Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-4/Golubkov.pdf
Для цитирования:

Голубков А.В. «Anekdota» Прокопия Кесарийского между историей и литературой: Василевс vs Демон; Василиса vs Гетера // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 4. С. 106–115.

DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-106-115

Автор: Голубков А.В.
Сведения об авторе:

Андрей Васильевич Голубков — доктор филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 28 июля 2018 г.
Дата публикации: 25 декабря 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №4
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 106-115
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-4-106-115

Индекс УДК: 821.14+821.133.1
Индекс ББК: 83.3(0)4 + 83.3(4Фра)51
Ключевые слова: Византия, Франция, Прокопий Кесарийский, анекдот, история, «тайная история», риторика.

Аннотация

В центре статьи — анализ рецепции памфлетной «Тайной истории» византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского, автора известных панегирических текстов о василевсе Юстиниане. Рукопись памфлета была найдена эллинофилом Николо Алеманни и издана в Лионе в 1623 г. под названием «Anekdota» (под этим греческим словом, обозначавшим «неизданные записки», произведение было упомянута в каталоге Суды в X в.). Французские историки и писатели XVII в. восприняли «Тайную историю» как уникальную попытку заглянуть за кулисы византийской истории и познать истинные причины великих событий, известный историк Антуан де Варийяс предпринял попытки создать «тайную историю» на материале истории Флоренции эпохи Медичи. В статье высказывается предположение о том, что в XVII в. смысл и прагматика текста Прокопия были поняты некорректно: текст «Тайной истории» мог быть создан как риторическое упражнение, в котором Прокопий показывает свои способности сочинить не только панегирик, но и «инвертированную» похвалу. В качестве доказательства данной гипотезы приводятся примеры, связанные с описанием Юстиниана в качестве демона, восходящие в действительности к образам из «Завещания Соломона», а также посвященные безумствам василисы порнографические сцены, которые предстают риторической гипертрофией ситуаций, описанных в пособиях по ораторскому мастерству (progymnasmata) Гермогена Тарсского.

References

1 Beck H.-G. Kaiserin Theodora und Prokop: Der Historiker und sein opfer. München, Pi- per TB, 1986. 168 S. (In German)

2 Bornmann F. Su alcuni passi di Procopio. Studi italiani di filologia classica, 1978, no 50, pp. 27–37. (In Italian)

3 Gantar K. Kaiser Justinian als Köpfloser Dämon. Byzantinische Zeitschrift, München, 1961, T. 54, S. 1–3. (In German)

4 Girod V. Théodora. Prostituée et impératrice de Byzance. Paris, Tallandier, 2018. 300 p. (In French)

5 Hermogène. L’art rhétorique. Paris, L’Âge d’Homme, 1997. 640 p. (In French)

6 Legendre L. Nouvelle histoire de France depuis le commencement de la monarchie jusqu’à la mort de Louis XIII. Paris, C. Robustel, 1718. Vol. 2. 349 p. (In French)

7 Procope de Césarée. Constructions de Justinien I (De aedificiis). Alessandria, Orso, 2011. viii, 469, x p. (In French)

8 Procope de Césarée. Histoire secrète. Paris, Les Belles Lettres, 1990. xvi, 214 p. (In French)

9 Saint-Réal César de. De l’Usage de l’Histoire. Paris, C. Barbin, 1671. 248 p. (In French)

10 Testament de Salomon. Available at: http://www3.sympatico.ca/jjosianelegrand/index_fichiers/Salomon.htm (Accessed 10 April 2018). (In French)