Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2019-4-1/Veligorsky.pdf
Ключевые слова: британская предромантическая эстетика, «прекрасное», «живописное», «речная усадьба», английский пейзажный парк, русская «усадебная культура», «животворное».
Для цитирования:

Велигорский Г.А. «Речная усадьба» и дихотомия «прекрасное — живописное»: русско-английский контекст // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 1. С. 118–137.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-118-137

Автор: Г.А. Велигорский
Сведения об авторе:

Георгий Александрович Велигорский — аспирант, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 08 августа 2018 г.
Дата публикации: 25 марта 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №1
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 118-137
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-118-137
Индекс УДК: 821.111 + 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус) + 83.3(4Вел)

Аннотация

В статье, применительно к образу «речной усадьбы» в английской и русской литературе, анализируется одно из ключевых понятий британской предромантической эстетики — категория «живописное» («picturesque»). Она рассматривается в сопоставлении с сопутствующей ей категорией «прекрасное» («beautiful»). Для этой цели используются выдержки из художественных произведений, а также свидетельства мемуаров, трактатов и путеводителей. Описания реально существовавших и вымышленных особняков позволяют выявить эстетические категории, на которые опирались авторы словесных пейзажных зарисовок в английской литературе XVIII–XIX вв. Помимо этого, выявляется и демонстрируется, насколько термин «живописное» характерен для обеих культур. Если в английской литературе превалировало именно «живописное», то в русской традиции, наряду с ним, использовался и ряд квазисинонимов («привольный», «красивый»), а также производное от него понятие «животворное», развивавшееся вслед за Вл.С. Соловьевым в символистском дискурсе первых десятилетий XX в. В описаниях русских усадеб XVIII – начала XX вв. прослежена динамика рецепции понятия «живописное» (в том числе и в соотнесении с категорией «прекрасное») и выделен ряд русских синонимов к термину «picturesque».

Список литературы

1 Белый А. Священные цвета // Белый А. Символизм как миропонимание / сост., вступ. ст. и примеч. Л.А. Сугай. М.: Республика, 1994. С. 201–208.

2 Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград: Cадово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). М.: Культура, 1996. 432 c.

3 Гейнце Н.И. В тине адвокатуры. Повести. Рассказы // Гейнце Н.И. Собр. соч.: в 7 т. М.: Терра, 1994. Т. 7. 717 c.

4 Гейнце Н.И. Под гнетом страсти: Роман в трех частях; Тайна любви: Роман в трех частях. М.: Планета, 1992. 633 c.

5 Греч Н.И. Черная женщина: Роман. Изд. 3-е. М.: Тип. Якова Трея, 1855. 516 c.

6 Грэм К. Ветер в ивах. Сказка / пер. c англ. И. Токмаковой. М.: Детская лит., 1988. 287 с.

7 Джеймс Г. Женский портрет / изд. подгот. Л.Е. Полякова, М.А. Шерешевская. М.: Наука, 1984. 590 с.

8 Ершова Л.С. Понятие «живописное» и «животворное» в эстетике Вл. Соловьева и А. Белого // Серия «Symposium». Минувшее и непреходящее в жизни и творче- стве В.С. Соловьева. Вып. 32 / материалы международной конференции 14–15 февраля 2003 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C. 334–339.

9 Жарких В.Б. Умозрение в словах и красках: Максимилиан Волошин. М.: Штрих, 2008. 240 с.

10 Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 9. 652 с.

11 Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Наука, 1991. 341 с.

12 Новикова В.Г. Код «живописного» в современном английском романе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (3). С. 114–118.

13 [Мейсон Дж.] Опыт о расположении садов / пер. с англ. [СПб.], 1778. 40 c.

14 Певзнер Н. Английское в английском искусстве / пер. с англ. Л.Н. Житковой. СПб.: Азбука, 2004. 318 с.

15 Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социоло- гии русской литературы. М.: НЛО, 2014. 410 с.

16 Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.

17 Халтрин-Халтурина Е.В. Английская эстетика «живописного» и «Барышня-кре- стьянка» А.С. Пушкина // Михайловская пушкиниана: Материалы научно-му- зейных Михайловских Пушкинских чтений «1825 год» (август 2005) и научной конференции «Пушкин и британская культура. Пушкинский круг чтения» (декабрь 2005). Вып. 41. Сельцо Михайловское; Псков, 2006. С. 151–167.

18 Халтрин-Халтурина Е.В. Эпохальный для английского романтизма переход Уильяма Вордсворта через Альпы: от фантазии к воображению // Романтизм:134 вечное странствие / отв. ред. Н.А. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. М.: Наука, 2005. С. 120–141.

19 Эртель А.И. Гарденины, их дворня, приверженцы и враги: Роман. М.: Худож. лит., 1987. 368 с.

20 Gilpin W. Observations on the River Wye, and Several Parts of South Wales, etc.: Relative Chiefly to Picturesque Beauty: Made in the Summer of the Year 1770. L.: Printed for R. Blamire, 1789. 213 p.

21 Hipple W.J. The Beautiful, The Sublime, and The Picturesque in Eighteenth-Century. British Aesthetic Theory. Carbondale (IL): Southern Illinois University Press, 1957. 426 p.

22 Hunt J.D. The Figure in the Landscape: Poetry, Painting, and Gardening during the Eighteenth Century. L.; Baltimore: The John Hopkins University Press, 1976. 274 p.

23 Hunt P. Explanatory Notes // Grahame K. Wind in the Willows / ed. P. Hunt. Oxford: Oxford University Press, 2010. P. 147–170.

24 Ireland S. Picturesque Views on the River Thames, from Its Source in Glocestershire to the Nore; with Observations on the Public Buildings and Other Works of Art in Its Vicinity: in 2 vols. L.: T. Egerton, 1800. Vol. 1. 250 p.

25 Leslie G.D. Our River: Personal Reminiscences of an Artists Life on the River Thames. L.: Bradbury, Agnew & C°, 1888. 324 p.

26 Oakes R.A. Where is Toad Hall? // Riverbank News. June 2009. № 2 (1). P. 2–4.

27 Powys C.G. Passages from the Diaries of Mrs Philip Lybbe Powys of Hardwick House, Oxon. AD 1756–1808 / ed. Emily J. Climenson. L.: Longmans Green, 1899. 399 p.

28 Price U., Sir. Essays on the Picturesque, as Compared with the Sublime and the Beautiful; and, on the Use of Studying Pictures, for the Purpose of Improving Real Landscape. L.: Printed for J. Mawman, 1810. 444 p.

29 The Annotated «Wind in the Willows» / ed., with a preface and notes by A. Gauger; introd. by B. Jacques. N.Y.: W.W. Norton, 2009. 392 p.