Скачать:

PDF

Ключевые слова: новое, история «нового», эстетическая новизна, «Леф», «Новый Леф».
Для цитирования:

Житенев А.А. Интерпретация «нового» в теории русского авангарда («Леф», «Новый Леф») // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 3. С. 10–27.
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-10-27

Автор: Житенев А.А.
Сведения об авторе:

Александр Анатольевич Житенев — доктор филологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», Университетская пл., д. 1, 394018 г. Воронеж, Россия.

ORCID ID: 0000-0002-6365-4138

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 08 февраля 2019 г.
Дата публикации: 25 сентября 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, № 3
Рубрика: Теория литературы
Страницы: 10-27
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-10-27
Индекс УДК: 82.0
Индекс ББК: 83

Аннотация

В статье ставится цель выработать подходы к исследованию «нового» как категории эстетического сознания «неклассической» эпохи. С этой целью выявлены все контексты использования категории «новое» в журналах «Леф» и «Новый Леф». В сопоставлении позиций охарактеризованы представления о содержании понятия «новое», механизмы объяснения новизны в литературе, системы ожиданий, связанных в литературе 1920-х гг. с «новым человеком», «новой культурой» и «новым миром». Установлено, что в эстетике «Лефа» «новое» является центральной оценочной категорией, новизна мыслится как перманентное состояние, к которому можно целенаправленно стремиться. Новаторство интерпретируется как результат коллективных усилий и преследует цель усовершенствования природы человека. В «Лефе» предпринимается парадоксальная попытка сохранить «новое» новым и в то же время добиться его широкого общественного признания. «Новое» связывается с задачами социального строительства, его ценность — с революционными идеалами. Новизна соотносится с освоением границы эстетического и внеэстетического, со стремлением заменить познание мира его деятельным преобразованием. Оппозиция «старого» содержания и «новой» формы заменяется триадой понятий «форма — материал — целевая установка». «Новая литература» оказывается для «Лефа» «целевой литературой», ответом на «социальный заказ».

Список литературы

1 Арватов Б. Речетворчество: (По поводу «заумной» поэзии) // Леф. 1923. № 2. С. 79–91.

2 Брик О.М. За новаторство! // Новый Леф. 1927. № 1. С. 25–28.

3 Брик О.М. За политику! // Новый Леф. 1927. № 1. С. 19–24.

4 Брик О.М. Мы — футуристы // Новый Леф. 1927. № 8–9. С. 49–52.

5 Брик О., Перцов В., Шкловский В. Ринг Лефа // Новый Леф. 1928. № 4. С. 27–36.

6 Гройс Б. О новом // Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. С. 113–244.

7 Гроссман-Рощин И. О природе действенного слова. // Леф. 1924. № 2. С. 89–100.

8 Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 384 с.

9 Жемчужный В. Демонстрация в октябре // Новый Леф. 1927. № 7. С. 46–48.

10 Записная книжка Лефа // Новый Леф. 1927. № 6. С. 3–14.

11 Кого предостерегает Леф? // Леф. 1923. № 1. С. 10–11.

12 Леф. Десять // Новый Леф. 1927. № 8–9. С. 1–2.

13 Маяковский В. Расширение словесной базы // Новый Леф. 1927. № 10. С. 14–17.

14 Маяковский В. Только не воспоминания... // Новый Леф. 1927. № 8. С. 31–38. 

15 Осборн П. Философия после теории. Трансдисциплинарность и новое // Логос. 2017. № 3. С. 199–226.

16 Перцов В. График современного Лефа // Новый Леф. 1927. № 1. С. 15–19.

17 Перцов В. Идеология и техника в искусстве // Новый Леф. 1927. № 5. С. 19–26.

18 Перцов В. Культ предков и литературная современность // Новый Леф. 1928. № 1. С. 7–20.

19 Перцов В. Марксизм(ы) в литературоведении // Новый Леф. 1928. № 7. С. 24–31.

20 Перцов В. Современники: (Гастев, Хлебников) // Новый Леф. 1928. № 8–9. С. 75–83.

21 Родченко А. Крупная безграмотность или мелкая гадость? // Новый Леф. 1928. № 6. С. 42–46.

22 Родченко А. Против суммированного портрета за моментальный снимок // Но- вый Леф. 1928. № 4. С. 14–16.

23 Родченко А. Пути современной фотографии // Новый Леф. 1928. № 9. C. 31–39.

24 С. Т. Литературное многополие // Новый Леф. 1928. № 12. С. 43–44.

25 Светликова И.Ю. «Новый Леф»: история и литературно-художественные концеп- ции: дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2001. 192 с.

26 Т. Г. Трибуна и кулуары // Новый Леф. 1928. № 6. С. 39–42.

27 Тренин В. Тревожный сигнал друзьям // Новый Леф. 1928. № 8. С. 30–36.

28 Третьяков С. Бьем тревогу // Новый Леф. 1927. № 2. С. 1–5.

29 Третьяков С. Живой «живой» человек // Новый Леф. 1928. № 7. С. 44–46.

30 Третьяков С. Как десятилетить // Новый Леф. 1927. № 4. С. 35–37.

31 Третьяков С. Наши товарищи! // Новый Леф. 1928. № 10. С. 1–2.

32 Третьяков С. Откуда и куда? (Перспективы футуризма) // Леф. 1923. № 1. С. 192–203.

33 Третьяков С. Продолжение следует // Новый Леф. 1928. № 12. С. 1–4.

34 Третьяков С. С новым годом! C «Новым Лефом»! // Новый Леф. 1928. № 1. С. 1–3.

35 Третьяков С. Трибуна Лефа // Леф. 1923. № 3. С. 154–164.

36 Третьяков С. Чем живо кино // Новый Леф. 1928. № 5. С. 23–28.

37 Тынянов Ю. О литературном факте // Леф. 1924. № 2. С. 101–116.

38 Ушакин С. «Не взлетевшие самолеты мечты»: о поколении формального мето- да // Формальный метод. Антология русского модернизма. М.; Екатеринбург, 2016. Т. 1: Системы. С. 9–62.

39 Чужак Н. Литература жизнестроения: (Теория в практике) // Новый Леф. 1928. № 10. С. 2–17.

40 Чужак Н. Левее Лефа // Новый Леф. 1928. № 12. С. 27–32.

41 Чужак Н. Под знаком жизнестроения (опыт осознания искусства дня) // Леф. 1923. № 1. С. 12–39.

42 Шкловский В. Документальный Толстой // Новый Леф. 1928. № 10. С. 34–36.   

43 Шкловский В. Ленин как деканонизатор // Леф. 1924. № 1. С. 53–56.

44 Шкловский В. По поводу картины Эсфирь Шуб // Новый Леф. 1927. № 8–9. С. 52–54.

45 Шкловский В. Сергей Эйзенштейн и «неигровая фильма» // Новый Леф. 1927. № 4. С. 34–35.

46 Якобсон Р. Доминанта // Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996. С. 119–125.