Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2019-4-1/Haltrin-Khalturina.pdf
Для цитирования:

Халтрин-Халтурина Е.В. Аллегорический зáмок умеренности: о семантике пространства в «Королеве фей» Спенсера // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 1. С. 86–117.
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-86-117

Автор: Е.В. Халтрин-Халтурина
Сведения об авторе:

Елена Владимировна Халтрин-Халтурина — доктор филологических наук (РФ), PhD in English (США), ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 17 января 2019 г.
Дата публикации: 25 марта 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №1
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 86-117
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-1-86-117

Индекс УДК: 821.111
Индекс ББК: 83.3(4Вел)51
Ключевые слова: Эдмунд Спенсер, поэма «Королева фей», обитель Альмы, антропоморфные изображения, бестиарий, аллегория, анти-блазон, маньеризм, семантика пространства, аллегорическая топография.

Аннотация

В статье уделено внимание проблемам семантики пространства на материале поэмы «Королева фей» (1590–1596) Спенсера. Рассмотрена пространственная модель аллегорического замка, выведенного во второй книге «Королевы фей». Указаны некоторые особенности художественной манеры Спенсера, в частности его обращение к маньеристическому стилю. Предложен анализ одного из самых «таинственных» локусов поэмы: Замка Умеренности. Донжон этой крепости (где живет прекрасная душа Альма) изображен в виде пышущего здоровьем человеческого тела, внутри которого находятся аллегорические комнаты. Обычно исследователи останавливают внимание на аллегорическом донжоне, в то время как без толкования фортификационных укреплений крепости и ее предместий иносказательная картина остается неполной. В этой статье речь идет обо всем пространстве замка и о соответствующей аллегорической топографии. Телесный замок окружен системой бастионов, расположенных в форме пятиконечной звезды: каждый бастион отвечает за одно из пяти чувств человека. По одну сторону цитадели располагаются дебри, где гнездятся чудовища (грехи и искушения), а по другую — озеро, хранящее очистительные воды Крещения. Эклектичное сооружение Спенсера рассматривается на фоне аллегорического знания его эпохи. Первый вариант этой статьи был представлен в виде доклада на XXVII Шекспировских чтениях (Москва, 2018).

Список литературы

1 Витрувий. Книга третья. Глава I. О соразмерности в храмах и в человеческом теле // Витрувий. Десять книг об архитектуре / пер. Ф.А. Петровского. М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1936. С. 65–67.

2 Дмитриева О.В. Сценография дипломатии: «Сыны Желания» Ф. Сидни // Театр и театральность в культуре Возрождения / отв. ред. Л.М. Брагина; Науч. совет «История мировой культуры». М.: Наука, 2005. С. 155–171.

3 Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы лите- ратуры. 1968. № 8. С. 74–87.

4 Нестеров А.В. Аллегория пяти чувств в изобразительном искусстве XIII–XVII вв.: эволюция от сюжета к мотиву // Бестиарий и чувства: сб. ст. / науч. ред. О.Л. Довгий. М.: Intrada, 2017. С. 9–51.

5 Патронникова Ю.С. Роман Ф. Колонны «Гипнеротомахия Полифила» (1499) в контексте ренессансной культуры рубежа XV–XVI вв.: дис. ... канд. филос. наук. М., 2014. 226 с.

6 Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: Наследие, 2001. 208 с.

7 Эко У. История иллюзий. Легендарные места, земли и страны [ориг. назв.: Storia delle terre e dei luoghi leggendari, 2013] / пер. А. Сабашникова, А. Голубцова, Н. Самохвалова, М. Морозова. М.: Слово, 2018. 480 с.

8 Alpers P.J. Iconography in “The Faerie Queene” // Alpers P.J. The Poetry of «The Faerie Queene». Princeton: Princeton Univ. Press, 1967. P. 200–234.

9 Bene B. del. Civitas very, sive morum Bartholomei Delbene Patricii Florentini, Aristotelis de Moribus doctrinam carmine et picturis complexa, et illustrate commentariis Th. Marcili. Parisiis, Ambr. et <…> Drovart, 1609. 258 p.

10 Broaddus J.W. Spenser’s Allegory of Love. Social Vision in Books III, IV, and V of «The Faerie Queene». L.: Associated Univ. Presses, 1995. 185 p.

11 Burlinson Ch. Allegory, Space and the Material World in the Writings of Edmund Spenser. Cambridge: D.S. Brewer, 2006. XVI+256 p.

12 Camden C. The Architecture of Spenser’s «House of Alma» // Modern Language Notes. 1943. Vol. 58, No. 4. P. 262–265.

13 Davis W.R. Alma, castle of // The Spenser Encyclopedia / gen. ed. A.C. Hamilton. Toronto: Univ. of Toronto Press, 1997. P. 24–25.

14 Eggebroten A. «Sawles Warde»: a retelling of «De Anima» for a female audience // Mediaevalia: A Journal of Medieval Studies. State Univ. of New York at Binghamton, 1984. Vol. 10, Issue 1. P. 27–47.

15 Erickson W. Mapping the Faerie Queene. Quest Structures and the World of the Poem. N.Y.; L.: Garland Publishing, Inc., 1996. IX+150 p.

16 Fowler A. Spenser and the Numbers of Time. N.Y.: Barnes & Noble, 1964. XII+314 p.

17 Glasser M. Spenser as Mannerist Poet: The «Antique Image» in Book IV of The Faerie Queene // Studies in English Literature, 1500–1900. Vol. 31, No 1. 1991. P. 30–33. Мировая литература / Е.В. Халтрин-Халтурина 113

18 Hamilton A.C. Spenser and Langland // Studies in Philology (Univ. of North Carolina Press). Vol. 55, No 4 (Oct. 1958). P. 533–548.

19 Hamilton A.C. The Visions of Piers Plowman and The Faerie Queene // Form and Convention in the Poetry of Edmund Spenser / ed. W. Nelson. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1961. P. 1–34.

20 Heninger S.K., Jr. Touches of Sweet Harmony: Pythagorean Cosmology and Renaissance Poetics. San Marino, 1974. XVII+446 p. 21 Hopper V.F. Spenser’s ‘House of Temperance’// Publications of Modern Language Association. 1940. Vol. 55, No 4. P. 958–967.

22 Hunter W.B., Jr. (ed. and introduction). The English Spenserians. The Poetry of Giles Fletcher, George Wither, Micheal Drayton, Phineas Fletcher, and Henry More. Salt Lake City: The Univ. of Uta Press, 1977. 453 p.

23 Klausner D.N., ed. The Castle of Perseverance. Kalamazoo, Michigan: Medieval Institute Publications, 2010. VII+145 p.

24 Lewis C.S. The Allegory of Love. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1958. 378 p. Electronic edition. Kindle Locations: 5998–6004.

25 MacCaffrey I.G. // I.G. MacCaffrey. Spenser’s Allegory. The Anatomy of Imagination. Princeton: Princeton Univ. Press, 1976. XII+445 p.

26 Manguel, A.; Guadalupi, G. The Dictionary of Imaginary Places. 2 nd expanded ed. N.Y.: L.: Harcourt, Inc., 1999. XVII+755 p. 27 Melchiori G. The Tightrope Walkers: Studies on Mannerism in Modern English Literature. London: Routledge, 1956. 277 p.

28 Melion W.; Rothstein B.; Weemans M. (eds.) The Anthropomorphic Lens: Anthropomorphism, Microcosmism and Analogy in Early Modern Thought and Visual Arts (Intersections). Leiden: Brill, 2014. 524 p.

29 Miller, David Lee. Alma’s Nought // D.L. Miller. The Poem’s Two Bodies. The Poetics of the 1590 Faerie Queene. Princeton: Princeton Univ. Press, 1988. P. 164–215.

30 Olson R. Arras Hanging: the Textile that Determined Early Modern Literature and Drama. Newark: Univ. of Delaware Press, 2013. VIII+171 p.

31 Pauw F. Landscaping the Body: Anatomical-Geographical Bawdy in Aristophanes and Shakespeare, and Politically Incorrect Humour // Akroterion. 2014. Vol. 59. P. 1–30. Available at: http://www.questia.com/read/1G1-420435897/landscaping-the-body- anatomical-geographical-bawdy (Accessed 01 December 2018).

32 Powell C.L. The Castle of the Body // Studies in Philology. 1919. No 16. Р. 197–205. 33 Ross Ch. Spenser’s Customs of Courtesy // Ch. Ross. The Custom of the Castle. From Malory to Macbeth. Berkeley: California Univ. Press, 1997. P. 83–103.

34 Røstvig M.-S. Configurations: A Topomorphical Approach to Renaissance Poetry. Oslo: Scandinavian Univ. Press, 1994. XX+582 p. 35 Sadowski P. Spenser’s «golden squire» and «golden Meane»: Numbers and Proportions in Book II of The Faerie Queene // Spenser Studies. 2000. No 14. P. 107–131.

36 Schoenfeldt M. The Construction of Inwardness in The Faerie Queene, Book 2 // Worldmaking Spenser. Explorations in the Early Modern Age / ed. P. Cheney and L. Silberman. Lexington: The Univ. Press of Kentucky, 2000. P. 234–243.

37 Smith D.K. The Cartographic Imagination in Early Modern England. Re-writing the World in Marlowe, Spenser, Raleigh and Marvell. Hampshire (UK): Ashgate Publishing Limited, 2008. 204 p.

38 Spenser E. The Faerie Queene / ed. by Bateson F.W. and Hamilton A.C. L.; N.Y.: Longman, 1977. XIII+753 p. (Longman Annotated English Poets Ser.).

39 Summers D.A. Spenser’s Arthur. The British Arthurian Tradition and «The Faerie Queene». N.Y.; Oxford: University Press of America, 1997. VIII+278 p.

40 Trevisan S. The Impact of the Netherlandish Landscape Tradition on Poetry and Painting in Early Modern England // Renaissance Quarterly (Univ. of Chicago Press). 2013. Vol. 66, No 3. P. 866–903.

41 Upham A.H. The French Influence in English Literature: From the Accession of Elizabeth to the Restoration. N.Y.: The Columbia University Press, 1908. IX+560 p.

42 Weemans M. Herri met de Bles’s «Way to Calvary»: A Silenic Landscape // Art History. 2009. Vol. 32, No 2. Oxford: Blackwell Publishing, 2009. P. 307–331.

43 Weemans M. Herri met de Bles’s Sleeping Peddler: An Exegetical and Anthropomorphic Landscape // The Art Bulletin. 2006. Vol. 88, No 3. P. 459–481. Available at: https:// www.jstor.org/stable/25067262 (Accessed 01 December 2018).

44 Welsford E. The Court Masque. A Study in the Relationship between Poetry and the Revels. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1927. XV+434 p.