском. С. 325–296.

7 Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису. М.: Рохос, 2004. 208 с.

8 Валгина Н.С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации. М.: Высшая школа, 2004. 259 с.

9 Веденина Л.Г. Пунктуация французского языка. М.: Высшая школа, 1975. 168 с.

10 Взорваль. Футуристическая книга в собраниях московских коллекционеров М. Либермана и И. Розанова. Альбом-каталог. М.: Контакт-Культура, 2010. 256 c.

11 Дзякович Е.В. Стилистический аспект современной пунктуации. Экспрессивные пунктуационные приемы: дис. … канд. филол. наук. М., 1995. 193 с.

12 Зименков А.П. Маяковский. От столбика к лесенке // В. Маяковский в мировом культурном пространстве. Материалы международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения поэта. ИМЛИ им. А.М. Горького РАН 18–20 сентября 2018 г. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 56–62.

13 Канафьева А.В. Функции авторской пунктуации в художественном тексте: дис. … канд. филол. наук. М., 2000. 121 с.

14 Каталог выставки импрессионистов «Треугольник». [СПб., 1909.] С. 24–25.

15 Ковтун Е.В. Русская футуристическая книга. М.: РИП-Холдинг, 2014. 232 с.

16 Кольцова Л.М. Художественный текст через призму авторской пунктуации: авто- реф. дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 2007. 48 с.

17 Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. 289 с.

18 Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. С. 274–293.

19 Маяковский В.В. Собр. соч.: в 10 т. М.; Л.: ГИЗ, 1929. Т. 3. С. 219–285.

20 Маяковский В.В. Полное собрание произведений: в 20 т. М.: Наука, 2013. Т. 1. 635 с.

21 Мельничук О.А. Повествование от первого лица. Интерпретация текста. М.: МГУ, 2002. 208 с. 

22 Мельничук О.А. Авторская пунктуация и явление пунктуационной синонимии в произведениях современных франкоязычных авторов // Романские языки в прошлом и настоящем: сб. ст. к 80-летию Т.А. Репиной. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. С. 178–188.

23 Пронченко Е.Н. Авторское использование знаков препинания (на материале художественных произведений испаноязычных авторов) // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». 2010. № 13. С. 117–124.

24 Русский футуризм. М.: Наследие, 2000. 480 с. 25 Сафронова И.П. Эстетическая функция пунктуации в поэзии М. Цветаевой: дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2004. 247 с.

26 Тастевен Г. Футуризм на пути к новому символизму. М.: Изд-е книжного магазина «Циолковский», 2017. 120 с.

27 Тренин В. К истории поэмы «150 000 000» // Тренин В. В мастерской стиха Маяковского. М.: Сов. писатель, 1991. С. 193–239.

28 Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 396 с.

29 Щерба Л.В. Теория русского письма. Л.: Наука, 1983. 134 с.

30 Яхнович Н.И. Пунктуация как средство ритмико-стилистической организации текста: дис. … канд. филол. наук. М., 1991. 183 с.