Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2019-4-2/Petroff.pdf
Для цитирования:

Петров В.В. Философско-эстетические взгляды Вяч. Иванова в эссе «Forma Formans и Forma Formata» // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 2. С. 228–251.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-2-228-251

Автор: Петров Е.В.
Сведения об авторе:

Валерий Валентинович Петров — доктор философских наук, главный научный сотрудник, Институт философии Российской академии наук, ул. Гончарная, д. 12/1, 109240 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 13 января 2019 г.
Дата публикации: 25 июня 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №2
Рубрика: Русская литература
Страницы: 228-251
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-2-228-251

Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6
Ключевые слова: Вячеслав Иванов, Плотин, Прокл, Микеланджело, Гете, Лукреций, Джеймс Джойс, Е.В. Аничков, Эрвин Панофски, De pulchro, внутренняя форма, эстетика.

Аннотация

В статье анализируется содержание, источники и контексты эссе Вяч. Иванова «Forma formans и forma formata» (1947). Обсуждаются представления о «формативной» форме в эстетике и философии искусства Плотина, Прокла, Микеланджело, Гете. В качестве источника цитаты из «томистского» трактата “De pulchro”, приводимой Вячеславом Ивановым, указана работа Е.В. Аничкова «L’esthétique au Moyen Age», опубликованная в парижском бюллетене «Le Moyen Age» в 1917 г. Другим важным источником эссе Иванова предложено считать книгу Эрвина Панофски «Idea» (1924), с которой «Forma formans» имеет целый ряд доктринальных параллелей. Показано, что в «Forma formans» Иванов воспроизводит свои концепции 1908–1914 гг., однако теперь встраивает их в историко-философский по форме дискурс. Не меняя по существу своего учения, отмеченного представлением о дуализме духа и материи (мужского и женского начал), он излагает его теперь в терминах христианского неоплатонизма, где подобный дуализм отрицается. Отмечено также влияние на Иванова идей и лексики Лукреция. Применительно к томистским концепциям прекрасного и концепции «эпифании» указаны параллели между «Forma formans» Иванова и «Героем Стивеном» Джеймса Джойса.

Список литературы

1 Аничков Е.В. Очерк развития эстетических учений // Вопросы теории и психоло- гии творчества. Харьков: [Б.и.], 1915. Т. 6. С. 1–241. «Современных записках». См. Гете И.В. Прочное в сменах (1802) [4, с. 456–457]. 27 Например, следует проделать сравнительный анализ представлений Вяч. Иванова об «эпифании формы» и концепции «эпифании» у Джеймса Джойса, который первым употребил термин «эпифания» в нерелигиозном смысле, сделав его важной частью своей эстетической теории. В «Герое Стивене» Джойса мы читаем: «Под эпифанией он понимал моментальную духовную манифестацию. <…> Он сказал Крэнли: <…> “вот в этой-то эпифании я обретаю тре- тье, высшее качество красоты”» [31, p. 211]. Характерно, что упоминание Джойсом «третьего, высшего качества красоты» вновь отсылает к эстетическим теориям Фомы Аквинского, см. гл. «Джойс: произведение как эпифания смысла» в книге Дж. Ди Джакомо [7, с. 182–187]. 

2 Аничков Е.В. На высях. Вячеслав Иванов и вся плеяда // Аничков Е.В. Новая русская поэзия. Берлин: Изд-во И.П. Ладыжникова, 1923. С. 42–59; перепеч. в: В.И. Иванов: pro et contra, антология. СПб.: РХГА, 2016. Т. 1 / сост. К.Г. Исупов, А.Б. Шишкин. С. 512–527.

3 Аничков Е.В. История эстетических учений. Прага: [Б.и.], 1926. 143 c.

4 Гете И.В. Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1975. Т. 1. 528 с.

5 Гидини М.-К. Поэзия и мистика: Вячеслав Иванов и Жак Маритэн // Europa orientalis. 2002. № 21/1. P. 203–212.

6 Гомер. Илиада / пер. Н.И. Гнедича; изд. подгот. А.И. Зайцев. Л.: Наука, 1990. 572 с.

7 Ди Джакомо Дж. Эстетика и литература. Великие романы на рубеже веков / пер. П. Дроздовой. СПб.: Алетейя, 2018. 322 с. 8 Зиммель Г. Гёте / пер. А.Г. Габричевского. М.: ГАХН, 1928. 266 с.

9 Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме (1908) // По звездам. Опыты философские, эстетические и критические. Петербург: Оры, 1909. С. 247–308.

10 Иванов Вяч. Аничков Евгений Васильевич // Новый энциклопедический словарь. СПб.: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, [1911]. Т. 2. С. 871–872.

11 Иванов Вяч. Собр. соч.: в 4 т. / под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт. Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971–1987.

12 Иванов Вяч. Эстетическая норма театра // Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. М.: Мусагет, 1916. С. 259–286.

13 Иванов Вяч. Кручи // Записки мечтателей. 1919. № 1. С. 101–116.

14 Иванов Вяч. Мысли о поэзии / публ. и комм. С. Титаренко // Символ. 2008. № 53–54. С. 232–275.

15 Лаппо-Данилевский К., Титаренко С. Отклик Вяч. Иванова на книгу Теодора Хек- кера «Красота. Этюд» (1936) // Символ. 2008. № 53–54. С. 220–228.

16 Микеланджело. Семь сонетов в переводе Вячеслава Иванова с рисунками Г.А.В. Траугот. М.: Майер, 2018. 88 с.

17 Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до клас- сицизма / пер. с нем. Ю.Н. Попова. Изд. 2-е, испр. СПб.: Андрей Наследников, 2002. 237 c.

18 Петров В.В. Доктринальное содержание и источники доклада Вячеслава Иванова «Евангельский смысл слова “земля”» // Литературный факт. 2018. № 7. С. 257–287.

19 Тименчик Р.Д. Аничков Евгений Васильевич // Русские писатели, 1800–1917: Биографический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1992. Т. 1. С. 77–78.

20 Шишкин А.Б. Переписка В.И. Иванова и И.Н. Голенищева-Кутузова / публ. и комм. А. Шишкина // Europa Orientalis. 1989. Vol. 8. Р. 481–526.

21 Эфрос А.М. Итальянские штудии / сост. М.В. Толмачёв. Мюнхен: Издание М.В. Толмачева, 2016. Т. 2. 408 с.

22 Albertus M. De pulchro et bono. Ed. Roberto Busa. S. // Thomae Aquinatis Opera omnia. Stuttgart, 1980. Vol. 7. Р. 43–47. 

23 Anitchkof E. L’esthétique au Moyen Age // Le Moyen Age. Revue d’histoire et de philologie. 1917. T. 29 (Juillet–Décembre). Р. 221–258.

24 Anitchkof E. Joachim de Flore et les milieux courtois. Roma: Collezione meridionale ed., 1931. 154 p.

25 Cassirer E. Eidos and Eidolon: The Problem of Beauty and Art in the Dialogues of Plato (1924) // The Warburg Years (1919–1933): Essays on Language, Art, Myth, and Technology. New Haven, London: Yale University Press, 2013. Р. 214–243.

26 de Wulf, Maurice. Études historiques sur l’esthétique de saint Thomas d’Aquin. Louvain: Institut supérieur de philosophie, 1896. 67 p.

27 Garin E. History of Italian Philosophy. Transl. from Italian and Edited by Giorgio Pinton. Vol. 1–2. Amsterdam, New York: Editions Rodopi B.V., 2008. xxxvii +1373 p.

28 Ivanov V.I. Forma formans е forma formata // L’estetica e la poetica in Russia / A cura di Ettore Lo Gatto. Firenze: G.C. Sansoni, 1947. P. 471–476.

29 Joyce J. Stephen Hero. Ed. by J. Slocum and H. Cahoon, 2 nd ed. New York: New Directions, 1963. 254 p.

30 Maritain J. Art et scolastique. Paris: Librairie de l’Art Catholique, 1920. 190 p.

31 Panofsky E. Idea. Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der älteren Kunsttheorie. Leipzig / Berlin: Teubner, 1924. 145 S.

32 Procli Diadochi in Platonis Timaeum commentaria. Ed. E. Diehl. Bd. 1. Leipzig: Teubner, 1903. 476 S. 33 Siekiera A. L’identità linguistica del Vasari “Artefice”. Firenze: Leo S. Olschki Editore, 2013. 583 p.

34 Stefanini L. (Universitá di Padova). Forma formans e forma formata nell’espressione artistica // Actas del Primer Congreso Nacional de Filosofía. Mendoza, Argentina (marzo-abril 1949). Buenos Aires, 1950. T. 3. P. 1541–1546.

35 Suchla B.R., ed. Corpus Dionysiacum, I: Pseudo-Dionysius Areopagita // De divinis nominibus. Berlin: De Gruyter, 1990. S. 107–231.