Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-3/Komiya.pdf
Для цитирования:

Комия М. Автобиографический миф в романе Ю.К. Олеши «Зависть» // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 3. С. 162–175. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-3-162-175

Автор: Комия М.
Сведения об авторе:

Митико Комия — кандидат филологических наук, Research Fellow of Japan Society for the Promotion of Science, Сайтамский университет, Симоокубо 255, р-н Сакура, 3380825 г. Сайтама, Япония.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 01 ноября 2017 г.
Дата публикации: 25 сентября 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №3
Рубрика: Русская литература
Страницы: 162-175
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-3-162-175

Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6
Ключевые слова: Ю.К. Олеша, роман «Зависть», образ Кавалерова, черновые автографы, автобиографизм

Аннотация

Данная статья посвящена автобиографическому мифу в романе Ю.К. Олеши «Зависть» и составлена на основе анализа черновых автографов романа. До сих пор образ главного героя романа Кавалерова считали автобиографическим. Однако можно утверждать, что история его создания, выявленная в ходе анализа рукописей романа, свидетельствует о том, что он не был создан как автобиографический персонаж, хотя и обладает поэтическим талантом, подобно самому Олеше. В самых первоначальных рукописных вариантах центральным героем «Зависти» был Иван Бабичев. На этой стадии образ Кавалерова — это образ интеллигента, который приспособился к условиям постреволюционного общества и талант и образованность в области литературы которого высоко оценивал фаворит правительства Андрей Бабичев. Однако в процессе написания романа Олеша придавал образу Кавалерова разные отрицательные черты. Такая тенденция к снижению образа приводила к тому, что Кавалеров постепенно переместился в центр социального конфликта и оказался антагонистом Андрея Бабичева, имеющего общественный авторитет. В результате Кавалеров стал главным героем романа. Имея в виду принципиальную перестройку образа в сторону снижения, которая на протяжении всего времени написания романа оказывала на него влияние, в более поздних рукописных вариантах Олеша начал представлять в отрицательном свете даже поэтический талант Кавалерова, который утрачивает силу, так как герой оказывается ленив и зря расточает способности на пустую работу. И так Кавалеров превращается в образ «второразрядного поэта», который радикально отличается от образа автора.

Список литературы

1 Белинков А.В. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. М.: Культура, 1997. 539 с.

2 Добренко Е.А. Становление института советской литературной критики в эпоху культурной революции: 1928–1932 // Добренко Е.А., Тиханов Г.В. (ред.) История русской литературной критики: Советская и постсоветская эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 142–206.

3 Олеша Ю.К. Беседа с читателями // Литературный критик. 1935. № 12. С. 152–165.

4 Олеша Ю.К. Зависть; Три Толстяка; Воспоминания; Рассказы. М.: Эксмо, 2013. 704 с.

5 Олеша Ю.К. Удача моей жизни // Литературная газета. 1933. 05 мая.

6 Komiya M. Olesha «Senbou» soukou kenkyu: jinbutsuzou no seisei wo tyuushin ni: Dis. ... Dr. Philology sciences. The University of Tokyo, 2017. 261 p.

7 Piper D.G.B. Yuriy Olesha’s “Zavist’” // The Slavonic and East European Review. 1970. № 48: 110. P. 27–43.