Аннотация
Статья рассматривает роман Г. Майринка «Голем» (1915) как самобытное произведение, вбирающее в себя мотивы разных версий легенды, которые автор пропускает через собственные размышления о процессе становления личности. Основное внимание сосредоточено на центральном аспекте легенды и ее разработке в романе — на паре «раввин / голем» как отражении антиномии «создатель» (фигура, обладающая знанием) и «создание» (фигура, не обладающая знанием, «чистая»). Реализация идеи относительности оппозиции «знание — незнание», а также амбивалентности демиургического начала усложняется, с одной стороны, за счет рамочной конструкции повествования, с другой стороны, за счет разветвленной системы персонажей, группирующихся вокруг образов-ассоциаций, связанных с оригинальной легендой: раввин — отец — архивариус — старьевщик — кукольник — фокусник — резчик по дереву — врач. Раздробленность на «осколки» личности становится фундаментальным принципом поэтики всех романов писателя, где протагонисты как «големы» на протяжении повествования «вылепливаются» в абсолютный субъект. Дополненные отсылками к экзотическим духовным практикам произведения Майринка скрывают в себе романтическую тоску по утраченной цельности, а в эзотерическом поиске без труда можно усмотреть модернистскую интерпретацию схемы «романа становления».
Список литературы
1 Зингер Башевис И. Голем: Рассказ. М.: ОГИ, Фонд Ави Хай, Текст, 2008. 64 с.
2 Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой / пер. с англ. М.: «Рефл-бук», «АСТ», К.: «Ва- клер», 1997. 384 с.
3 Майринк Г. Голем / пер. с нем. Д. Выгодского. СПб.: Азбука-классика, 2007. 336 с.
4 Палант Д. Тайны еврейского алфавита. Иерусалим; М., 2002. URL: http://www. judaicaru.org/tora/letters_1.html (дата обращения: 29.01.2019).
5 Стефанов Ю.Н. Дом у последнего фонаря // Майринк Г. Голем: Роман / пер. с нем. Д. Выгодского. СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 312–323.
6 Шолем Г. Представление о големе в его теллурических и магических связях. URL: http://online-books.openu.ac.il/russian/german-hasidism/appendix/app16(2). html#footnote-11553-0 (дата обращения: 29.01.2019).
7 Юнг К.Г. Психология и алхимия / пер. с англ. С. Удовика. М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. 603 с.
8 Frankl L.A. Vaterländische Sagen und Legenden, IV. Österreichische Zeitschrift für Geschichts- und Staatskunde, 92 (1836). S. 368.
9 Grimm J. Entstehung der Verlagspoesie. Zeitung für Einsiedler, Heft 7 (23. April). S. 56.
10 Meyrink G. Der Golem: Roman. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2009. 272 S.
11 Meyrink G. Der weiße Dominikaner. Berlin: Nikola, 1921. 291 S.
12 Philippson G. Der Golem (Gedicht). Allgemeine Zeitung des Judentums, 1841. Heft 44. Leipzig, 30. Oktober 1841. S. 629–631.
13 Scholem G. On the Kabbalah and its symbolism. New York: Schocken Books, 1969. 216 p.
14 Smit F. Gustav Meyrink: Auf der Suche nach dem Übersinnlichen. München/Berlin: Albert Langen, Georg Müller Verlag GmbH, 1990. 317 S.
15 Tendlau A. Der Golem des Hoch-Rabbi-Löw (Gedicht). Das Buch der Sagen und Legenden jüdischer Vorzeit. Stuttgart, Verlag der J.F. Cast’schen Buchhandlung, 1842. 261 S.
16 Weisel L. Der Golem (Erzählung). Sippurim. Eine Sammlung jüdischer Volkssagen, Erzählungen, Mythen, Chroniken, Denkwürdigkeiten und Biographien berühmter Juden aller Jahrhunderte, insbesondere des Mittelalters. Hg. von W. Pascheles. Prag 1846. Reprint: Wien, Leipzig 1926. Bd II. S. 26–28.