Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-4/Lyakhovskaya.pdf
Ключевые слова: традиционный эстетический идеал, африканская женщина, Сенгор, поэзия, имперсонализм, романистика, скульптура, культура Ифе, маски.
Для цитирования:

Ляховская Н.Д. «Красива красотой прошлого». Традиционный эстетический канон и образ женщины в африканских франкоязычных литературах // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 4. С. 90–105.

DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-90-105

Автор: Ляховская Н.Д.
Сведения об авторе:

Нина Дмитриевна Ляховская — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 12 октября 2017 г.
Дата публикации: 25 декабря 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №4
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 90-105
DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-90-105
Индекс УДК: 821.112.6
Индекс ББК: 83.3(6)

Аннотация

В статье анализируется влияние традиционного эстетического канона на изображение женщин в африканской поэзии и романистике. Подчеркивается огромное значение основателя теории негритюда (négritude), выдающегося сенегальского поэта Леопольда Седара Сенгора (Leopold Sedar Senghor, 1906–2001), с 30-х гг. XX в. прославлявшего красоту африканской женщины, черной женщины в своих поэмах, одах, элегиях. В поэзии Сенгора африканская женщина — олицетворение подлинной, аутентичной Африки и негрской сущности. Сенгор противопоставлял европейский эстетический идеал африканскому и призывал африканских художников и скульпторов стремиться не к правдоподобию, портретному сходству, а к эмоциональному воздействию. Имперсонализм свойственен образам женщин как в лирике самого Сенгора и других африканских поэтов, так и в африканской романистике. Образы женщин, даже главных героинь, лишены психологической нюансировки, мало индивидуализированы. Описание их внешности часто ограничивается сравнением с терракотовыми головками культуры Ифе (Ife), женскими фигурками-амулетами народа ашанти, масками народа гуро. Имперсонализм снижает художественные достоинства африканских романов-историй любви и свидетельствует о все еще очень большом влиянии коллективистского универсально-целостного сознания, не учитывающего самоценность, неповторимость отдельной личности.

Список литературы

1 Диоп Д. Поэты Западной Африки. М.: Наука, 1963. 189 с. 2 Мириманов В.Б. Традиционное искусство Тропической Африки. М.: Искусство, 1986. 310 с.

3 Сенгор Л.С. Из африканской лирики. М.: Наука, 1967. 160 с.

4 Сенгор Л.С. Избранная лирика. М.: Наука, 1969. 156 с.

5 Bâ M. Une si longue lettre. Dakar-Abidjan: Nouvelles Editions africaines, 1979. 132 p.

6 Bebey J. La poupée Ashanti. Yaoundé: CLE, 1973. 220 p.

7 Bebey J. Le fils d’Agata Moudio. Yaoundé: CLE, 1966. 207 p.

8 Efoui K. Polka. P.: Seuil, 1998. 157 p.

9 Eno Belinga S.M. Ballades et chansons. Yaoundé: CLE, 1974. 156 p.

10 Eno Belinga S.M. Masques nèqres. Yaoundé: CLE, 1972. 64 p.

11 Kourouma A. L’Allah n’est pas obligé… P.: Seuil, 2002. 237 p.

12 Lopes E. Le chercheur d’Afriques. P.: Harmatlan, 1990. 303 p.

13 Lopes E. Le lys et le flamboyant. P.: Seuil, 1997. 431 p.

14 Senghor L.S. Entretien avec Bakari Kamian // Ce que je crois: Négritude, francité et civilisation de l’universel. P.: Grasset, 1988. 234 p.

15 Senghor L.S. Poèmes. P.: Seuil, 1973. 252 p.

16 Poèsie, grandes vois du Zud, Notre librairie: Cultures frances, № 164, 2007. 189 p.

17 Wane A. Les habitués du Paradis. Dakar-Abidjan: Les Nouvelles éditions africaines, 1977. 102 p.