Аннотация
Статья посвящена эволюции взглядов Федора Сологуба на сущность и задачи театра. Основное внимание в статье сосредоточено на анализе материала малоизвестных критических этюдов Федора Сологуба, которые он регулярно публиковал в еженедельнике «Театр и искусство» с 1912 по 1917 гг. и которые, в конечном итоге, составили большую теоретическую работу «Наблюдения и мечты о театре», увидевшую свет в 1918 г. в журнале «Русская мысль». По мнению автора статьи, в 1910-е гг. Федор Сологуб выстраивает новую утопическую модель театра, в рамках которой оказывается преодолена его ранняя солипсическая идея «театра одной воли». Существом «мечты» Сологуба о театре становится мысль о рождении «радостной трагедии» коллективного героя, подвиг которого заключается в победе над Роком. В статье отмечается, что «мечты» Сологуба о театре вступали в противоречие с его критическими наблюдениями за развитием театральных форм в 1910-е гг. Мысль Федора Сологуба об исторически складывающемся «театре кроликов» оказалась пророческой и предсказывала неизбежное формирование феномена массовой культуры ХХ в., обслуживающей интересы «сверхкроличьего» «гения рода».
Список литературы
1 Азадовский К.М., Максимов Д.Е. Брюсов и «Весы» (К истории издания) // Литературное наследство. М.: Наука, 1976. Т. 85: Валерий Брюсов. С. 257–324.
2 Азов Влад. <Ашкинази В.А.> Новый театр // Речь. 1907. № 242. 13 октября.
3 Баба Ю. Путь к драме / пер. с нем. // Театр и искусство. 1907. № 12. С. 201–202. № 13. С. 217–220.
4 Бабичева Ю.В. «Новая драма» в России начала ХХ века // История русской дра- матургии. Вторая половина XIX — начало ХХ века. До 1917 года. Л.: Наука, 1987. С. 481–493.
5 Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.
6 Боева Г.Н. Сологуб и Андреев как реформаторы театра: эстетический и рецептивный аспекты // Сибирский филологический журнал. 2014. № 2. С. 61–67.
7 В.Я. Брюсов. Письма к Ф. Сологубу / публ. В.Н. Орлова и И.Г. Ямпольского // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома. 1973. Л.: Наука, 1976. С. 104–125.
8 Герасимов Ю.К. Драматургия символизма // История русской драматургии. Вторая половина XIX — начало ХХ века. До 1917 года. Л.: Наука, 1987. С. 552–605.
9 Дукор И. Проблемы драматургии символизма // Литературное наследство. М.: Наука, 1937. Т. 27–28. С. 106–166.
10 Зигфрид. <Старк Э.А.> Эскизы // Санкт-Петербургские ведомости. 1907. № 237. 26 октября.
11 И.О. Новый театр. Открытие спектаклей тов. Драматических артистов под управл. А.А. Санина // Обозрение театров. 1907. № 218. 13 октября.
12 Кузмин М. Сумеречная Дульцинея // Кузмин Михаил. Эссеистика и критика: в 3 т. М.: Аграф, 2000. Т. 3. С. 354–356.
13 Минц З.Г. К проблеме «символизма символистов» (Пьеса Ф. Сологуба «Ванька Ключник и паж Жеан») // Учен. зап. Тарт. ун-та. 1987. Вып. 754: Тр. по знаковым системам 21. С. 104–118.
14 Нусинова Н., Цивьян Ю. Сологуб-сценарист // Киносценарии. 1989. № 2. С. 151–157.
15 Павлова М.М. Материалы к библиографии Ан.Н. Чеботаревской. Литературная, художественная и театральная критика. Публицистика. Рецензии // Федор Сологуб. Разыскания и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2016. С. 733–792.
16 Пустыгина Н.Г. Драматургия Федора Сологуба 1906–1909 гг. (Статья вторая) // Литература и публицистика: Проблемы взаимодействия. Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1986. С. 94–105. (Учен. зап. ун-та; вып. 683).
17 Пустыгина Н.Г. Символика огня в романе Федора Сологуба «Мелкий бес» // Биография и творчество в русской культуре начала XX века: Блоковский сборник IX. Памяти Д.Е. Максимова. Тарту, 1989. С. 124–137. (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та; вып. 857).
18 Пустыгина Н.Г. Философско-эстетические взгляды Ф. Сологуба 1906–1909 гг. и концепция театра «Единой воли» // Типология литературных взаимодействий: Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Тарту, 1983. С. 109–121. (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та; вып. 620).
19 Репнин Н. <Гуревич Л.Я.> Театральные очерки // Слово. 1908. 3 января.
20 Сирин <Герцык А.К.> Hugo von Hofmannsthal. Das Märchen der 672 Nachth und andere Erzählungen. Wien. 1905. // Весы. 1905. № 4. С. 60–61.
21 Сологуб Ф. Вечер Гофмансталя. Письмо из Петербурга // Весы. 1907. № 11. С. 84–86.
22 Сологуб Ф. Дрессированный пляс // Театр и искусство. 1912. № 48. С. 946–948.
23 Сологуб Ф. Заказной быт // Театр и искусство. 1912. № 45. С. 875–877.
24 Сологуб Ф. Мечтатель о театре // Театр и искусство. 1916. № 1. С. 11–15.
25 Сологуб Ф. Нет пьес // Театр и искусство. 1912. № 43. С. 825–827.
26 Сологуб Ф. Нетленное племя // Театр и искусство. 1912. № 51. С. 1020–1022.
27 Сологуб Ф. Нечто вроде театра (О театрах миниатюр) // Театр и искусство. 1912. № 41. С. 786–788.
28 Сологуб Ф. Театр кроликов // Театр и искусство. 1914. № 51. С. 976–977.
29 Сологуб Ф. Театр-храм // Театр и искусство. 1917. № 3. С. 50–52.
30 Сологуб Ф. Тень трагедии // Театр и искусство. 1914. № 48. С. 921–923.
31 Сологуб Ф. Эстетика мечты // Театр и искусство. 1915. № 5. С. 83–84.
32 Шик Максимилиан. Hugo von Hofmannsthal. Unterhaltungen über litterariche Gegenstände. Berlin, 1904. Hugo von Hofmannsthal. Viktor Hugo. Schuster und Löffler. Berlin, 1904 // Весы. 1904. № 8. С. 62–63.
33 Шик Максимилиан. Письмо из Берлина // Весы. 1904. № 1. С. 55–56.
34 <Б.п.> Hugo von Hofmannsthal. Das gerettete Venedig. Berlin // Весы. 1905. № 2. С. 66.
35 <Б.п.> Вечер Гофмансталя // Театральная газета. 1907. № 1. 20 октября.
36 Homo novus. <Кугель А.Р.> Заметки // Театр и искусство. 1907. № 42. 21 октября.
37 Homo novus. Заметки // Театр и искусство. 1912. № 43. C. 828–831.
38 SOLUS. <Арабажин К.И.> Вечер Гофмансталя // Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. 1907. 12 октября. № 10146.