Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2019-4-1/Aleksandrova.pdf
Ключевые слова: Павел Силенциарий, «Экфрасис св. Софии», Константинополь, жанр, стиль, Нонн, Стаций, поэтическая традиция, позднеантичная поэзия, византийская литература.
Для цитирования:

Александрова Т.Л. «Экфрасис Св. Софии» Павла Силенциария и предшествующая поэтическая традиция // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 1. С. 70–85.
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-70-85

Автор: Т.Л. Александрова
Сведения об авторе:

Татьяна Львовна Александрова — доктор филологических наук, доцент, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Лихов пер., д. 5, стр. 1, 127051 г. Москва, Россия; Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 13 ноября 2018 г.
Дата публикации: 25 марта 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №1
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 70-85
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-70-85
Индекс УДК: 821.14.02
Индекс ББК: 83.3(0)3

Аннотация

В статье прослеживается, на какие поэтические образцы ориентируется Павел Силенциарий в своих поэмах «Экфрасис св. Софии» и «Экфрасис амвона», исследуются конкретные методы работы поэта с текстами предшественников. С точки зрения формы сочинение Павла представляет собой смешение экфрасиса и энкомия, адресованного императору Юстиниану как главному строителю Софии. Павел Силенциарий ориентируется на традицию как греческого эпоса, так и на разнородные образцы энкомиастических сочинений, причем не только греческих, но и латинских. Заметно у Павла и влияние поэзии Григория Богослова. В статье разбирается ряд примеров использования Павлом поэтических формул, заимствованных у других поэтов, и рассматриваются сходные приемы повествования. Особое внимание уделяется параллелям между «Экфрасисом» Павла и «Сильвами» Стация: оба поэта сходным образом используют прием просопопеи и этопеи, вводя в повествование мифического собеседника главного героя; оба сходным образом и почти в одних и тех же выражениях описывают различные виды мрамора; у обоих встречаются сходные выражения. Несмотря на то что часть совпадений имеет аналоги в эллинистической поэзии, представляется, что непосредственное использование Павлом «Сильв» Стация, который в поздней античности считался школьным автором, вполне вероятно.

Список литературы

1 Александрова Т.Л. Жанровое своеобразие поэмы императрицы Евдокии «О св. Киприане» // Научный диалог. 2018. № 6. С. 58–68. 

2 Альбрехт фон М. История Римской литературы. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2004. 1390 c.

3 Agosti G. Greek poetry // The Oxford Handbook of Late Antiquity / ed. by S. Johnson. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 361–405.

4 Attridge H.W. Genre Bending in the Fourth Gospel // Journal of Biblical Literature. 2002. Vol. 121. No. 1 (Spring, 2002). P. 3–21.

5 Lauritzen D. Paule le Silentiaire lectuer de Jean de Gaza // Le voyage des légendes. Hommages à Pierre Chuvin / ed. D. Lauritzen, M. Tardieu. Paris: CNRS Éditions, collection Alpha 2013. P. 309–323.

6 Macrides R., Magdalino P. The architecture of ekphrasis: construction and context of Paul the Silentiary’s poem on Hagia Sophia // Byzantine And Modern Greek Studies. 1988. No 12. P. 47–82.

7 Mango C. The Art of the Byzantine Empire (312–1453). Toronto; London: University of Toronto Press in association with the Medieval Academy of America, 1986. 272 p.

8 Paulus Silentiarius. Descriptio Sanctae Sophiae. Descriptio Ambonis / ed. C. de Stephani. Berlin and New York: Walter de Gruyter, 2010. XLVIII, 163 p.

9 Statius. Silvae / ed. and transl. by D.R. Shackleton Bailey. Harvard, Harvard University Press, 2003. VII, 438 p.

10 Viljamaa T. Studies in Greek Encomiastic Poetry of the Early Byzantine Period (Commentationes Humanarum Litt. Soc. Sc. Fenn., 42:4). Helsinki, 1968. 156 p.

11 Whitby M. Paul the Silentiary and Claudian // Classical Quaterly XXXV n.s. 1985. P. 507–516. 

12 Whitby M. The Occasion of Paul the Silentiary’s Ekphrasis of S. Sophia // The Classical Quarterly, New Series. 1985. 35/1. P. 215–228.

13 Xydis S. The Chancel Barrier, Solea and the Ambo of Hagia Sophia // The Art Bulletin. 1947. 28/1. P. 1–24.