Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-4/Barabash.pdf
Для цитирования:

Барабаш Ю.Я. На пути к национальной модели модернизма (три пьесы Игоря Костецкого) // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 4. С. 240–259.

DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-240-259

Автор: Барабаш Ю.Я.
Сведения об авторе:

Юрий Яковлевич Барабаш — доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской Академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 10 сентября 2018 г.
Дата публикации: 25 декабря 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №4
Рубрика: Литература народов России и Ближнего зарубежья
Страницы: 240-259
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-4-240-259

Индекс УДК: 821.161.2
Индекс ББК: 83.3(4Укр)6
Ключевые слова: модернизм, поэтика, герменевтический, компаративный, «драма абсурда», модель, двойничество, мистерия.

Аннотация

Написанные И. Костецким в 1945–1947 гг. три пьесы в статье рассматриваются (а) в герменевтическом, компаративном, историко-литературном аспектах и (б) в общеукраинском и европейском литературных контекстах. В пьесе «Искушения несвятого Антона» отмечается — как смыслообразующий фактор — абсурдистское начало, что дает основания для сопоставления пьесы с европейской «драмой абсурда». В пьесах «Близнецы еще встретятся» и «Действо о великом человеке» доминируют (при наличии ряда абсурдистских признаков) иные тенденции: социопсихологическая (тема двойничества), идеологическая и моральная (дискуссии о «правомерности» террора ради высокой цели), философско-религиозная (иррациональная природа Власти, ее мистериальная составляющая, зомбированность массового сознания). Типологическая схожесть анализируемых произведений базируется на основе общей для них парадигмы модернизма, совокупности принципов и форм модернистской поэтики. Эти особенности отчетливо проявляются при компаративном подходе к пьесам Костецкого и тематически сопоставимым образцам (интерпретация Г. Флобером легенды о св. Антонии, тема двойничества у Гоголя и Шевченко, Достоевского и Андрея Белого, мистериальное начало у Г. Лорки и Т.С. Элиота). Пьесы, как и основные прозаические сочинения И. Костецкого, представляют собою связующее звено между украинским модернизмом 1920-х гг. («Расстрелянное возрождение») и модернистскими, а также постмодернистскими течениями в современной украинской литературе.

Список литературы

1 Беспутна С. Драма І. Костецького «Дійство про велику людину»: спроба інтер- претації // Літературознавчі обрії: праці молодих учених. Київ, 2009. Вип. 15. С. 112–115.

2 Геннеп А. ван. Обряды перехода. М.: Восточная литература, 1999. 200 с.

3 Грицай О. Банкрот літератури // Lidia Stefanovska. MUR i odrodzenie ukraińskiego życia literackiego w obozach dla uchodźców na terytorium Niemiec. 1945–1948. Część II. Antologia tekstów źródłowyv. Warszawa, 2014. С. 56–98.

4 Костецький І. Театр перед твоїм порогом. Мюнхен: На горі, 1963. 254 с.

5 Мовчан Р. Український модернізм 1920-х: портрет в історичному інтер’єрі. Київ: Видавничий дім «Стилос», 2008. 544 с.

6 Элиот Т.С. Убийство в соборе / пер. В. Топорова // Элиот Т.С. Полые люди. СПб.: Издат. дом «Кристалл», 2000. 464 с.