Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-4/Pantina.pdf
Ключевые слова: Жозеф де Местр, Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, философия, религия, политика, Вселенская Церковь, контрреволюция.
Для цитирования:

Пантина М.В. К проблеме рецепции Ж. де Местра русской культу- рой рубежа XIX–XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев) // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 4. С. 26–39.

DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-26-39

Автор: М.В. Пантина
Сведения об авторе:

Марина Викторовна Пантина — докторантка университета Paris-Sorbonne, École Doctorale III «Littératures françaises et comparée». Université Paris-Sorbonne, Maison de la Recherche, 28 rue Serpente, 75006 Paris.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 28 июня 2018 г.
Дата публикации: 25 декабря 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №4
Рубрика: Теория литературы
Страницы: 26-39
DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-26-39
Индекс УДК: 821.0
Индекс ББК: 87.3(4Фра)+87.3 (2Рос=Рус)53

Аннотация

В статье рассматривается рецепция Жозефа де Местра в русской культуре на рубеже XIX и XX вв. Ж. де Местр — французский философ начала XIX в., который провел четырнадцать лет в Санкт-Петербурге, исполняя обязанности посла короля Сардинии. В этот период Ж. де Местр посещает салоны петербургского общества и оказывает значительное влияние на светскую и интеллектуальную жизнь города. В дальнейшем его образ, как писателя, так и как персонажа, остается в сознании интеллектуалов XIX и начала XX вв. В нашей статье мы анализируем интерпретацию идей де Местра у Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева. Соловьев пишет статью о Ж. де Местре в словаре Брокгауза и Эфрона. Комментарии русского философа свидетельствуют о глубоком изучении творчества де Местра, но также и о критичном восприятии некоторых его идей. Важной темой для обоих философов становится «Вселенская церковь», каждый из них понимает ее по-своему. В статье мы анализируем сочинениям Ж. де Местра и Вл. Соловьева, а именно «О папе» де Местра и «Россия и вселенская церковь» Соловьева. Н.А. Бердяев, в свою очередь, вдохновлялся как Соловьевым, так и де Местром. В своей работе «Философия неравенства» он ставит философов в один ряд и особенно сосредоточивается на контрреволюционных аспектах творчества де Местра. Мы прослеживаем динамику рецепции савойского философа и ее изменение в зависимости от исторического контекста на рубеже веков.

Список литературы

1 Берлин И. Жозеф де Местр и истоки фашизма // Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 76–110.

2 Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной филосо- фии // Бердяев Н.А. Собр. соч.: в 4 т. Paris, 1990. Т. 4. С. 251–596.

3 Мильчина В.А. «Человек острого ума сказал...» Жозеф де Местр как мастер свет- ской беседы // Актуальность Жозефа де Местра: материалы русско-французской конференции. М.: РГГУ, 2012. C. 127–144.

4 Соловьев В.С. Жозеф де Местр // Словарь Брокгауза и Эфрона: в 86 т. СПб.: Семеновская Типо-Литография И.А. Ефрона, 1897. Т. 20. С. 349–352.

5 Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь / пер. с франц. Г.А. Рачинского. М.: Путь, 1911. 451 с.

6 Jauss Hans Robert. Pour une esthétique de la réception. Paris: Gallimard, 1978. 305 p.

7 Maistre J. de. Du Pape // Maistre J. de. Oeuvres complètes contenant ses oeuvres posthumes et toute sa correspondance inédite: 14 vol. Lyon: Vitte et Perrussel, 1892. Vol. 2. 570 p.

8 Maistre J. de. Considérations sur la France // Maistre J. de. Œuvres / éd. Pierre Glaudes. Paris: R. Laffont, 2007. P. 177–195.

9 Maistre J. de. Les Soirées de Saint-Pétersbourg // Maistre Joseph de. Œuvres / éd. Pierre Glaudes. Paris: R. Laffont, 2007. P. 455–785.

10 Soloviev V. La Russie et l’Église universelle. Paris: Albert Savine, 1889. 336 p.

11 Zaganiaris J. Spectres contre-révolutionnaires. Interprétations et usages de la pensée de Joseph de Maistre. XIX–XX siècles. Paris: L’Harmattan, 2005. 285 p.