Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-4/Filatov.pdf
Ключевые слова: Н.С. Гумилев, Адам, миф, автобиографический миф, мифопоэтика, адамизм, акмеизм.
Для цитирования:

Филатов А.В. Миф об Адаме в лирике Н.С. Гумилева // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 4. С. 170–183.

DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-170-183

Автор: Филатов А.В.
Сведения об авторе:

Антон Владимирович Филатов — аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 30 октября 2017 г.
Дата публикации: 25 декабря 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №4
Рубрика: Русская литература
Страницы: 170-183
DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-170-183
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)53

Аннотация

В статье рассматривается значение образа Адама для художественного мира Н.С. Гумилева. Библейский предок является не только эталоном поэта-акмеиста, но и универсальным мифологическим прототипом для героев гумилевской лирики. Поэт создает собственную версию мифа об Адаме, используя для этого традиционные мифологемы и мотивы (Адам, Ева, рай, грехопадение и т. д.). Гумилев трансформирует библейскую легенду, рассматривая изгнание из рая как испытание, а не как наказание человека Богом (стихотворение «Сон Адама»). Земная жизнь в таком прочтении уподобляется ритуалу инициации, после завершения которого герой вновь вернется в рай вместе со своей супругой (стихотворение «Баллада»). Помимо этого поэт проецирует на миф события собственной жизни, в результате чего отношения Адама и Евы усложняются. Это происходит за счет амбивалентности образа героини, одновременно близкой и чужой Адаму. Подобная трансформация воспроизводит сложные отношения Гумилева со своей супругой А.А. Горенко (Ахматовой). Ее согласие стать женой поэта иллюстрирует взаимодействие «текста жизни» и «текста мифа». Несмотря на это, миф об Адаме сохраняет двойственность мифологемы Евы, которая реализуется в различных женских образах, восходящих либо к небесной деве (ее варианты — Лилит, Синяя звезда), либо к земной, отчужденной от героя женщине (стихотворения «У камина», «Пятистопные ямбы»). Это приводит к важнейшим изменениям в структуре гумилевского мифа: Ева покидает своего супруга. Ее сюжетная функция спутника, ведущего к раю, редуцируется до эмблемы райского топоса, который Адам ищет в одиночестве.

Список литературы

1 Ахматова А.А. Н.С. Гумилев — самый непрочитанный поэт ХХ века // Ахматова А.А. Собр. соч.: в 6 т. М.: Эллис Лак 2000, 2001. Т. 5: Биографическая проза. Pro domo sua. Рецензии. Интервью. С. 85–146.

2 Грякалова Н.Ю. Н.С. Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акме- изма // Николай Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. С. 103–123.

3 Гумилев Н.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. М.: Воскресенье, 1998–2007.

4 Йованович М. Николай Гумилев и масонское учение // Н. Гумилев и Русский Парнас. СПб.: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, 1992. С. 32–46. 5 Оцуп Н.А. Николай Гумилев. Жизнь и творчество. СПб.: Изд-во «Logos», 1995. 200 с.

6 Струве Г.П. Творческий путь Гумилева // Н.С. Гумилев: Pro et Contra. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 2000. С. 555–582.

7 Тименчик Р.Д. Николай Гумилев // Родник. 1988. № 10. С. 20–21.

8 Тименчик Р.Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М.: Мосты культуры / Гешарим, 2017. 776 с.

9 Филатов А.В. Аксиологический подход к изучению книги стихов: онтологические ценности в «Чужом небе» Н.С. Гумилева // Новый филологический вестник. 2016. № 1. С. 119–128.

10 Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники. Воспоминания. Письма. М.: Радуга, 1991. 432 с.

11 Шубинский В.И. Зодчий. Жизнь Николая Гумилева. М.: АСТ, 2014. 736 с.