Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-3/Dmitrieva.pdf
Ключевые слова: Гоголь, «Мертвые души», второй том, староверы-бегуны, Сибирь, легенда о Беловодье
Для цитирования:

Дмитриева Е.Е. Миф о Беловодье, Опоньское царство староверов-бегунов и загадка второго тома Гоголя // Studia Litterarum. 2018.

Т. 3, № 3. С. 116–143. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-3-116-143

Автор: Дмитриева Е.Е.
Сведения об авторе:

Екатерина Евгеньевна Дмитриева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры сравнительной истории литератур, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 г. Москва, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 28 ноября 2017 г.
Дата публикации: 25 сентября 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №3
Рубрика: Русская литература
Страницы: 116-143
DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-3-116-143
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)52

Аннотация

В статье анализируется внутренняя связь, что существует между намерением Гоголя перенести продолжение действия своей поэмы в Сибирь и намечающейся во втором томе темой раскольников. Тема эта у Гоголя появляется не случайно: именно в 1840-е гг. в отношении государства к старообрядцам начинаются репрессии, а их деятельность становится объектом расследования различных комиссий. В одной из таких комиссий состоял Иван Аксаков, особо заинтересовавшийся в ходе работы комиссии сектой странников, или бегунов. В миросозерцании этого крайне левого ответвления старообрядчества, с которым связывается легенда о Беловодье, была одна особенность, которая дает возможность по-иному взглянуть на сам инцидент с покупкой «мертвых душ». Странники объявляли воплощением Антихриста не столько царя и никонианскую церковь, сколько первые всеобщие ревизии податных душ. Здесь замысел гоголевской поэмы и доктрина бегунов неожиданно смыкаются. Не случайно в первом томе поэмы Чичиков, скупающий «мертвые души», объявлен перепуганным обществом Антихристом. Но одновременно тема бегунов, бежавших в Сибирь в поисках своего рая на земле, «поддерживает» и известный нам по мемуарной литературе гоголевский план духовного преображения героев в продолжении поэмы.

Список литературы

1 Аксаков И. О служебной деятельности в России (письмо к чиновнику) // Человек. 1993. № 1. С. 70–72.

2 Аксаков И.С. Письма к родным. 1849–1856 / Изд. подгот. Т.Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1994. 653 с.

3 Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем / Изд. подгот. Е.П. Населенко и Е.А. Смирнова. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. 294 с.

4 Балакшина Ю.В. Была ли услышана «чистосердечная повесть» Н.В. Гоголя? История распространения «Авторской исповеди» в списках (К постановке проблемы) // Н.В. Гоголь: Материалы и исследования. М.: ИМЛИ, 2009. Вып. 2. C. 160–172.

5 Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953–1959.

6 Бочаров С.Г. Генетическая память литературы. М.: РГГУ, 2012. 341 с.

7 Бухарев А.М. Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 году. СПб.: Тип. Морского мин-ва, 1860. 260 с.

8 Видугирите И. Географическое воображение. Гоголь. Вильнюс: Вильнюсский ун-т, 2015. 294 с.

9 Вишленкова Е. Человеческое разнообразие в локальной перспективе: «большие теории» и эмпирические знания (Казань, первая половина XIX века) // Ab imperio. 2009. № 3. С. 245–345.

10 Выдержки из старых бумаг Остафьевского Архива. Письма к кн. П.А. Вяземскому // Русский архив. 1866. № 7. Стб. 1081–1082.

11 Гиппиус В. Гоголь; Зеньковский В. Н.В. Гоголь / предисл., сост. Л. Аллена. СПб.: Logos, 1994. 343 c.

12 Гоголь в воспоминаниях современников. М.: ГИХЛ, 1952. 719 c.

13 Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников: в 3 т. М: ИМЛИ РАН, 2011–2013.

14 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч: в 14 т. <Б.м.>: Изд-во АН СССР, 1937–1952.

15 [Гоголь Н.В.] Сочинения и письма Н.В. Гоголя: в 4 т. Изд-е П.А. Кулиша. СПб.: В тип. Императорской академии наук, 1857.

16 [Гоголь Н.В.] Сочинения Николая Васильевича Гоголя, найденные после его смерти. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н.В. Гоголя. Том второй. (5 глав). М.: В Университетской Тип., 1855. 304 c.

17 Дмитриева Е. Продолжение «Мертвых душ»: специфика национальной утопии // Острова любви БорФеда: Сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова / ИРЛИ РАН; СПбИИ РАН; Союз писателей Санкт-Петербурга; ред.-сост. А.П. Дмитриев и П.С. Глушаков. СПб.: Росток, 2016. С. 338–345.

18 Дмитриева Е.Е. «Мне нужно побольше прочесть о Сибири»: русский Запад versus российский Восток в мифопоэтике Гоголя // Диалог культур: поэтика локального текста. Материалы IV Международной научной конференции / под ред. П.В. Алексеева. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский ун-т, 2014. С. 134–144.

19 Дурылин С.Н. «Дело» об имуществе Гоголя // Н.В. Гоголь. Материалы и исследования: в 2 т. / под ред. В.В. Гиппиуса. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. Т. 1. С. 359–374.

20 Зеньковский В. Н.В. Гоголь // Гиппиус В. Гоголь; Зеньковский В. Н.В. Гоголь. СПб.: Логос, 1994. С. 189–338.

21 Манн Ю. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель-критика-читатель. 2-е изд., испр. и доп. М.: Книга, 1987. 350 c.

22 Манн Ю.В. Зачем сожжен второй том «Мертвых душ»… // Известия Российской академии наук. Сер. Лит. и яз. М., 2009. Т. 68, № 2. С. 42–47.

23 Манн Ю.В. Гоголь. Книга третья: Завершение пути. 1845–1852. М.: РГГУ, 2013. 496 c.

24 Материалы по истории русской литературы и культуры. И.С. Аксаков в Ярославле. По неизданным письмам к нему С.Т. Аксакова и его семьи. Сообщил А.А. Дунин // Русская мысль. 1915. № 8. С. 89–131.

25 Мельников П.И. (Андрей Печерский). В лесах. М.: Эксмо, 1998. 942 c.

26 Образцов Ф., протоиерей. О. Матфей Константиновский, протоиерей Ржевского собора (14 апреля 1857 г.) по моим воспоминаниям // Тверские Епархиальные ведомости. 1902. № 5, 1 марта. С. 128–147.

27 Осповат А.Л. И.С. Аксаков // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. Т. 1. C. 29–32.

28 Паламарчук П.Г. Список уцелевших от сожжения рукописей Гоголя // Гоголь. История и современность. М.: Советская Россия, 1985. C. 484–493.

29 Русский архив. 1866. № 4. Стб. 627.

30 Селезнев Н. Старообрядцы XVIII в. и «асирские христиане» Японии // Волшебная Гора: Традиция, религия, культура. М.: Волшебная гора, 2006. Вып. XII. С. 181–186.

31 Силантьева О.Ю. Страна Кокань и Шлараффия во французской и немецкой литературах XVIII–XIX вв.: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 297 с.

32 Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания / Изд. подгот. С.В. Житомирская. М.: Наука, 1989. 789 с.

33 Строев А.Ф. Мифы о Сибири в эпоху Просвещения // Сибирско-французский диалог XVII–XX веков и литературное освоение Сибири. Материалы международного научного семинара / под ред. Е.Е. Дмитриевой, О.Б. Лебедевой, А.Ф. Строева. М.: ИМЛИ РАН, 2016. С. 33–48.

34 Хетсо Г. Что случилось со вторым томом Мертвых душ? // Scando-Slavica. 1989. Т. 35. P. 137–138.

35 Хетсо Г. Что случилось со вторым томом Мертвых душ? // Вопросы литературы. 1990. № 7. С. 128–139.

36 Чижевский Д.И. Неизвестный Гоголь // Чижевский Д.И. Избранное: в 3 т. М.: Русское зарубежье, Русский путь, 2007. Т. 3. С. 734–765.

37 Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX вв. М.: Наука, 1967. 342 с.

38 Benz E. Das Recht auf Faulheit, oder die Friedliche Beendigung des Klassenkampfes // Lafargue-Studien. Stuttgart: Editions Alpha, 1974. P. 91–108.

39 Burat de Gurgy H. Voyage au pays de Cocagne. Paris: J. Vermot, 1863. 116 p.

40 Hervilly E. d’. A Cocagne! Aventures de MM. Gabriel et Fricontin. Paris: A. Lemerre, 1898. 358 p.

41 Kjetsaa G. Soviet Views on Gogol Today // Literature, culture and society in the modern age: In honor of Joseph Frank. Stanford, 1992. Part II. (Stanford Slavic Studies. Vol. 4:2). P. 455–458.

42 Kluge R.-D. Sollte Cicikov nach Sibirien verbannt warden? Mutmassungen uber Fortsetzung und Schluss von N.V. Gogol`s “Toten Seelen” // Tubinger geographische Studien. Festschrift fur Adolf Karger. 1989. Heft 1. S. 447–451.

43 Le Goff J. L’utopie medievale: le pays de cocagne // Revue europeene des sciences sociales. T. 27. N 85. Geneve, 1989. P. 276–277.

44 Maguire R. A. Exploring Gogol. Stanford: Stanford U.P., 1994. 341 p.

45 Muller M. Das Schlaraffenland. Der Traum von Faulheit und Mu.iggang. Wien: Edition Brandstatter, 1984. 186 p.

46 Schreier H. Gogol`s religioses Weltbild und sein literarisches Werk. Zur Antagonie zwischen Kunst und Tendenz. Munchen: Sagner, 1977. 123 p.