Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-3/Sorokina.pdf
Для цитирования:

Сорокина С.П. Петрушка в детском театре первого послереволюционного десятилетия (две пьесы С.Я. Маршака) // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 3. С. 254–277. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-3-254-277

Автор: Сорокина С.П.
Сведения об авторе:

Светлана Павловна Сорокина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 15 января 2018 г.
Дата публикации: 25 сентября 2018 г
Номер журнала: 2018 Том 3, №3
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 254-277
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-3-254-277

Индекс УДК: 82-91
Индекс ББК: 82.3 (2Рос=Рус) + 83.3(2Рос=Рус)
Ключевые слова: фольклорный театр, Петрушка, детский театр, Маршак, детская литература

Аннотация

В июле 1920 г. в Екатеринодаре (Краснодаре) по предложению Маршака и при его участии был открыт профессиональный театр для детей. При выработке своих драматургических принципов Маршак ориентировался на детские игры с их импровизационностью, условностью, коллективностью творчества. На этих же принципах основан театр Петрушки, вследствие чего обращение Маршака к нему вполне закономерно. Своего «Петрушку» (1921) Маршак создал после общения с петрушечником И.А. Зайцевым. Сочиняя пьесу, Маршак стремился заложить в нее характерные для фольклорного театра импровизационное начало, принцип преодоления барьера между сценой и зрительным залом. Маршаку удалось органично соединить формулы и сюжетные ходы фольклорного театра с личным творчеством. Следующая пьеса — «Петрушка-иностранец» (1927) — по построению и сюжету дальше отстоит от фольклорной. Маршак теперь строит сюжет по типу цепевидной сказки, заменяет традиционные персонажи отражающими современные реалии действующими лицами. Петрушка, хотя и сохраняет сходство с фольклорным праобразом, в то же время сильно изменяется, превращаясь из условного персонажа неопределенного возраста, социального положения в мальчишку-озорника. Вербальная структура пьесы меньше опирается на собственно фольклорные речевые приемы. Два «Петрушки» Маршака отразили наиболее характерные тенденции обращения к этому фольклорному явлению в детском искусстве в их развитии от первых послереволюционных лет и до конца 1920-х гг.

Список литературы

1 Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 511 с.

2 Богатырев П.Г. О взаимосвязи двух близких семиотических систем (Кукольный театр и театр живых актеров) // Труды по знаковым системам. Вып. 6: Сбор- ник научных статей в честь Михаила Михайловича Бахтина: к 75-летию со дня рождения. Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1973. С. 306–329.

3 Богданова А.В. Детский городок // «Я думал, чувствовал, я жил...» Воспоминания о С.Я. Маршаке / сост. Б.Е. Галанов. М.: Сов. писатель, 1971. С. 128–146.

4 Васильева Е., Маршак С. Театр для детей. Краснодар: Кубано-Черноморск. отд. нар. образ., 1922. 234 с.

5 Вьюгин В.Ю. Д-р Фрикен в тылу врага...(Маршак и газета: к предыстории совет- ской классики) // «Убить Чарскую...» Парадоксы советской литературы для де- тей. 1920-е — 1930-е гг. / сост. и ред. М.Р. Балина и В.Ю. Вьюгин. СПб.: Алетейя, 2013. С. 46–76.

6 Гейзер М.М. Маршак. М.: Молодая гвардия, 2006. 325 с.

7 Куценко И.Я. С.Я. Маршак в Екатеринодаре — Краснодаре, 1918–1922. Краснодар: Б. и., 1997. 877 с.

8 Маршак И.С. От детства к детям. Главы из биографической книги // Жизнь и творчество Маршака / сост. Б.Е. Галанов. М.: Детская литература, 1975. С. 349–486.

9 Маршак С.Я. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худож. лит., 1968–1972.

10 Народный театр / вступит. ст и ст. к разделам, подгот. текстов и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. М.: Советская Россия, 1991. 544 с.

11 Некрылова А.Ф. Предисловие // Симанович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. Л.: Искусство, 1980. С. 5–32.

12 Петровский М.С. Доктор Фрикен? Что такое? // Литературная газета. 1987. № 46. 11 ноября.

13 Симанович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. Л.: Искусство, 1980. 271 с.

14 Смирнова Н.И. Советский театр кукол. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 384 с.

15 Хеллман Б. Детская литература как оружие: творческий путь Л. Кормчего // «Убить Чарскую...» Парадоксы советской литературы для детей. 1920-е — 1930-е гг. / сост. и ред. М.Р. Балина и В.Ю. Вьюгин. СПб.: Алетейя, 2013. С. 20–45.

16 Хеллман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы. М.: Новое лите- ратурное обозрение, 2016. 560 с.

17 Шпет Л.Г. Советский театр для детей. М.: Искусство, 1971. 432 с.