Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2019-4-1/Pieralli.pdf
Для цитирования:

Пьералли К. Поэзия ГУЛАГа: проблемы и перспективы исследования. К продолжению темы // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 1. С. 250–273.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-250-273

Автор: Пьералли К.
Сведения об авторе:

Клаудия Пьералли — PhD по русской литературе (Миланский университет), доцент (Tenure Tr. Professor) русской литературы Флорентийского университета, P.zza Brunelleschi 4, 50121 Firenze, Италия.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 16 января 2018 г.
Дата публикации: 25 марта 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №1
Рубрика: Русская литература
Страницы: 250-273
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-1-250-273

Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6
Ключевые слова: поэзия ГУЛАГа, литературное свидетельство, политические репрессии, поэзия-свидетельство, поэзия «зоны», поэзия в заключении, советская поэзия, поэзия политзаключенных, лагерная литература.

Аннотация

Настоящий обзор является базовым для более широкого исследования поэзии, написанной жертвами политических репрессий в тюрьмах, лагерях и ссылках в Советском Союзе: предварительных и пересыльных тюрьмах, досталинских, сталинских и постсталинских исправительно-трудовых лагерях и тюрьмах, ГУЛАГе и спецпоселениях. Исследование основано на данных, полученных из опубликованных и архивных материалов, относящихся к периоду 1918–1956 гг. Автор статьи предлагает детальную систематизацию корпуса поэзии, основанную на исторических и типологических критериях, которые дополняют работу над данными, полученными автором в предыдущих исследованиях. Работа послужит основой для дальнейших исследований. Продуктивность предлагаемой методологии основана на ключевой концепции «поэзии зоны» как литературного следа политических репрессий, синхронизированных с тюремным заключением в СССР.

Список литературы

1 Бондарин С. Тебе дается день. Поэты — узники Гулага. Малая серия. № 4. М.: Возвращение, 1992. 34 с.

2 Гаген-Торн Г.Ю. Нина Ивановна Гаген-Торн — ученый, писатель, поэт // Репрес- сированные этнографы / сост. Д.Д. Тумаркин. М.: Вост. лит., 1999. Вып. 1. С. 308–342.

3 Гардзонио С. Тюремная лирика и шансон: несколько замечаний к теме // Toronto Slavic Quarterly. XIV. 2005. URL: http://sites. utoronto.ca/tsq/14/garzonio14.shtml (главным образом, послевоенного периода).
С данной традицией работали известные авто- ры-исполнители, такие как Александр Галич, Владимир Высоцкий, Александр Розенбаум, Александр Новиков (об этом см.: [3]). Текстуальное и культурное наследие лагерного фоль- клора тоже может рассматриваться в качестве исторического источника, как показывает фундаментальное исследование Л. Джекобсона «Песенный фольклор ГУЛАГа как истори- ческий источник» (М., 1998, I и 2001, II) — книга, в которой собран самый широкий спектр фольклорных текстов, певшихся в русских тюрьмах ХХ в., с дореволюционного периода по 1991 г. В предисловии автор отмечает, что наследие такого рода может и должно рассматри- ваться как ценный исторический источник, поскольку эти песни можно воспринимать как своего рода коллективный дневник, в котором находят свое отражение исторические факты. Русская литература / К. Пьералли 269 (дата обращения: 01.12.2016).

4 Горбаческий А.Ч. Мотив утраченных иллюзий и мотив тишины в текстах бывших колымских заключенных // Мир русского слова. 2015. II. С. 108–114.

5 Горчева А.Ю. Пресса Гулага. Списки Е.Е. Пешковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 222 с.

6 Еланцева О.П. Поэты и поэзия БАМлага. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. 60 с.

7 Еланцева О.П. БАМлаг в контексте истории и литературы. Из фондов дальнево- сточных библиотек. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. 232 с.

8 Жаравина Л.В. «И верю, был я в будущем»: Варлам Шаламов в перспективе ХХI века. М.: Флинта-Наука, 2014. 222 с.

9 Муравьев В.П. Элегии и баллады. Поэты — узники Гулага. Малая серия. № 10. М.: Возвращение, 1992. 35 с.

10 Поэзия узников Гулага. Антология / сост. С. Виленский. М.: Демократия, 2005. 990 с.

11 Поэты — узники Гулага / cост. З. Веселая. М.: Возвращение, 2009. 60 с.

12 Поэты — узники Гулага / сост. З. Веселая. 2-е изд. М.: Возвращение, 2011. 224 с.

13 Пьералли К. Поэзия Гулага как литературное свидетельство: теоретические и эпистемологические обоснования // Studia Litterarum. 2018. Том 3, № 2. С. 144–163.

14 Пьералли К. К вопросу изучения лагерной поэзии: особенности поэзии соловец- ких узников // Воспоминания соловецких узников / сост. В. Умнягин. Соловки: Изд-во Солов. монастыря, 2017. Т. 5: 1927–1933. С. 32–43.

15 Росси. Ж. Справочник по ГУЛагу. В двух частях. М.: Просвет, 1991. Ч. 1. 262 с.

16 Сагалович Ю. Как рассказать о злодействии над женами. М.: [Б.и.], 1998. 50 с.

17 Средь других имен (Поэты — узники сталинских лагерей: сборник) / сост. и вступ. ст. В. Муравьев. М.: Моск. раб., 1990. 524 с.

18 Филин В.С. Лихолетье: стихи / сост. А. Жигулин. Астрахань: Волга, 2009. 125 с.

19 Шаламовский сборник: сб. ст. М.: Литера, 2011. Вып. 4 / сост. В.В. Есипов, С.М. Соловьев. 256 с.

20 Шилова С.И. Мой любимый — шестьсот тридцать два. Поэты — узники Гулага. Малая серия. М.: Возвращение, 2000. 20 с.

21 Таганов Л.Н. «Прости, мою ночную душу…». Книга об А. Барковой. Иваново: Областное кн. изд-во «Талка», 1993. 174 с.

22 Умнягин В.В. Восприятие природы в воспоминаниях соловецких узников // Мир русского слова. 2015. II. С. 114–120.

23 Applebaum А. Gulag. Storia dei campi di concentramento sovietici / trad. it. di L.A. Dalla Fontana. Milano: Mondadori, 2005. 695 p.

24 Bremeau C. Anna Barkova. La voix surgie de glaces. Paris: Harmattan, 2010. 266 p.

25 Chiantaretto J.-F. Ecriture de soi et trauma. Paris: Anthropos, 1998. 284 p. 270

26 Genette G. Palimpsestes. La littérature au second degré. Paris: Seuil, 1982. 490 p.

27 Gullotta A. A new perspective for Gulag Literature Studies: the Gulag Press // Studi slavistici. VIII. 2009. Р. 95–117.

28 Gullotta A. Gulag poetry: un almost unexplored field of research? // Fischer von F. Weikerstahl, K. Taidigsmann (a cura di). (Hi-)Stories of the Gulag. Fiction and reality. Heidelberg, Germany: Universitätsverlag Winter, 2016. Р. 175–192.

29 Jurgenson L. L’experience concentrationnaire, est-elle indicible? (Préf. de J. Catteau). Monaco: Ed. du Rocher, 2003. 373 p.

30 Jurgenson L. L’indicible: outil d’analyse ou objet esthétique? // Protée. XXXVII. 2009. 2. Р. 9–19.

31 Jurgenson L. Les représentation du Goulag dans la littérature testimoniale: approches épistémologiques // Dosse F., Goldstein C. (éd. par). Paur Ricoeur. Penser la mémoire. Paris: Seuil, 2013. Р. 183–196.

32 Jurgenson L. La testimonianza letteraria come fonte storica: il caso della letteratura dei Gulag // LEA ‒ Lingue e Letterature d’Oriente e Occidente. V. 2016. Р. 267–283.

33 Jurgenson L., Anstett E. Introduction // Jurgenson L., Anstett E. (a cura di). Le goulag en heritage. Pour une anthropologie de la trace. Paris: Pétra, 2009. Р. 11–17.

34 Pieralli C. “Chroniques d’ailleurs” ou écriture concentrationnaire: un regard sur la lyrique féminine des Goulags staliniens (1940–1950) // Enderlein E., Mihova L. (a cura di). Ecrire ailleurs au féminin dans le monde slave au XX siècle (Série des idées et des femmes). Paris: L’Harmattan, 2012. P. 183–195.

35 Pieralli C. La lirica nella “zona”: poesia femminile nei Gulag staliniani e nelle carceri // Alberti A., Moracci G. (a cura di). Linee di confine. Separazioni e processi di integrazione nello spazio culturale slavo. Firenze: University Press, 2013. P. 221–246.

36 Pieralli C. The Poetry of Soviet Political Prisoners (1919–1939): An Historical- Typological Framework // Alberto A., Garzaniti M., Perotto M., Sulpasso B. (a cura di). Contributi italiani al Congresso Internazionale degli slavisti. Firenze: University Press, 2013. P. 387–412.

37 Pieralli C. Poesia del Gulag o della “zona”? Problemi e prospettive per una descrizione del corpus poetico dei prigionieri politici in URSS // Pieralli C., Delaunay C., Priadko E. (a cura di). Russia, Oriente slavo e Occidente europeo. Fratture e integrazioni nella storia e nella civiltà europea. Firenze: University Press, 2017. P. 281–310.

38 Toker L. Return from the Archipelago. Indianapolis: Indiana University Press, 2000. 333 p.