Скачать:

PDF

Ключевые слова: послания, интерпретация, объяснительные модели, мученики, эсхатология.
Для цитирования:

Каравашкин А.В. Иван Грозный и Андрей Курбский: конфликт интерпретаций // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 1. С. 148–161.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-1-148-161

Автор: А.В. Каравашкин
Сведения об авторе:

Андрей Витальевич Каравашкин — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы
им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, ГСП-3, 125993, г. Москва, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 23 мая 2019 г.
Дата публикации: 25 марта 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №1
Рубрика: Русская Литература
Страницы: 148-161
DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-1-148-161
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)4

Аннотация

Переписка Грозного и Курбского рассматривается в статье как область конфликта интерпретаций. Споры современников возможны на базе общих конвенциональных моделей в том случае, если они по-разному толкуются участниками дискуссии. Но конфликт парадоксальным образом всегда предполагает и совпадение. Ведь без базовых конвенций невозможна никакая дискуссия. Она может протекать только на почве общего тезауруса, выработанного в границах одного культурно-исторического типа. Грозный и Курбский не только по-разному представляли себе картину Страшного суда, но исходили из характерной для Московской Руси концепции большой эсхатологии. Они не только упрекали друг друга в неправильном понимании жертвенности и христианского мученичества, но и соглашались с тем, что такой подвиг и делает, собственно, христианина христианином. Наконец, мы обнаруживаем в их текстах очевидное стремление приспосабливать объяснительные модели религиозной картины мира к истолкованию таких мирских явлений, как государственная власть, военная служба и следование неизменным принципам господства и подчинения.

Список литературы

1 Ерусалимский К.Ю. «Грамоту писал невежливо»: Книжное творчество и безумие в России XVI–XVII вв. // Новое литературное обозрение. 2017. № 4 (146). С. 123–143.

2 Ерусалимский К.Ю. Сборник Курбского. М.: Знак, 2009. Т. I. 881 с.

3 Каравашкин А.В. Литературный обычай Древней Руси (XI–XVII вв.). Изд. 2-е, доп. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 720 с.

4 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Текст подгот. Я.С. Лурье и Ю.Д. Рыков. Л.: Наука, 1979. 432 с.

5 Сергеев В.М. Структура текста и анализ аргументации первого послания Курбского // Методика по изучению источников по истории русской общественной мысли периода феодализма. М.: Ин-т истории СССР АН СССР, 1989. С. 118–130.

6 Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: Наука, 1983. 250 с.

7 Словарь русского языка XI–XVII вв. М.: Наука, 1992. Вып. 18: (Потка — Преначальный). 290 с.

8 Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. 464 с.

9 Панченко А.М., Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1983. Т. 37. С. 54–78.