Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2019-4-1/Darensky.pdf
Для цитирования:

Даренский В.Ю. Сюжет духовной «инициации» героев в романе «Евгений Онегин» // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 1. С. 214–235.
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-214-235

Автор: Даренский В.Ю.
Сведения об авторе:

Виталий Юрьевич Даренский — доктор философских наук, доцент, Луганский национальный университет им. Т. Шевченко; ул. Оборонная, 2А, 91011 г. Луганск, Украина (ЛНР).
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 26 августа 2018 г.
Дата публикации: 25 марта 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №1
Рубрика: Русская литература
Страницы: 214-235
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-1-214-235

Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)52
Ключевые слова: А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», «инициация», преображение, герой, сюжет.

Аннотация

В статье проведен анализ судеб героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в рамках модели радикальной личностной трансформации, которая обозначается термином «инициация» или метафорой «второго рождения». Интерпретация образной системы «Евгения Онегина» в рамках этого подхода позволяет концептуализировать универсальный, не зависящий от интересов и мировоззрения читателя принцип воздействия этого произведения на его сознание и миропонимание. Выделен ряд ключевых и наиболее характерных примеров личностных трансформаций основных героев романа. Предложенная интерпретация помещена в общий контекст специфики русской культуры как «культуры преображения», главная интенция которой состоит не в частном самоутверждении человека, а его преображении в устремленности к идеалу. Парадоксальность концовки романа, совершенно не характерная для этого жанра, объясняется авторской интенцией на преображение, «второе рождение» героя, что содержательно сближает его с концовкой «Преступления и наказания». Предложена типология персонажей романа, построенная в соответствии с их отношением к интенции преображения («инициации») как в ее удавшемся, так и неудавшемся вариантах. Выделены содержательные признаки преображения («инициации») героев как в романе, так и в собственной судьбе и творчестве А.С. Пушкина в целом.

Список литературы

1 Ахматова А. «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина // Ахма- това А. Собр. соч.: в 6 т. М.: Эллис Лак, 2002. Т. 6. С. 56–96.

2 Благой Д. Мастерство Пушкина. М.: Сов. писатель, 1955. 266 с.

3 Даренский В.Ю. Интертекст инициации в структуре литературного произведе- ния // Интертекстуальность художественного дискурса: Мат. Всеросс. науч. конф. (г. Астрахань, 20 апреля 2018 г.). Астрахань: Астраханский ун-т, 2018. С. 17–25.

4 Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя // Лот- ман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство, 2003. С. 21–184.

5 Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство, 2003. С. 391–471.

6 Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М.: Наука, 1982. 208 с.

7 Непомнящий B.C. Лирика Пушкина как духовная биография. М.: МГУ, 2001. 240 с.

8 Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. М.: Сов. писа- тель, 1983. 368 с.

9 Непомнящий B.C. Пушкин в свете очевидностей // Новый мир. 1998. № 6. С. 190–216.

10 Платонов А.П. Пушкин и Горький // Платонов А.П. Цветок на земле: Повести, рассказы, статьи. М.: Мол. гвардия, 1983. С. 368–390.

11 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2004. 332 с.

12 Скатов Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Л.: Дет. лит., 1990. 239 с.

13 Слонимский А. Мастерство Пушкина. М.: Худож. лит., 1963. 528 с.

14 Сурат И.З. «И новый человек ты будешь...» // Новый мир. 2009. № 5. С. 152–165.

15 Чумаков Ю.Н. Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина» // Пушкин: Сборник научных трудов. М.: Изд. МГУ, 1999. С. 19–29. 234

16 Чумаков Ю.Н. О сюжете «Евгения Онегина» // Пушкинский сборник. М.: Наука, 2005. С. 241–251.