Скачать:

PDF

Ключевые слова: сказитель, калмыцкие сказки, герой, противник, физическая расправа, вместилище души.
Для цитирования:

Эльбикова Б.В. Изображение физической расправы героя с противником в калмыцких сказках «Седклин арвн хойр бөлг» («Запомнившиеся двенадцать глав») М. Буринова // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 3. С. 352–369.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-352-369

Автор: Эльбикова Б.В.
Сведения об авторе:

Бальзира Вячеславовна Эльбикова — специалист международного научного центра «Культурное наследие монгольских народов», Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, ул. Пушкина, д. 11, 358000 г. Элиста, Россия. ORCID ID: 0000-0002-1491-9961

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 11 марта 2019 г.
Дата публикации: 25 сентября 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №3
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 352-369
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-352-369
Индекс УДК: 398
Индекс ББК: 82.3(=64)

Аннотация

В статье рассматривается изображение разных способов физического уничтожения противника и вредителя героем в калмыцком сказочном фольклоре: разрубание, сжигание, уничтожение тела, истребление души и зашивание в шкуру. Отмечается, что зашиванию в шкуру может подвергаться как противник, так и герой сказки, все другие виды физической расправы направлены в большей степени на противника, вредителя героя. Исследование базируется на анализе калмыцких сказок «Седклин арвн хойр бѳлг» («Запомнившиеся двенадцать глав») из репертуара сказителя М. Буринова. Многократность процесса уничтожения тела противника в калмыцкой сказке ассоциируется с его «невозвратом» в социум, а истребление души — с невозможностью ее перерождения. Способ избавления вредителем от героя в виде зашивания в шкуру и выбрасывания в океан расценивается как отправление в иной мир, не исключающее возвращение в человеческом облике. На основе сравнительного анализа разных вариантов описания физической расправы противника выявляются элементы, характеризующие особенности сказительского мастерства М. Буринова.

Список литературы

1 Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1994. 128 с.; ил.

2 Гацак В.М. Фольклор — память традиции (Уровни и формы этнопоэтической константности) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2000. № 8. 

3 368 3 Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Исторические исследования в поэтике. М.: Наука, 1989. 254 с.

4 Гацак В.М. Этнопоэтические константы в фольклоре: уровни, изоглассы, «мультимедийные формы» (на славянском и неславянском материале) // Литература, культура и фольклор славянских народов. ХIII Межд. съезд славистов (Любляна, август 2003 г.). Доклады российской делегации. М., 2003. C. 311–314.

5 Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков: Этнографические наблюдения 1884–1886 гг. М.: Тип. В.Г. Волчанинова, 1893. 111 с.

6 Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое ис- следование памятника. М.: Восточная лит., 1997. 320 с.

7 Санжеева Л.Ц. Культурные константы в бурятской Гэсэриаде: мифологические, религиозные и эпические параллели // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 10. С. 167–170.

8 Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 619 с.

9 Хабунова Е.Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатыр- ского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ро- стов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. 255 с.

10 Буутан Санҗин туульс (Сказки Санджи Бутаева). Элиста: КИГИ РАН, 2008. Кн. 1 / вступ. ст. Н.Г. Очировой; сост., подгот. текстов и прилож. Б.Х. Борлыко- вой. 307 с.

11 Седклин күр / Ясад, барт белдснь Букшан Б. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1960. 96 x.

12 Хальмг туульс. I боть. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1961. 220 с.

13 Хальмг туульc. II боть. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1968. 267 с.

14 Roux J.-P. La mort chez les peuples altaiques anciens et medievaux d’apres les documents ecrits. Paris: Adrien-Maisonneuve, 1963. P. 35.

15 Sárközi A., Sazykin A. G. Calling the Soul of the Dead: Texts of Mongol Folk-Religion in the St. Petersburg Institute of Oriental Studies. Turnhout, 2004. Vol. 1 (Silk Road Studies; 9).