Скачать:

PDF

Ключевые слова: облик персонажа, литературный портрет, портретный жанр в искусстве, Н.И. Жинкин, А. Белый, Серебряный век.
Для цитирования:

Дровалева Н.А. Визуализация облика персонажа в прозаическом произведении: к постановке проблемы // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 1.С. 10–21.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-1-10-21

Автор: Н.А. Дровалева
Сведения об авторе:

Наталия Алексеевна Дровалева — старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 05 октября 2019 г.
Дата публикации: 25 марта 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №1
Рубрика: Теория литературы
Страницы: 10-21
DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-1-10-21
Индекс УДК: 82.0
Индекс ББК: 83

Аннотация

Проблеме портретирования в литературе посвящено множество исследований, однако до сих пор она остается открытой и актуальной. В этой связи представляется продуктивным указать на общетеоретические и методологические особенности изучения облика персонажа, существующие исследовательские представления о портрете в художественной литературе и изобразительном искусстве, а также особенности создания облика героя в прозаическом произведении в литературе Серебряного века, в частности, так как в этот период наметились тенденции отхода от конкретного изображения действительности и обязательного установления связей между внешними и внутренними характеристиками героя. Литературоведами XX в. портрет традиционно рассматривался в тесной связи с общей историей искусств — актуализировалась изобразительная, живописная функция портрета. Однако она не является первостепенной, хоть и ее рассмотрение бывает продуктивно в связи с синтезом искусств в случае с рисующими писателями или поэтами. В частности, автором статьи делается вывод о том, что портрет нецелесообразно было бы выделять в качестве замкнутой целостности, а словосочетание «визуализация облика» представляется наиболее адекватным для обозначения портретных характеристик в художественном тексте в противовес литературным портретам мемуарно-биографической литературы, где речь идет об изображении и воссоздании личности реально существовавшего человека.

Список литературы

1 Адамян Е.И. Художественный и мемуарный портрет в прозе Андрея Белого: дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. 168 с.

2 Барахов В.С. Литературный портрет (Истоки, поэтика, жанр). Л.: Наука, 1985. 312 с.

3 Белый А. Собр. соч. Петербург: Роман в 8 гл. с прологом и эпилогом. М.: Республика, 1994. Т. 2. 464 с.

4 Богомолова М.В. Портрет героя в поэтике романа Андрея Платонова «Чевенгур»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. 209 с.

5 Велиев И.О. Литературный портрет: его функция и типология. Баку: Элм, 1986. 159 с.

6 Габель М.О. Изображение внешности лиц // Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. C. 149–169.

7 Галанов Б.Е. Живопись словом: Человек, пейзаж, вещь. М.: Сов. писатель, 1972. 184 с.

8 Галанов Б.Е. Искусство портрета. М.: Сов. писатель, 1967. 207 с.

9 Гурович Н.М. Портрет персонажа в структуре эпического произведения: «гротескный» и «классический» типы: на материале романов Н.В. Гоголя «Мертвые души» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 190 с.

10 Дмитриева Н.А. Литература и другие виды искусства // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М.: Сов. энциклопедия, 1967. Т. 4. Стб. 235–236.

11 Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус). М.: Литера, 2005. 136 с.

12 Жинкин Н.И. Портретные формы // Искусство портрета. М.: [Госуд. акад. худож. наук], 1928. С. 7–52.

13 Литературная энциклопедия: в 11 т. М.: Сов. энциклопедия, 1935. Т. 9. 832 стб.

14 Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 750 с.

15 Тагер Е.Б. Жанр литературного портрета в творчестве Горького // О художественном мастерстве Горького. М.: Изд-во Акад. наук СССP, 1960. С. 375–418.

16 Тарабукин Н.М. Портрет как проблема стиля // Искусство портрета. М.: [Госуд. акад. худож. наук], 1928. С. 159–193.

17 Уртминцева М.Г. Говорящая живопись: (Очерки истории литературного портрета). Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 2000. 121 с.

18 Уртминцева М.Г. Литературный портрет в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, жанр. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 2005. 232 с.

19 Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 639 с.

20 Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.

21 Чапаева М.В. Лицо как эстетический феномен в русской философии и культуре конца XIX — начала XX века // Вестник Вятского государственного гуманитарно- го университета. 2010. Т. 1. № 1. С. 85–88.

22 Шишкина Л.И. Принципы и приемы портретной характеристики в ранней прозе Л. Андреева (1898–1903 гг.) // Портрет в художественной прозе. Сыктывкар: Сыктывкар. гос. ун-т, 1987. С. 48–59.

23 Шкляева Е.Л. Портрет: диалог живописи и слова // Вестник Барнаульского гос. пед. университета. Сер.: Гуманитарные науки. Барнаул, 2005. № 5. С. 68–78.