Скачать:

PDF

Ключевые слова: драматургия, итальянская драматургия, Горные великаны, Луиджи Пиранделло, куклы, постановка.
Для цитирования:

Бибикова А.М. Искусственные и живые актеры в пьесе Л. Пиранделло «Горные великаны»: воплощение в художественном тексте и на сцене // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 3. С. 108–123.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-108-123

Автор: Бибикова А.М.
Сведения об авторе:

Александра Михайловна Бибикова — кандидат филологических наук, преподаватель, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 17 января 2019 г.
Дата публикации: 25 сентября 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, № 3
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 108-123
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-108-123
Индекс УДК: 821.131.1
Индекс ББК: 83.3(4Ита)6

Аннотация

В статье рассматривается концепция замены театрального актера на сцене автоматом, куклой, манекеном или же бесплотной субстанцией в последней неоконченной пьесе Луиджи Пиранделло «Горные великаны» (1931–1936). Взаимодействие живых актеров и «неживых» в анализируемой пьесе раскрывает идею драматурга об относительности реальности и фантазии, между которыми нет четких границ, как и между искусством и жизнью. Пиранделло привлекало противоречие между видимостью («маской») и сущностью («лицом») человека, уподобление людей марионеткам, лишенным всякой индивидуальности. В последней своей пьесе драматург обращается к куклам и материализующимся духам, создаваемым самим пространством и силой поэзии как высшего выражения искусства. Среди течений, повлиявших на видение Пиранделло искусственного тела в произведении искусства, можно назвать театр «гротесков», футуризм, интеллектуальную и символистскую драму и сицилийскую традицию марионеточного театра. В статье освещается также сценическое воплощение, которое получили куклы Луиджи Пиранделло в некоторых известных постановках пьесы «Горные великаны»: Стреллер (Милан) — 1947, 1966 и 1994 гг., Миссироли (Турин) — 1979 г., Каменькович и Агуреева (Москва) — 2014 г., Латини (Болонья) — 2018 г.

Список литературы

1 Володина И.П. Послесловие. «Маски» и «лица» персонажей Пиранделло // Пи- ранделло Л. Избранные произведения. М.: Панорама, 1994. С. 555–573.

2 Berghaus G. Italian Futurist Theatre, 1909–1944. Oxford: Clarendon Press, 1998. 616 p.

3 Pirandello L. La nuova colonia; Lazzaro; I giganti della montagna. Milano: Garzanti. 1995. 267 p.

4 Pirandello L. Illustratori, autori e traduttori, in Arte e scienza / a cura di Macchia G. // Opere. Saggi e interventi. Milano: Mondadori. 2006. pp. CLVIII — 1650.

5 Pirandello L. Teatro e letteratura // Il Messaggero della Domenica. 30 luglio 1918 URL: https://www.pirandelloweb.com/saggi-e-discorsi/teatro-e-letteratura/ (дата обраще- ния: 30 апреля 2019)

6 Pirandello L. La favola del figlio cambiato // Quando si è qualcuno; La favola del figlio cambiato; I giganti della montagna. Milano: Mondadori. 1993. 274 p. URL: https:// www.pirandelloweb.com/il-teatro-di-pirandello/la-favola-del-figlio-cambiato/#01 (дата обращения: 30 апреля 2019)

7 Vecchietti S. Automi, maschere Marionette, androidi nel teatro e nell’arte. Publisher: Lulu.com. 2017. 360 p.