Скачать:

PDF

Для цитирования:

Гулин А.В. Богучаровский «бунт» в «Войне и мире» Л.Н. Толстого:источники, философия, поэтика // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 1. С. 162–177. 

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-1-162-177

Автор: А.В. Гулин
Сведения об авторе:

Александр Вадимович Гулин — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 12 января 2020 г.
Дата публикации: 25 марта 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №1
Рубрика: Русская Литература
Страницы: 162-177
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-1-162-177

Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)52
Ключевые слова: Толстой, Пушкин, Пугачев, Наполеон, цивилизация, роман, история, народ, Николай Ростов.

Аннотация

В статье предпринята попытка комплексного анализа сцен богучаровского «бунта» — единственного в «Войне и мире» эпизода, посвященного теме народных волнений. Рассмотрение использованных Л.Н. Толстым исторических источников позволяет сделать вывод о глубокой укорененности художественной картины несостоявшегося мятежа в реалиях 1812 г. Выявляется соотношение в национальном сознании эпохи фигур Емельяна Пугачева и Наполеона Бонапарта как разных воплощений единой жизненной модели, провозгласившей волю грешного человека единственной движущей силой бытия. В то же время выявлено своеобразие идейной позиции Толстого, которая опиралась на принцип «Нет в мире виноватых». Сцены богучаровского «бунта» рассмотрены с точки зрения сквозного в романе конфликта естественной жизни и цивилизации. Поэтика эпизода оказывается при этом производной от религиозно-философских воззрений писателя и представляет собой поэтику непринужденного чувства и действия. Сцены богучаровского «бунта» получают в романе наряду с ярко реалистическим отображением русской истории характер цивилизованного помрачения естественной жизни. Художественный реализм и религиозно-философский утопизм выступают у Толстого в парадоксальном и продуктивном взаимодействии.

Список литературы

1 Беседа столетнего подмосковного жителя с пленным французским солдатом. СПб.: В тип. Военного министерства, 1813. 16 c.

2 Бестужев-Рюмин А.Д. Краткое описание происшествиям в столице Москве в 1812 году // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1859. № 2. С. 1–619.

3 Волконский Д.М. Дневник // 1812 год… Военные дневники. М.: Русская книга, 1990. С. 1–464.

4 Грибоедовская Москва в письмах М.А. Волковой к В.И. Ланской // Вестник Европы. 1874. № 8. С. 572–666.

5 Гулин А.В. На Поклонной горе (Москва и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир») // Литература в школе. 2002. № 9. С. 7–12.

6 Кононов А.А. Воспоминания о 1812 и 1813 годах // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1860. Кн. 3. С. 1–624.

7 Липранди И.П. Еще о фальшивых ассигнациях 1812 г. // Русский архив. 1865. С. 873–882.

8 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Л.: Наука, 1978. Т. 6. 575 с.

9 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Худож. лит., 1928–1958.

10 Трифильев Е.П. Очерки из истории крепостного права в России: Царствование императора Павла Первого. Харьков: Тип. «Печатное дело», 1904. 360 с.

11 Шишков А.С. О пребывании французов в Москве. СПб.: В тип. Императорского театра, 1812. 16 с.