Аннотация
В статье анализируется влияние традиционного эстетического канона на изображение женщин в африканской поэзии и романистике. Подчеркивается огромное значение основателя теории негритюда (négritude), выдающегося сенегальского поэта Леопольда Седара Сенгора (Leopold Sedar Senghor, 1906–2001), с 30-х гг. XX в. прославлявшего красоту африканской женщины, черной женщины в своих поэмах, одах, элегиях. В поэзии Сенгора африканская женщина — олицетворение подлинной, аутентичной Африки и негрской сущности. Сенгор противопоставлял европейский эстетический идеал африканскому и призывал африканских художников и скульпторов стремиться не к правдоподобию, портретному сходству, а к эмоциональному воздействию. Имперсонализм свойственен образам женщин как в лирике самого Сенгора и других африканских поэтов, так и в африканской романистике. Образы женщин, даже главных героинь, лишены психологической нюансировки, мало индивидуализированы. Описание их внешности часто ограничивается сравнением с терракотовыми головками культуры Ифе (Ife), женскими фигурками-амулетами народа ашанти, масками народа гуро. Имперсонализм снижает художественные достоинства африканских романов-историй любви и свидетельствует о все еще очень большом влиянии коллективистского универсально-целостного сознания, не учитывающего самоценность, неповторимость отдельной личности.
Список литературы
1 Диоп Д. Поэты Западной Африки. М.: Наука, 1963. 189 с. 2 Мириманов В.Б. Традиционное искусство Тропической Африки. М.: Искусство, 1986. 310 с.
3 Сенгор Л.С. Из африканской лирики. М.: Наука, 1967. 160 с.
4 Сенгор Л.С. Избранная лирика. М.: Наука, 1969. 156 с.
5 Bâ M. Une si longue lettre. Dakar-Abidjan: Nouvelles Editions africaines, 1979. 132 p.
6 Bebey J. La poupée Ashanti. Yaoundé: CLE, 1973. 220 p.
7 Bebey J. Le fils d’Agata Moudio. Yaoundé: CLE, 1966. 207 p.
8 Efoui K. Polka. P.: Seuil, 1998. 157 p.
9 Eno Belinga S.M. Ballades et chansons. Yaoundé: CLE, 1974. 156 p.
10 Eno Belinga S.M. Masques nèqres. Yaoundé: CLE, 1972. 64 p.
11 Kourouma A. L’Allah n’est pas obligé… P.: Seuil, 2002. 237 p.
12 Lopes E. Le chercheur d’Afriques. P.: Harmatlan, 1990. 303 p.
13 Lopes E. Le lys et le flamboyant. P.: Seuil, 1997. 431 p.
14 Senghor L.S. Entretien avec Bakari Kamian // Ce que je crois: Négritude, francité et civilisation de l’universel. P.: Grasset, 1988. 234 p.
15 Senghor L.S. Poèmes. P.: Seuil, 1973. 252 p.
16 Poèsie, grandes vois du Zud, Notre librairie: Cultures frances, № 164, 2007. 189 p.
17 Wane A. Les habitués du Paradis. Dakar-Abidjan: Les Nouvelles éditions africaines, 1977. 102 p.