Скачать:

PDF

Ключевые слова: Маяковский, 150 000 000, авангард, революция 1917 г., революция Духа, текстология, семантика пунктуации, вариант, редакция, образ автора, футуризм, авторские знаки.
Для цитирования:

Купченко Т.А. Авторские знаки пунктуации как способ создания редакции текста. На примере поэмы В. Маяковского «150 000 000» // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 438–469.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-438-469

Автор: Т.А. Купченко
Сведения об авторе:

Татьяна Александровна Купченко — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 15 мая 2019 г.
Дата публикации: 25 июня 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №2
Рубрика: Текстология. Источниковедение. Публикации
Страницы: 438-469
DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-438-469
Индекс УДК: 82.09
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)

Аннотация

Первое анонимное издание поэмы В. Маяковского «150 000 000» (1921) отличается «неклассической» пунктуацией. В контексте футуристической эстетики оно обретает смысл манифеста нового революционного искусства. Пунктуация рассматривается как проблема идиостиля автора и с точки зрения использования им авторских знаков препинания. Авторскими знаками в первом издании поэмы признаются нулевой знак в позиции конца строки, сочетание точки/нулевого знака и большой буквы в начале строки, вопросительные знаки и тире в позиции конца строки, а также конца сроки и конца строфы одновременно, а также сочетания тире и точки, тире и восклицательного знака в указанной последовательности. Сопоставление с рукописью лесенкой (1924) позволяет прояснить значение нулевых авторских знаков, проследить изменение сознания автора поэмы и движения ее смысла от футуристичности к большей эпичности. В тексте последнего прижизненного издания (1929) авторские знаки отсутствуют. Образ автора меняется с «указывающего пальцем в небо» выскочки и грубияна на соответствующего эпической вненаходимости поэмы автора. Изучение семантики авторских знаков и их роли в тексте позволяет проследить творческую эволюцию текста и его автора, а также выделить несколько редакций лексически не менявшегося произведения.

Список литературы

1 150 000 000. М.: ГИЗ, 1921. 70 с.

2 Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. М.: Высшая школа, 1984. 211 с.

3 Андросова Ф.С. Авторские пунктуационные знаки в художественном тексте: функциональный аспект: дис. … канд. филол. наук. Якутск, 2014. 220 с.

4 Антология авангардистских приказов и декретов: приказ как литературный жанр: от футуристов до ничевоков 1917–1924 / сост. и науч. ред. А.А. Россомахин. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2019. 192 с.

5 Арто А. Театр и его двойник. М.: ABCdesigne, 2019. 406 с.

6 Арутчева В.А. Записные книжки Маяковского // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 65: Новое о Маяковском. С. 325–296.

7 Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису. М.: Рохос, 2004. 208 с.

8 Валгина Н.С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации. М.: Высшая школа, 2004. 259 с.

9 Веденина Л.Г. Пунктуация французского языка. М.: Высшая школа, 1975. 168 с.

10 Взорваль. Футуристическая книга в собраниях московских коллекционеров М. Либермана и И. Розанова. Альбом-каталог. М.: Контакт-Культура, 2010. 256 c.

11 Дзякович Е.В. Стилистический аспект современной пунктуации. Экспрессивные пунктуационные приемы: дис. … канд. филол. наук. М., 1995. 193 с.

12 Зименков А.П. Маяковский. От столбика к лесенке // В. Маяковский в мировом культурном пространстве. Материалы международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения поэта. ИМЛИ им. А.М. Горького РАН 18–20 сентября 2018 г. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 56–62.

13 Канафьева А.В. Функции авторской пунктуации в художественном тексте: дис. … канд. филол. наук. М., 2000. 121 с.

14 Каталог выставки импрессионистов «Треугольник». [СПб., 1909.] С. 24–25.

15 Ковтун Е.В. Русская футуристическая книга. М.: РИП-Холдинг, 2014. 232 с.

16 Кольцова Л.М. Художественный текст через призму авторской пунктуации: авто- реф. дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 2007. 48 с.

17 Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. 289 с.

18 Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. С. 274–293.

19 Маяковский В.В. Собр. соч.: в 10 т. М.; Л.: ГИЗ, 1929. Т. 3. С. 219–285.

20 Маяковский В.В. Полное собрание произведений: в 20 т. М.: Наука, 2013. Т. 1. 635 с.

21 Мельничук О.А. Повествование от первого лица. Интерпретация текста. М.: МГУ, 2002. 208 с. 

22 Мельничук О.А. Авторская пунктуация и явление пунктуационной синонимии в произведениях современных франкоязычных авторов // Романские языки в прошлом и настоящем: сб. ст. к 80-летию Т.А. Репиной. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. С. 178–188.

23 Пронченко Е.Н. Авторское использование знаков препинания (на материале художественных произведений испаноязычных авторов) // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». 2010. № 13. С. 117–124.

24 Русский футуризм. М.: Наследие, 2000. 480 с. 25 Сафронова И.П. Эстетическая функция пунктуации в поэзии М. Цветаевой: дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2004. 247 с.

26 Тастевен Г. Футуризм на пути к новому символизму. М.: Изд-е книжного магазина «Циолковский», 2017. 120 с.

27 Тренин В. К истории поэмы «150 000 000» // Тренин В. В мастерской стиха Маяковского. М.: Сов. писатель, 1991. С. 193–239.

28 Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 396 с.

29 Щерба Л.В. Теория русского письма. Л.: Наука, 1983. 134 с.

30 Яхнович Н.И. Пунктуация как средство ритмико-стилистической организации текста: дис. … канд. филол. наук. М., 1991. 183 с.