Аннотация
В июле 1920 г. в Екатеринодаре (Краснодаре) по предложению Маршака и при его участии был открыт профессиональный театр для детей. При выработке своих драматургических принципов Маршак ориентировался на детские игры с их импровизационностью, условностью, коллективностью творчества. На этих же принципах основан театр Петрушки, вследствие чего обращение Маршака к нему вполне закономерно. Своего «Петрушку» (1921) Маршак создал после общения с петрушечником И.А. Зайцевым. Сочиняя пьесу, Маршак стремился заложить в нее характерные для фольклорного театра импровизационное начало, принцип преодоления барьера между сценой и зрительным залом. Маршаку удалось органично соединить формулы и сюжетные ходы фольклорного театра с личным творчеством. Следующая пьеса — «Петрушка-иностранец» (1927) — по построению и сюжету дальше отстоит от фольклорной. Маршак теперь строит сюжет по типу цепевидной сказки, заменяет традиционные персонажи отражающими современные реалии действующими лицами. Петрушка, хотя и сохраняет сходство с фольклорным праобразом, в то же время сильно изменяется, превращаясь из условного персонажа неопределенного возраста, социального положения в мальчишку-озорника. Вербальная структура пьесы меньше опирается на собственно фольклорные речевые приемы. Два «Петрушки» Маршака отразили наиболее характерные тенденции обращения к этому фольклорному явлению в детском искусстве в их развитии от первых послереволюционных лет и до конца 1920-х гг.
Список литературы
1 Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 511 с.
2 Богатырев П.Г. О взаимосвязи двух близких семиотических систем (Кукольный театр и театр живых актеров) // Труды по знаковым системам. Вып. 6: Сбор- ник научных статей в честь Михаила Михайловича Бахтина: к 75-летию со дня рождения. Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1973. С. 306–329.
3 Богданова А.В. Детский городок // «Я думал, чувствовал, я жил...» Воспоминания о С.Я. Маршаке / сост. Б.Е. Галанов. М.: Сов. писатель, 1971. С. 128–146.
4 Васильева Е., Маршак С. Театр для детей. Краснодар: Кубано-Черноморск. отд. нар. образ., 1922. 234 с.
5 Вьюгин В.Ю. Д-р Фрикен в тылу врага...(Маршак и газета: к предыстории совет- ской классики) // «Убить Чарскую...» Парадоксы советской литературы для де- тей. 1920-е — 1930-е гг. / сост. и ред. М.Р. Балина и В.Ю. Вьюгин. СПб.: Алетейя, 2013. С. 46–76.
6 Гейзер М.М. Маршак. М.: Молодая гвардия, 2006. 325 с.
7 Куценко И.Я. С.Я. Маршак в Екатеринодаре — Краснодаре, 1918–1922. Краснодар: Б. и., 1997. 877 с.
8 Маршак И.С. От детства к детям. Главы из биографической книги // Жизнь и творчество Маршака / сост. Б.Е. Галанов. М.: Детская литература, 1975. С. 349–486.
9 Маршак С.Я. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худож. лит., 1968–1972.
10 Народный театр / вступит. ст и ст. к разделам, подгот. текстов и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. М.: Советская Россия, 1991. 544 с.
11 Некрылова А.Ф. Предисловие // Симанович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. Л.: Искусство, 1980. С. 5–32.
12 Петровский М.С. Доктор Фрикен? Что такое? // Литературная газета. 1987. № 46. 11 ноября.
13 Симанович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. Л.: Искусство, 1980. 271 с.
14 Смирнова Н.И. Советский театр кукол. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 384 с.
15 Хеллман Б. Детская литература как оружие: творческий путь Л. Кормчего // «Убить Чарскую...» Парадоксы советской литературы для детей. 1920-е — 1930-е гг. / сост. и ред. М.Р. Балина и В.Ю. Вьюгин. СПб.: Алетейя, 2013. С. 20–45.
16 Хеллман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы. М.: Новое лите- ратурное обозрение, 2016. 560 с.
17 Шпет Л.Г. Советский театр для детей. М.: Искусство, 1971. 432 с.